ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение:
Как утверждают ученые многих стран мира, человечество движется к экологической катастрофе. И действительно, опасность приближающегося экологического кризиса не преувеличена. За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупномасштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия, а во многих случаях — и к необратимым негативным процессам в природе. Сегодня дни экологические проблемы стали актуальнее, чем проблемы сохранения мира на планете.
Решить проблемы такого масштаба человечество может лишь объединившись. В 1974 г. в рамках программы ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЭП) была создана Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Она позволяет проводить контроль за состоянием окружающей среды, осуществлять оценку и прогноз изменений ее состояния на международном уровне.
Для решения экологических проблем ученые выделяют две главные задачи:
- принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
- воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
Исходя из этих задач, Правительство РФ приняло постановление от 03.11.94 г. № 1208, в котором экологическое образование и воспитание школьников определялось как приоритетное направление работы школы.
А в июне 2001 г. в Москве состоялся первый общенациональный экологический форум России, в итоговой резолюции которого одной из первоочередных задач значилось вовлечение в процесс совершенствования природоохранной деятельности миллионов граждан, в том числе и школьников.
Актуальность программы:
Состоит в том, что программа клуба “ЭКОС” способствует формированию экологической культуры школьников, позволяет повысить уровень экологических знаний, сформировывает практические умения и навыки взаимосвязи между живой и неживой природой , развивает логическое мышления.
Реализация данной программы позволяет: использовать комплексный подход к решению проблемы экологического воспитания, вооружает учащихся научно-теоретическими знаниями о природной среде и законах ее развития, формирует бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам.
Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного гражданина.
Важным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка целей.
Цель программы:
Сформировать ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способствовать осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Также формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно-трудовой деятельности.
Принципы программы:
- Принцип прогностичности предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений.
- Принцип целенаправленности предполагает воспитание подлинно хозяйственного отношения к природе
Задачи программы:
- преодоление у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней в неразрывной связи с идеологической, нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания;
- формирование потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
- формирование установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- формирование потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей;
- формирование убеждений в необходимости сбережения природы;
- теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха;
- выработка системы определенных умений, навыков, привычек.
Умения и навыки.
К общим умениям относится:
- оценка состояния окружающей среды;
- соблюдение норм поведения в природе, уход за природным окружением;
- пропаганда идеи охраны природы;
- владение методикой проведения самостоятельного исследования, наблюдения, определение объектов и явлений в природной среде
- оценка роли и места антропогенного фактора в природных сообществах, а также состояния окружающей среды под его воздействием, прогнозирование возможных изменений в окружающей среде при избранном варианте поступка;
- соблюдение правил сбора растений и их плодов, грибов;
- обращение с огнем в походах;
- умение выращивать растения, предотвращать разрушение почв.
К навыкам относится:
- проведение простейших землеизмерительных работ, взятие проб;
- проведение словесного описания характерных признаков объекта или явления, установление связи вида с факторами среды, а также взаимосвязи между особыми вида, определение состояния объекта;
- определение признаков загрязнения;
- определение видов собираемых растений;
- проведение таких мероприятий, как выкапывание , транспортировка высаживание растений, определение мест возможной эрозии почв, комплекс возможных мероприятий по защите почв и др.
Методы и формы.
Традиционные: беседы, конкурсы рисунков, плакатов; вечера, утренники, праздники, кампании, экскурсии, внеклассные чтения, выпуск стенгазет, полевые практикумы, фенологические наблюдения, акции, операции, опыты.
Нетрадиционные: КВН, “Поле чудес”, турнир знатоков природы, заочное путешествие по заповедным местам, музей или театр на столе, защита фантастических проектов, фестиваль рисованных фильмов, игра “ЭКОГРАД”, экология и фольклор, рейды в природу, организационный сбор “Огонек”, экологический мониторинг, викторины, решение кроссвордов, ребусов.
