Интегрированный урок (география + химия) по теме "Горно-химическая промышленность Мурманской области" (9-й классс )

Разделы: Химия, География

Класс: 9


Девиз: «Эта северная, считавшаяся бесплодной и бесполезной, пустыня оказалась в действительности одним из богатейших мест на земле». С.М.Киров.

Цели урока:

  • Сформировать представление о горно-химической промышленности  области, о природных соединениях используемых данной отраслью; о комплексном использовании сырья, о продукции предприятий и о внешних экономических связях ОАО «Апатит» и ОАО «Ковдорский ГОК».
  • Способствовать развитию интеллектуальных умений (сравнение, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей).
  • Актуализировать знание о способах получения фосфорных удобрениях из курса химии.
  • Способствовать развитию культуры монологической речи и представления результатов работы.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, атлас Мурманской области (12 штук), коллекция минералов (12 штук), интерактивные наглядные  пособия  по географии «Экологические проблемы России», «Европейский Север», «Химическая промышленность».

Учитель географии: (презентация слайд № 2)

О, сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг!
А.С.Пушкин.

Любой урок для вас – это небольшое, но открытие. Как выдумаете,  какое открытие ждет вас сегодня? Сформулировать его вам поможет небольшая экскурсия в 1930 год. (слайд №3) «В ночь под новый, 1930 год в маленьком домике у склона горы Кукисвумчорр С.М. Киров провел совещание с геологами и руководителями Хибиногорска. Он поставил задачу – в кратчайшие сроки создать горно-химический комбинат, построить в тундре город…Он  торопил, убеждал, требовал: «Апатит нужен как можно скорее стране, колхозам!».

Вопросы учащимся: Как вы думаете, о каком городе  идет речь? О каком производстве? О какой отрасли промышленности?

Учащиеся  дают ответы на вопросы и формулируют тему урока: Горно-химическая промышленность Мурманской области. 

Учитель географии (работа с интерактивной доской по карте «Европейский Север»). Сырьевой базой для отраслей химической промышленности служат все виды горючих полезных ископаемых  (нефть, газ, уголь, сланцы), минеральное сырьё (соли, фосфаты, апатиты, сера) и многие виды отходов производства чёрных и цветных металлов и самой химической промышленности.

Изучение нового материала.

Учитель географии.  Теперь мы знаем тему урока: горно-химическая промышленность Мурманской области. Надо  определиться с сырьем для неё.

На ваших столах образцы горных пород имеющих промышленное значение. Конечно,  это только часть всего богатства, чем славиться наша область. Более полное представление о полезных ископаемых нашего региона вы получите из презентации.

Прошу обратить ваше внимание на классификацию полезных ископаемых. У вас на столах находятся таблицы, которые вы в течение урока должны заполнить и дополнительный справочный материал, который вам потребуется для правильного заполнения таблицы.

Таблица для заполнения учащимися.

Химическое сырьё и его формула

Месторождение

Предприятие

Получаемая продукция

Использование

 

 

 

 

 

Показ презентации учащимся  (слайды №  4-12).

Апатит – минерал, который по праву называют жемчужиной Кольского полуострова. Именно с него началось открытие богатств Хибинских тундр и создание горнорудной промышленности.

«Апатит» - в переводе с греческого языка – «обманщик». Минерал, имеющий различную окраску: от белого до зеленовато-серого и даже чёрного цвета.
Честь открытия этого самого крупного в мире месторождения апатита принадлежит экспедиции Александра Евгеньевича Ферсмана.

Апатит – нефелиновая руда в среднем содержит 43% апатита, 40% нефелина, 2,5% сфена, 2,2% титаномагнетита, 1,5% эгирина и другие минералы.
Формула апатита -  Ca5(PO4)3 (F,ОН).

Учитель географии (работа с интерактивной доской по карте «Химическая промышленность»). Если вы внимательно смотрели представленный материал, вам не трудно будет ответить на вопросы.

  • Что является основным  сырьём горно-химической промышленности Мурманской области?
  •  Где находятся эти месторождения?   (Хибинское месторождение, Ковдорское месторождения)
  • Какие  предприятия работают на базе этих месторождений? (ОАО «Апатит» и ОАО «Ковдорский ГОК»). 

Учитель химии. Вы посмотрели презентацию, карту, наборы минералов и можете сделать вывод о богатстве нашего края. Вот что сказал о нашем  крае С.М.Киров  (слайд № 13). «Эта северная, считавшаяся бесплодной и бесполезной, пустыня оказалась в действительности одним из богатейших мест на земле». Множество полезных ископаемых извлекается из недр Кольского полуострова. Разумно узнать, а для чего это надо?  Для каких целей используется оно? Заполняя таблицу, вы обратили внимание на продукцию получаемую данными предприятиями. Это концентраты, которые используются для получения  фосфорных удобрений.  

Презентация (слайды № 14-16).  Вспомним из курса химии реакции, лежащие в основе их получения. Предлагаю вам самостоятельно дописать уравнения, составить формулы солей по их названиям.

Учащиеся записывают реакции на интерактивной доске.

Учитель химии. Теперь весь материал урока я предлагаю вам представить в виде логической цепочки (слайд № 17).

Основные этапы  получения фосфорных удобрений: Открытие месторождения  → разработка месторождения (руда) → экономическое обоснование (выбор сырья для производства фосфорных удобрений) → получение концентрата → производство фосфорных удобрений → применение.

Любое предприятие  оказывает внешнее воздействие  на природу. Значит, существуют и экологические проблемы.

Учитель географии (работа с интерактивной доской по карте «Экологическая карта»). Любое химическое производство создает  достаточно серьёзную экологическую ситуацию. Обратите внимание на последствия от работы горно-химическое промышленности (нарушение почвенного покрова).

Домашнее задание.

Информация для размышления. В перспективе на территории нашей области запланировано строительство нефтеперерабатывающего завода. Выскажите свои соображения «за и «против» этого проекта.

Постройте цепочку причинно-следственных связей, оказывающих влияние НПЗ на состояние окружающей среды.

Литература

  1. География Мурманской области. Учеб. пособие для уч-ся 8-9 кл. сред. шк. /Под ред. В.В. Крючкова.- Мурманск: Кн. изд-во, 1993. 160 с.: ил.
  2. Сагайдачная В.В. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта: Краеведческий материал на уроках химии: Методическое пособие. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003. – 90 с.
  3. Возница В.М. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта. Поурочные разработки по географии Мурманской области. 9класс. Методическое пособие. - Мурманск: МОИПКРО; НИЦ «Пазори», 2004.-108с.
  4. Рудзитис Г.Е. Химия: Неорган. химия. Орган. химия: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд., испр. _ М.: Просвещение, 2008. – 192 с.: ил.