Цель:
- помочь почувствовать детям удовольствие и радость от общения с музыкой и другими видами искусства;
- осуществление комплексного подхода к уроку музыки через межпредметные связи (музыка, изобразительное искусство, конструирование, исполнительство).
Идея:
- развитие способностей эмоционального выражения различных видов искусства изобразительными, музыкальными и игровыми средствами на основе художественного (сказочного) образа в собственной творческой деятельности.
Задачи:
- знакомство с видами и жанрами музыки; пополнение активного словарного запаса понятиями, терминами: увертюра, опера;
- развитие наблюдательности, памяти, способности детей различать настроение (эмоциональное звучание) художественных, литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений;
- развитие умения переносить впечатление от восприятия музыки, изобразительного искусства, литературы на собственную творческую деятельность и сравнивать эмоционально звучание музыкального и художественного произведения;
- развитие чувствительности к средствам и способам выражения настроения в музыке, умение применять, использовать эти средства.
Виды детской художественной деятельности:
- восприятие разных видов искусства;
- музыкальная, певческая деятельность;
- игровая деятельность;
- музыкально-ритмическая деятельность;
- изобразительная деятельность;
- исполнительская деятельность;
- пластическое интонирование.
Музыкальный план:
- Н.А. Римский-Корсаков “Туча со громом сговаривалась”. Третья песня Леля из оперы “Снегурочка”.
- Н.А. Римский-Корсаков “Океан – море синее”. Вступление к опере “Садко”.
- Н.А. Римский-Корсаков “Три чуда”. Симфоническая картина (фрагменты).
- М.И. Глинка “Увертюра”. Из оперы “Руслан и Людмила”.
Песни:
- “Морской капитан”, муз. М.Протасова, сл. О.Саар.
- “Пастушья песня”, французская народная песня.
- “Лунный кораблик”, музыка и слова П.Синявского.
- “Во саду ли в огороде”, русская народная песня.
- “Сказки гуляют по свету”, музыка Е.Птичкина.
Изобразительный план:
- М.Нестеров “Лель”;
- Н.Рерих “Снегурочка”;
- А.Н. Пургольд “Стелево”.
Вербальный план:
А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане…” (фрагменты).
Оборудование урока:
- музыкальный центр;
- проигрыватель и пластинки;
- ноты песен;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- портреты Н.А. Римского-Корсакова,
- М.И. Глинки,
- А.С. Пушкина;
- листы на столах;
- заготовки поясов и шлемов;
- разноцветные карточки;
- шумовые музыкальные инструменты;
- свирели.
Драматургия урока
В класс входит учитель в русском сарафане:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному царству с помощью музыки, живописи, поэзии.
Звучит фрагмент “Увертюры” из оперы “Руслан и Людмила”. Музыка М.И. Глинки.
Учитель: Дети, вы заметили, как стремительно ввела нас музыка в это сказочное царство. А как звучала музыка, которую мы услышали?
Дети: Празднично, ярко, светло, быстро, стремительно.
Учитель: Как называется музыка?
Дети: Это Увертюра М.И. Глинки к опере “Руслан и Людмила”. (Один ребенок показывает портрет композитора).
Учитель: А интересно, что же такое увертюра? В переводе с французского - это открытие, начало. У М.И. Глинки это вступление к опере. Многие композиторы видели свою музыку в цвете. А в каком цвете вы увидели эту музыку?
Дети показывают цветную карточку (обычно красную).
Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста, песню, которую я для вас исполню, и догадайтесь, о какой героине в ней идет речь. Если узнаете, то последнюю строчку допойте вместе со мной.
Рисунок 1.
Мы расскажем сказку, мы ее споем.
Жили-были дед и бабушка вдвоем.
Вот однажды на озябший на лужок
Выпал свежий, молодой густой снежок.
Дед и баба, чтоб тоску свою забыть,
Стали снежную красавицу лепить.
Были косы из пушинок из седых,
А глаза из льдинок светло-голубых.
Дед ей сделал из сафьяна сапожки,
Не простые, золотые каблучки.
А бабуся дни и ночи не спала –
В косы ленты ей атласные плела.
Вдруг красавица взглянула, расцвела,
Тонкой бровью удивленно повела.
Дед и баба не одни теперь живут,
Дочку ласково Снегурочкой зовут.
