Девиз: «Эта северная, считавшаяся бесплодной и бесполезной, пустыня оказалась в действительности одним из богатейших мест на земле». С.М.Киров.
Цели урока:
- Сформировать представление о горно-химической промышленности области, о природных соединениях используемых данной отраслью; о комплексном использовании сырья, о продукции предприятий и о внешних экономических связях ОАО «Апатит» и ОАО «Ковдорский ГОК».
- Способствовать развитию интеллектуальных умений (сравнение, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей).
- Актуализировать знание о способах получения фосфорных удобрениях из курса химии.
- Способствовать развитию культуры монологической речи и представления результатов работы.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, атлас Мурманской области (12 штук), коллекция минералов (12 штук), интерактивные наглядные пособия по географии «Экологические проблемы России», «Европейский Север», «Химическая промышленность».
Учитель географии: (презентация слайд № 2)
О, сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг!
А.С.Пушкин.
Любой урок для вас – это небольшое, но открытие. Как выдумаете, какое открытие ждет вас сегодня? Сформулировать его вам поможет небольшая экскурсия в 1930 год. (слайд №3) «В ночь под новый, 1930 год в маленьком домике у склона горы Кукисвумчорр С.М. Киров провел совещание с геологами и руководителями Хибиногорска. Он поставил задачу – в кратчайшие сроки создать горно-химический комбинат, построить в тундре город…Он торопил, убеждал, требовал: «Апатит нужен как можно скорее стране, колхозам!».
Вопросы учащимся: Как вы думаете, о каком городе идет речь? О каком производстве? О какой отрасли промышленности?
Учащиеся дают ответы на вопросы и формулируют тему урока: Горно-химическая промышленность Мурманской области.
Учитель географии (работа с интерактивной доской по карте «Европейский Север»). Сырьевой базой для отраслей химической промышленности служат все виды горючих полезных ископаемых (нефть, газ, уголь, сланцы), минеральное сырьё (соли, фосфаты, апатиты, сера) и многие виды отходов производства чёрных и цветных металлов и самой химической промышленности.
Изучение нового материала.
Учитель географии. Теперь мы знаем тему урока: горно-химическая промышленность Мурманской области. Надо определиться с сырьем для неё.
На ваших столах образцы горных пород имеющих промышленное значение. Конечно, это только часть всего богатства, чем славиться наша область. Более полное представление о полезных ископаемых нашего региона вы получите из презентации.
Прошу обратить ваше внимание на классификацию полезных ископаемых. У вас на столах находятся таблицы, которые вы в течение урока должны заполнить и дополнительный справочный материал, который вам потребуется для правильного заполнения таблицы.
Таблица для заполнения учащимися.
Химическое сырьё и его формула |
Месторождение |
Предприятие |
Получаемая продукция |
Использование |
|
|
|
|
|
Показ презентации учащимся (слайды № 4-12).
Апатит – минерал, который по праву называют жемчужиной Кольского полуострова. Именно с него началось открытие богатств Хибинских тундр и создание горнорудной промышленности.
«Апатит» - в переводе с греческого языка – «обманщик». Минерал, имеющий различную окраску: от белого до зеленовато-серого и даже чёрного цвета.
Честь открытия этого самого крупного в мире месторождения апатита принадлежит экспедиции Александра Евгеньевича Ферсмана.
Апатит – нефелиновая руда в среднем содержит 43% апатита, 40% нефелина, 2,5% сфена, 2,2% титаномагнетита, 1,5% эгирина и другие минералы.
Формула апатита - Ca5(PO4)3 (F,ОН).
Учитель географии (работа с интерактивной доской по карте «Химическая промышленность»). Если вы внимательно смотрели представленный материал, вам не трудно будет ответить на вопросы.
- Что является основным сырьём горно-химической промышленности Мурманской области?
- Где находятся эти месторождения? (Хибинское месторождение, Ковдорское месторождения)
- Какие предприятия работают на базе этих месторождений? (ОАО «Апатит» и ОАО «Ковдорский ГОК»).
Учитель химии. Вы посмотрели презентацию, карту, наборы минералов и можете сделать вывод о богатстве нашего края. Вот что сказал о нашем крае С.М.Киров (слайд № 13). «Эта северная, считавшаяся бесплодной и бесполезной, пустыня оказалась в действительности одним из богатейших мест на земле». Множество полезных ископаемых извлекается из недр Кольского полуострова. Разумно узнать, а для чего это надо? Для каких целей используется оно? Заполняя таблицу, вы обратили внимание на продукцию получаемую данными предприятиями. Это концентраты, которые используются для получения фосфорных удобрений.
Презентация (слайды № 14-16). Вспомним из курса химии реакции, лежащие в основе их получения. Предлагаю вам самостоятельно дописать уравнения, составить формулы солей по их названиям.
Учащиеся записывают реакции на интерактивной доске.
Учитель химии. Теперь весь материал урока я предлагаю вам представить в виде логической цепочки (слайд № 17).
Основные этапы получения фосфорных удобрений: Открытие месторождения → разработка месторождения (руда) → экономическое обоснование (выбор сырья для производства фосфорных удобрений) → получение концентрата → производство фосфорных удобрений → применение.
Любое предприятие оказывает внешнее воздействие на природу. Значит, существуют и экологические проблемы.
Учитель географии (работа с интерактивной доской по карте «Экологическая карта»). Любое химическое производство создает достаточно серьёзную экологическую ситуацию. Обратите внимание на последствия от работы горно-химическое промышленности (нарушение почвенного покрова).
Домашнее задание.
Информация для размышления. В перспективе на территории нашей области запланировано строительство нефтеперерабатывающего завода. Выскажите свои соображения «за и «против» этого проекта.
Постройте цепочку причинно-следственных связей, оказывающих влияние НПЗ на состояние окружающей среды.
Литература
- География Мурманской области. Учеб. пособие для уч-ся 8-9 кл. сред. шк. /Под ред. В.В. Крючкова.- Мурманск: Кн. изд-во, 1993. 160 с.: ил.
- Сагайдачная В.В. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта: Краеведческий материал на уроках химии: Методическое пособие. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003. – 90 с.
- Возница В.М. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта. Поурочные разработки по географии Мурманской области. 9класс. Методическое пособие. - Мурманск: МОИПКРО; НИЦ «Пазори», 2004.-108с.
- Рудзитис Г.Е. Химия: Неорган. химия. Орган. химия: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд., испр. _ М.: Просвещение, 2008. – 192 с.: ил.