Содержание программы:
- В соответствии с целями и задачами экологического образования и воспитания строится содержание работы со школьниками, основные направления которой освещены в методических пособиях : Т.А. Попова “Экология в школе”, О.К. Костко “Экология: Пособие для средней школы”, Н.А.Касаткина “Внеклассная работа по биологии”, Н.А. Степанчук “Дидактический материал по экологии”.
- Программа рассчитана на 1 год обучения, для учащихся среднего возраста .
- Программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении природоведения и биологии.
- Программа ориентирована на активное познание мира ПРИРОДЫ.
- Содержание программы включает все понятия и термины по биологии, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, разработанных Министерством образования РФ.
- Программа соответствует федеральным требованием, она продолжает и развивает научные и методические приемы. В основе этих подходов лежат принципы научной достоверности, доступности изложения, наглядности и занимательности.
Ожидаемые результаты программы:
- Сотрудничество: ШКОЛА- ДЕТИ;
- Повысится уровень знаний, экологической культуры родителей и учащихся;
- Профилактика беспризорности и безнадзорности среди учащихся;
- Формирование ЗОЖ;
- Повышение самооценки детей;
- Улучшение отношений между детьми внутри классов;
- Формирование единых экологических правил;
- Активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.
МОЛОДЕЖНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РУЗСКОМ РАЙОНЕ
Молодежное движение по охране и восстановлению природы в Московской области существует не одно десятилетие. В МОУ сформировано и функционирует общество клуб “ЭКОС” - добровольное объединение учащихся. Клуб “ЭКОС” является одной из структур системы экологического воспитания и образования в школе. Воспитание экологического мировоззрения проходит через все фазы обучения:
- семейное воспитание
- общественное воздействие
- просвещение
- исследовательская работа
- акции и т.д.
Углубленное изучение биологического материала на занятиях кружка позволяет решить задачи экологического , эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Они должны знать . что человек – часть природы , его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, экологических исследований, экологических акций, операций , опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в планирование введены практические работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося : тренировать память, развивать наблюдательность, мышление , обучать приемам самостоятельной учебной деятельности , способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В клубе “ЭКОС” работают следующие отделы:
- ЮНЫЕ БОТАНИКИ,
- ЮНЫЕ ЗООЛОГИ,
- ЮНЫЕ ГИДРОБИОЛОГИ,
- ЮНЫЕ ФЕНОЛОГИ,
- ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Название раздела | Кол-во час. по разделу | № занятия | Тема | № занятия в геме | Практическая работа | Экскурсии | Срок провед. занятий по теме |
1. Наука - Экология | 3 |
|
|
|
|||
2. Жизнь в сообществах | 6 | 5 | Знакомство с царством Бактерий | 1 | № 1 | ||
6 | Знакомство с царством ГРИБОВ | 2 | |||||
7 | Знакомство с царством Растений | 3 | № 2-№ 4 | № 1 | |||
8 | Знакомство с царством ЖИВОТНЫХ. | 4 | |||||
9 | Взаимоотношения организмов и среды | 5 | №5 | № 2 | |||
10 | Взаимоотношения между организмами. | 6 | № 3 | ||||
3.Основные экологические факторы. | 6 | 11 | Влияние света на растения | 1 | № 6 | ||
12 | Влияние температуры на растения | 2 | № 7 | ||||
13 | Влияние влажности на растения.. | 3 | № 8 | ||||
14 | Влияние минеральных в-в на растение. | 4 | № 9 | ||||
15 | Влияние живых организмов на растение | 5 | № 10 | ||||
16 | Влияние деятельности человека. | 6 | № 4 | ||||
4. Основные экологические группы растений. | 4 | 17 | Светолюбивые растения. | 1 | № 11 | ||
18 | Тенелюбивые растения. | 2 | № 12 | ||||
19 | Растения водных и увлажненных мест обитания. | 3 | № 5 | ||||
20 | Растения сухих мест обитания. | 4 | № 6 | ||||
5.Экологические катастрофы. | 4 | 21 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1 | |||
22 | Загрязнение мирового океана. | 2 | |||||
23 | Вырубка лесов | 3 | |||||
24 | Экологическая проблема - МУСОР. | 4 | № 7 | ||||
6. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. | 4 | 25 | Международные экологические организации. | 1 | |||
26 | Международные экологические дни. | 2 | |||||
27 | Международная Красная книга. Красная книга России. | 3 | |||||
28 | Заповедники, заказника, национальные парки. | 4 | |||||
7. Родной край - часть большой
страны.
