Различные буквы "п" и "т" в словах и предложениях

Разделы: Начальная школа


I. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательные:

  1. закрепление знаний о механизме написания букв «т» и «п», их графических особенностях;
  2. формирование понятия различения букв «т» и «п»;
  3. закрепление и уточнение словаря;
  4. уточнение и закрепление лексико-грамматических категорий.

Коррекционные:

  1. развитие зрительного гнозиса;
  2. развитие мнезиса;
  3. развитие пространственных представлений;
  4. закрепление связи между фонемой «т» и графемой «т»;
  5. закрепление связи между фонемой «п» и графемой «п»;
  6. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков «т» и «п»;
  7. закрепление навыка синтеза букв «т» и «п» из их элементов;
  8. закрепление правильного написания букв «т» и «п» на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
  9. формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
  10. закрепление навыков составления графической схемы слов;
  11. развитие лексики.

Воспитательные: формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

II. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.
  2. Развитие зрительного гнозиса.
  3. Объявление темы урока.
  4. Зрительный анализ букв «т» и «п», определение их сходства и различия.
  5. Закрепление навыка синтеза букв «т» и «п» из их элементов.
  6. Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в слогах.
  7. Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в словах.
  8. Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в предложениях.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог урока.
  11. Оценка работы детей.

III. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1. показ образца;
  2. пояснение;
  3. объяснение;
  4. использование средств наглядности;
  5. наводящие и подсказывающие вопросы;
  6. педагогическая оценка.

IV. ОБОРУДОВАНИЕ: разноцветные полоски, элементы букв «т» и «п» для конструирования, предметные картинки, цветные карандаши, карточки.

V. ПОДГОТОВКА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ:

1. Использование литературы:

1.1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2001.

1.2. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997.

VI. ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):

- Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

2. Развитие зрительного гнозиса:

Подбор одинаковых полосок.

Раздаются разноцветные полоски, состоящие из 2 частей. Логопед показывает одну из полосок. Дети находят у себя такую же.

3. Объявление темы урока:

- Жила-была буква «т» (показ карточки с рукописной строчной буквой «т»). У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все ее называли Торопыжкой. Бегала-бегала буква «т» и сломала одну ножку. Прихромала она к царице Грамматике. «Что мне делать? У меня сломалась одна ножка!» - жалуется она. «Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой «т», а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой «п» - ответила ей царица Грамматика. Так буква «т» превратилась в букву «п».

- Среди вас есть такие ученики, которые путают буквы «т» и «п». Чтобы вы не путали впредь эти буквы, я вам предлагаю выполнить следующие задания:

4. Зрительный анализ букв «т» и «п», определение их сходства и различия:

- Посмотрите на букву «т». Из скольких элементов она состоит? (Буква «т» состоит из трех элементов).

- А буква «п»? (Буква «п» состоит из двух элементов).

- Чем же похожи буквы «т» и «п»? (В обеих буквах есть палочка и крючок).

- Чем различаются эти буквы? (В букве «т» - три элемента, а в букве «п» - два.)

- А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «т» и «п» в воздухе. (Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «т» и «п»).

5. Закрепление навыка синтеза букв «т» и «п» из их элементов:

- А теперь, ребята, давайте выложим рукописные строчные буквы «т» и «п» из их элементов. (Дети конструируют буквы «т» и «п» из их элементов, вырезанных из картона).

- Пропишите, пожалуйста, строчку буквы «т» и строчку  буквы «п» в тетрадях. (Дети прописывают буквы в тетрадях).

6. Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в слогах:

- Запишите в тетрадях следующие слоги через запятую:

Та, от, сто, ап, пу, пту, туп, пуп.

(Дети записывают слоги в тетрадях. Обращаем внимание на соединение букв в слогах).

7. Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в словах:

1. - Я предлагаю вам сыграть в игру «Шифровка». На доске у меня записаны зашифрованные слова. Вы должны их расшифровать. Там, где стоит цифра «2», зашифрована буква из 2 элементов (это буква «п»), а в месте, где написана цифра «3», зашифрована буква из 3 элементов (это буква «т». Запишите полученные слова.

- Проверяем, какие слова у вас получились.

2. – Впишите пропущенные буквы «т» и «п» в следующие слова (детям выдается карточка № 1):

…ар, …ок, …ам, …ух, …или, …ело, …уфли, …аракан, …оляна, …арелка, …орошок, …арус, …уговица, …ор…фель, …е…ух.

3.– А теперь выполним звуко- слоговой анализ слова «ПЕТУХ» (анализ проводит один ученик у доски, остальные пишут в тетрадях).

8. Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в предложениях:

(Детям раздаются карточки с заданием).

- Впишите пропущенные буквы п и т в следующие предложения:

Нас…у…ила …ора цве…ения ли…ы. Де…и долго буду… вс…омина…ь своего …ервого учи…еля. Лас…очки - …ереле…ные п…ицы. П…енец вс…орхнул и с…ря…ался за кус…ик.

- Записываем в тетрадях предложение: Наступила пора цветения липы.

- Сделаем графический анализ предложения. Слова мы обозначаем линиями. Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы).

- Отметьте, пожалуйста, в графической записи, что первое слово написано с большой буквы.

9. Домашнее задание:

  1. Произвести звуко-слоговой анализ слова «ПТИЦА» и составить его графическую запись.
  2. Придумать и записать предложение со словом «ПТИЦА». Составить схему полученного предложения.

10. Итог урока:

- Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Рукописные строчные буквы «т» и «п»).

- Что у них общего? (В обеих буквах есть палочка и крючок).

- Чем буквы «т» и «п» отличаются? (В букве «т» три элемента, а в букве «п» - два элемента).

11. Оценка работы детей:

- Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «п» и «т».

Приложение. Презентация к уроку.