Допеть последнюю строчку, узнав Снегурочку, вместе с учителем должны дети.
Учитель: А что за сказка “прячется” за этой песенкой?
Дети: Это русская народная сказка “Снегурочка”.
Учитель: Правильно. Сегодня мы встретимся с героями из музыкальной сказки-оперы “Снегурочка”. Ее написал известный русский композитор - сказочник Н.А. Римский-Корсаков.
Демонстрируется слайд с портретом Н.А. Римского-Корсакова.
Учитель: “Снегурочка” была написана в Стелево, усадьбе Лужского уезда, Петербургской губернии.
Демонстрируется слайд с рисунком А.Н. Пургольда “Стелево”.
(Рисунок 2).
Учитель: Композитор был влюблен в сюжет “Снегурочки”. Да это и не мудрено! Ведь в ней воспевается доброта, преданность, любовь к людям.
“Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, заросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес “Волчинец” - заповедным лесом; голая Копытецкая горка – Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, - как бы голосами леших или других чудовищ…”, - писал композитор в “Летописи моей музыкальной жизни”.[1] “Снегурочка” - это сказка-опера. Все вы знаете, что такое опера?
Дети: Опера – это музыкальный спектакль. Главный рассказчик в нем музыка. В опере герои не разговаривают, а поют.
Учитель: Итак, “Снегурочка”. Действие оперы происходит в сказочном царстве берендеев. В заповедном лесу живет Снегурочка, охраняемая лешими, кикиморами.
Демонстрируется слайд. Репродукция картины художника Н.Рериха “Снегурочка”.
Учитель (продолжает рассказ): Кончается зима, природа оживает от долгого сна. Снегурочка тянется к людям, к их песням, которые так хорошо поет пастушок Лель, полюбившийся ей.
Демонстрируется слайд. Репродукция картины художника М.Нестерова “Лель”.
Учитель (продолжает рассказ): Сейчас прозвучит третья песня Леля “Туча со громом сговаривалась” из оперы “Снегурочка”. Давайте поучаствуем в ее исполнении. (Учитель раздает несколько бубнов). Те дети, у которых в руках бубны, будут играть на них, когда звучат вступление и проигрыши. (Остальные дети имитируют игру на деревянных духовых инструментах.)
Звучит “Туча со громом сговаривалась”, третья песня Леля из оперы “Снегурочка”.
Учитель: Спасибо, ребята, вы очень старались и помогли Лелю выразительно да ладно спеть свою песню. Сейчас я вас познакомлю еще с одной песней, главный герой которой – пастушок.
Дети с учителем разучивают песню “Пастушья песня”, французская народная песня. Предварительно учитель предлагает обучающимся распеться, используя при этом первую фразу песни, предложенной ранее:
Мы расскажем сказку, мы ее споем.
Жили-были дед и бабушка вдвоем.
Вот однажды на озябший на лужок
Выпал свежий, молодой густой снежок.
Учитель: (после исполнения “Пастушьей песни”) Дети, вы запомнили, на каком музыкальном инструменте играет пастушок?
Дети: На свирели. (Рассматривают музыкальный инструмент).
Учитель: Давайте и мы сыграем на свирели песню “Во саду ли в огороде”.
Несколько детей, которые посещали кружок игры на свирели, исполняют русскую народную песню “Во саду ли в огороде”. Остальные дети аккомпанируют им на шумовых инструментах.
Учитель: Молодцы, как дружно да слаженно вы играли! Эта песня в дальнейшем нам еще пригодится. А сейчас мы продолжим путешествие по синему морю. Поможет нам в этом музыка, потому что мы будем слушать, должно быть, знакомое вам произведение. Давайте поучаствуем в его исполнении с помощью музыкальных инструментов, которые всегда с нами. Это…
Дети: Наши руки!
Учитель: Верно. Постарайтесь найти подходящие движения руками, корпусом для передачи характера музыки. Как дирижеры. Но команду оркестру нужно давать точную, чтобы музыканты слаженно играли.
Звучит “Океан – море синее”, вступление к опере “Садко”. Музыка Н.А. Римского-Корсакова. Дети выполняют задание, используя пластическое интонирование.
Учитель: Молодцы! Все были активны. А, может быть, вы узнали, о чем была музыка, кто ее написал?
Дети: Это композитор Н.А. Римский-Корсаков изобразил море.
