I. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
- закрепление знаний о механизме написания букв «т» и «п», их графических особенностях;
- формирование понятия различения букв «т» и «п»;
- закрепление и уточнение словаря;
- уточнение и закрепление лексико-грамматических категорий.
Коррекционные:
- развитие зрительного гнозиса;
- развитие мнезиса;
- развитие пространственных представлений;
- закрепление связи между фонемой «т» и графемой «т»;
- закрепление связи между фонемой «п» и графемой «п»;
- закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков «т» и «п»;
- закрепление навыка синтеза букв «т» и «п» из их элементов;
- закрепление правильного написания букв «т» и «п» на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
- закрепление навыков составления графической схемы слов;
- развитие лексики.
Воспитательные: формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.
II. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
- Развитие зрительного гнозиса.
- Объявление темы урока.
- Зрительный анализ букв «т» и «п», определение их сходства и различия.
- Закрепление навыка синтеза букв «т» и «п» из их элементов.
- Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в слогах.
- Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в словах.
- Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в предложениях.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
- Оценка работы детей.
III. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
- показ образца;
- пояснение;
- объяснение;
- использование средств наглядности;
- наводящие и подсказывающие вопросы;
- педагогическая оценка.
IV. ОБОРУДОВАНИЕ: разноцветные полоски, элементы букв «т» и «п» для конструирования, предметные картинки, цветные карандаши, карточки.
V. ПОДГОТОВКА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ:
1. Использование литературы:
1.1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2001.
1.2. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997.
VI. ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент (положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):
- Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.
2. Развитие зрительного гнозиса:
Подбор одинаковых полосок.
Раздаются разноцветные полоски, состоящие из 2 частей. Логопед показывает одну из полосок. Дети находят у себя такую же.
3. Объявление темы урока:
- Жила-была буква «т» (показ карточки с рукописной строчной буквой «т»). У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все ее называли Торопыжкой. Бегала-бегала буква «т» и сломала одну ножку. Прихромала она к царице Грамматике. «Что мне делать? У меня сломалась одна ножка!» - жалуется она. «Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой «т», а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой «п» - ответила ей царица Грамматика. Так буква «т» превратилась в букву «п».
- Среди вас есть такие ученики, которые путают буквы «т» и «п». Чтобы вы не путали впредь эти буквы, я вам предлагаю выполнить следующие задания:
4. Зрительный анализ букв «т» и «п», определение их сходства и различия:
- Посмотрите на букву «т». Из скольких элементов она состоит? (Буква «т» состоит из трех элементов).
- А буква «п»? (Буква «п» состоит из двух элементов).
- Чем же похожи буквы «т» и «п»? (В обеих буквах есть палочка и крючок).
- Чем различаются эти буквы? (В букве «т» - три элемента, а в букве «п» - два.)
- А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «т» и «п» в воздухе. (Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «т» и «п»).
5. Закрепление навыка синтеза букв «т» и «п» из их элементов:
- А теперь, ребята, давайте выложим рукописные строчные буквы «т» и «п» из их элементов. (Дети конструируют буквы «т» и «п» из их элементов, вырезанных из картона).
- Пропишите, пожалуйста, строчку буквы «т» и строчку буквы «п» в тетрадях. (Дети прописывают буквы в тетрадях).
6. Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в слогах:
- Запишите в тетрадях следующие слоги через запятую:
Та, от, сто, ап, пу, пту, туп, пуп.
(Дети записывают слоги в тетрадях. Обращаем внимание на соединение букв в слогах).
7. Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в словах:
1. - Я предлагаю вам сыграть в игру «Шифровка». На доске у меня записаны зашифрованные слова. Вы должны их расшифровать. Там, где стоит цифра «2», зашифрована буква из 2 элементов (это буква «п»), а в месте, где написана цифра «3», зашифрована буква из 3 элементов (это буква «т». Запишите полученные слова.
- Проверяем, какие слова у вас получились.
2. – Впишите пропущенные буквы «т» и «п» в следующие слова (детям выдается карточка № 1):
…ар, …ок, …ам, …ух, …или, …ело, …уфли, …аракан, …оляна, …арелка, …орошок, …арус, …уговица, …ор…фель, …е…ух.
3.– А теперь выполним звуко- слоговой анализ слова «ПЕТУХ» (анализ проводит один ученик у доски, остальные пишут в тетрадях).
8. Закрепление правильного написания букв «т» и «п» в предложениях:
(Детям раздаются карточки с заданием).
- Впишите пропущенные буквы п и т в следующие предложения:
Нас…у…ила …ора цве…ения ли…ы. Де…и долго буду… вс…омина…ь своего …ервого учи…еля. Лас…очки - …ереле…ные п…ицы. П…енец вс…орхнул и с…ря…ался за кус…ик.
- Записываем в тетрадях предложение: Наступила пора цветения липы.
- Сделаем графический анализ предложения. Слова мы обозначаем линиями. Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы).
- Отметьте, пожалуйста, в графической записи, что первое слово написано с большой буквы.
9. Домашнее задание:
- Произвести звуко-слоговой анализ слова «ПТИЦА» и составить его графическую запись.
- Придумать и записать предложение со словом «ПТИЦА». Составить схему полученного предложения.
10. Итог урока:
- Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Рукописные строчные буквы «т» и «п»).
- Что у них общего? (В обеих буквах есть палочка и крючок).
- Чем буквы «т» и «п» отличаются? (В букве «т» три элемента, а в букве «п» - два элемента).
11. Оценка работы детей:
- Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «п» и «т».