|
12 | 29 | Наш край. | 1 | № 8 | ||
30 | Поверхность нашего края. | 2 | |||||
31 | Водоемы нашего края. | 3 | № 9 | ||||
32 | Наши подземные богатства | 4 | |||||
33-34 | Земля - кормилица. | 5-6 | № 10 | ||||
35-36 | Жизнь леса | 7-8 | № 11 | ||||
37-38 | Жизнь луга. | 9-10 | № 12 | ||||
39 | Растениеводство в нашем крае. | 11 | № 13 | ||||
40 | Животноводство в нашем крае. | 12 | № 14 | ||||
8.Использование мониторинга природной среды | 2 | 41 | Роль и значение мониторинга окружающей среды в сохранении природных комплексов | 1 | |||
42 | Экологический мониторинг – комплексный мониторинг биосферы | 2 | |||||
9.Школьный экологический мониторинг | 10 | 43-44 | Мониторинг пришкольного участка | 1-2 | № 13 | ||
45-46 | Определение места школы в микрорайоне | 3-4 | № 14 | ||||
47-48 | Определение роли зеленых растений школьного участка | 4-6 | № 15 | ||||
49-50 | Определение роли газонной травы в улучшении микроклимата пришкольной территории | 7-8 | № 16 | ||||
51-52 | Изучение степени запыленности воздуха в различных местах школьной территории | 9-10 | № 17 | ||||
10.Мониторинг водной среды | 16 | 53-54 | Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду | 1-2 | № 18 | ||
55-56 | Определение степени прозрачности воды | 3-4 | № 19 | ||||
57-58 | Определение цветности воды | 5-6 | № 20 | ||||
59-60 | Определение уровня загрязненности водоема по беспозвоночным животным | 7-8 | № 21 | ||||
61-62 | Слежение за состоянием воды с помощью простейших и бактерий | 9-10 | № 22 | ||||
63-64 | Исследование загрязнения воды с помощью рыб | 11-12 | № 23 | ||||
65-66 | Определение загрязнения воды по водным животным и растениям. | 13-14 | № 24 | ||||
67-68 | Выявление степени влияния сточных вод на водоем | 15-16 | |||||
11. Мониторинг атмосферы | 5 | 69-70 | Оценка состояния воздушной среды по лиственным древесным деревьям | 1-2 | №25 | ||
71-72 | Исследование состояния атмосферы по фитоиндикаторам и лихеноиндикаторам | 3-4 | № 26 | ||||
73 | Детоксикация загрязнителей атмосферы | 5 | |||||
12. Почвенный мониторинг | 4 | 74-75 | Определение наличия нитратов в почве с помощью химических реакций | 1-2 | № 27 | ||
76-77 | Определение высокого содержания некоторых элементов в почве по растениям-индикаторам | 3-4 | № 28 | ||||
13. Мониторинг здоровья человека | 4 | 78-79 | Определение гармоничности физического развития | 1-2 | № 29 | ||
80 | Факторы , влияющие на здоровье человека. | 3 | |||||
81 | Здоровье и окружающая среда: влияние антропогенного загрязнения на здоровье человека. | 4 | |||||
14. Атмосфера Земли | 11 |
|
|
|
|||
15.Гидросфера Земли | 10 |
|
|
|
№ 30 | ||
|
|
|
№ 31 |