Учитель: Какое море в музыке композитора?
Дети: Спокойное, взволнованное, бушующее, успокаивающееся – разное.
Учитель: Да, море то ласковое и манящее, то грозное и величественное, оно было предметом искренней любви для композитора Римского-Корсакова. Он окончил морской корпус, стал моряком, много стран повидал во время трехгодичного кругосветного путешествия и навсегда полюбил море. Этой стихии композитор посвятил немало своих произведений.
Прозвучало вступление к опере “Садко” “Океан – море синее”.
А вот какое море изобразил Римский-Корсаков в симфонической картине “Три чуда”, когда тридцать три богатыря выходят из глубин морских. Дети, помогите, пожалуйста, оркестрантам исполнить этот фрагмент.
Звучит фрагмент из симфонической картины “Три чуда”. Дети выполняют пластическое интонирование.
Учитель: Море спокойное или бушующее было в этой музыке?
Дети: Бушующее.
Учитель: А какие богатыри?
Дети: Мужественные, могучие, смелые.
Учитель: Давайте украсим пояса и шлемы для богатырей.
Дети разрисовывают пояса и шлемы для богатырей, заготовки которых были сделаны раньше. Выходит ребенок и читает заранее выученное стихотворение (отрывок из “Сказки о царе Салтане…” А.С. Пушкина).
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Учитель: Дети, перед вами листочки бумаги. Сконструируйте, пожалуйста, кораблик. Кто не умеет, учитесь у соседей.
Проводится индивидуальное конструирование из бумаги “Кораблик” (оригами). Учитель хвалит поделки детей.
Учитель: Ребята, вспомните, мы с вами говорили о том, что композитор Римский-Корсаков был еще и моряком. Может быть, есть в нашем репертуаре песни по этой теме?
Дети называют песни “Морской капитан”, музыка М.Протасова, слова О.Саар, и “Лунный кораблик”, слова и музыка П.Синявского. Исполняется любая песня по желанию обучающихся.
Учитель: А сейчас послушаем еще один отрывок из замечательной сказки А.С.Пушкина.
(Педагог предлагает прочитать этот отрывок кому-нибудь из детей по их желанию):
…Остров на море лежит, град на острове стоит,
С златоглавыми церквами, с теремами и садами…
В городе житье не худо,
Вот такие там три чуда:
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех.
Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет и с присвисточкой поет
При честном при всем народе “Во саду ли в огороде…”
Учитель: Ребята, мы опять с вами вернулись к русской народной песне “Во саду ли в огороде”. Послушайте, как она звучит в симфонической картине “Три чуда”.
Звучит фрагмент “Белка” из симфонической картины “Три чуда”. Музыка Н.А. Римского-Корсакова.
Учитель: Давайте и мы исполним эту песню. Вы, дети, будете петь (обращается к одной подгруппе), а вы - аккомпанировать на шумовых инструментах. Выбирайте!
Дети вместе с учителем исполняют русскую народную песню “Во саду ли в огороде”.
Во саду ли в огороде девица гуляла,
Невеличка, круглоличка, румяное личко.
За ней ходит, за ней бродит удалой молодчик,
За ней носит, за ней носит дороги подарки.
Чтоб не стыдно было девке на улицу выйти.
Благодарствую, молодчик, снабдил ты девицу.Я куплю ли, молоденька, пахучия мяты,
Посажу я эту мяту подле своей хаты.
Я не для себя сажала, я и поливала.
Для кого я поливала, того обнимала.
Учитель: Спасибо, ребята, что вы такие активные, внимательные и способные.
Красна песня ладом, а сказка – складом.
Сказке конец, а кто слушал – молодец.
(Кланяется). Подошло к концу и наше сказочное путешествие. Перед вами на столах карточки разного цвета. Если вам понравилось путешествовать по сказкам, поднимите, пожалуйста, яркую карточку, если нет – серую.
Дети исполняют песню “Сказки гуляют по свету”, музыка Е.Птичкина, и выходят из кабинета.
ЛИТЕРАТУРА.
- Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни.-М., 1980, с.178.
- Федорец Р.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Л., 1983.
- Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я/ Занимательное чтение с картинками и фантазиями. – С.-П.: Композитор, 1992.
- Фомичева Н.В. Музыкальный калейдоскоп. – М.: Альма-матер, 1994.