Межпредметный проект: "Застывшие в веках страницы истории Великого Новгорода"

Разделы: Математика, Информатика


 «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Эту фразу не один раз я слышала в своей жизни. И очень хотелось, чтобы мои ученики задумались над ней. Был в жизни нашей страны такой период, когда патриотические  настроения уходили в тень. В обществе не часто можно было услышать о том, какая сильная, богатая умными людьми наша страна. Чаще раздавалась со всех сторон различная критика, особенно со стороны молодёжи. Возникал вопрос о том, как донести до учеников мысль, что наше государство достойно того, чтобы мы гордились им и, что наши соотечественники вписали много замечательных страниц в историю развития своей Родины.

На уроках математики мы с ребятами решали задачи с использованием исторического материала, узнавали: какой вклад внесли русские ученые с древности до наших дней в развитие «Царицы наук», на внеклассных мероприятиях проводили викторины по истории развития математики на Руси, различные игры  с использованием данных, полученных Российскими археологами при раскопках, проводимых на территории Великого Новгорода.

Но,  всегда хотелось, чтобы учащиеся на более серьёзном уровне, с точки зрения имеющихся у них знаний по предмету, прикоснулись к  истории родного города. И вот эта мысль получила реальное воплощение в качестве исследовательской деятельности восьмиклассников над проектом «Застывшие в веках страницы истории Великого Новгорода».

Известно, что современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития  креативности  и одновременно формирования определённых личностных качеств. Цель – не накопление и интеграция фактических знаний, а применение актуализированных знаний и приобретение новых (порой и путём самообразования) для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов деятельности.

П. И. Пидкасистый и М. И. Махмутов неоднократно подчёркивали, что усвоение знаний безусловно является необходимым условием развития мышления, но далеко не любое владение знанием может оказывать развивающее воздействие на мышление ученика. Для этого необходима актуализация не только знаний, но, что особенно важно, способов деятельности, способов приобретения этих знаний и способов их применения.

В своей педагогической  работе я многократно убеждалась в правоте этой точки зрения, в том, что необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность, владение совокупностью способов познавательной деятельности. Только в этом случае происходит развитие продуктивного мышления, без которого человек не может быть успешным в жизни. А разве не этой цели мы добиваемся в своей педагогической работе? Разве воспитание думающей творческой личности не будет главным достижением учителя? Хотелось бы видеть именно таким результат своей работы с учащимися.

Думаю, что многие мои коллеги согласятся с тем, что в школьном  курсе алгебры изучение свойств функций и построение их графиков для многих детей носит формальный характер. Возможно, причиной этого является то, что время на построение графиков у нас на уроках есть, а вот времени на обратную операцию, то есть задание уравнения функции по её графику, совсем недостаточно. Я убеждена в том, что для усвоения понятия в полном объёме необходимо отработать его не только в прямом направлении, но и в обратном. Поэтому, в качестве математической составляющей в проектной деятельности учащихся по развитию их познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, работать с различными источниками информации была выбрана тема: «Задание уравнений функций по их графикам построенным в Декартовой системе координат».

Метод проектов - это определённым образом поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организации процесса достижения этого результата.

Метод проектов предусматривает:

  • наличие проблемы, требующей исследования, т. е. организационной поисковой, исследовательской деятельности учащихся;
  • обучение в сотрудничестве;
  • самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую;
  • выделение определённого отрезка времени для самостоятельной деятельности учащихся;
  • решение проблемы на основе определённого содержания, а не усвоение самого содержания;
  • активное применение имеющихся знаний для получения нового знания или практического результата на основе применения знания.

Работая таким образом, решая проблему, учащиеся проходят путь от теории к практике, соединяя академические и практические знания. При этом появляется возможность решения такой педагогической проблемы, как подготовка всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности. Такой метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым членом группы на доступном ему уровне.

Итак, учащимся 8 класса  было предложено выполнить проект на вышеуказанную тему и была приятно удивлена тем, что им эта идея сразу понравилась. Зная, что на уроках информатики и информационных технологий ребята знакомятся с основными принципами работы и возможностями табличного процессора MS Excel, я обратилась к учителю информатики с предложением о реализации математической составляющей данного проекта в табличном процессоре MS Excel. Она эту идею поддержала и, более того, посоветовала для представления результатов проектной деятельности использовать не только возможности табличного процессора, но и умение учащихся работать с графическим редактором.

Когда целостная картина проектной деятельности учащихся была сформирована, мы приступили к обсуждению этого с детьми:

  • определили цели проекта;
  • разбились на группы;
  • выработали план действий;
  • сформулировали задачи;
  • оговорили сроки работы;
  • обсудили форму представления результатов работы над проектом.

Итогом нашей подготовительной работы стала следующая разработка.

Приложение 1.

В ходе деятельности над проектом учащимся пришлось проделать большой объём работы. Они выбрали исторические памятники, познакомились с историей их возникновения и причинами создания, выяснили: какую роль они сыграли в жизни родного города. Пришлось просмотреть много литературы, провести поиск в сети Интернет. Благодаря правильной организации групп, учащиеся смогли хорошо организовать свою работу, где каждый отвечал за выполнение определённой задачи.

Для работы над математической составляющей проекта мы повторили, как строятся графики изученных нами функций, как с помощью преобразований в Декартовой системе координат можно получить из них другие. Вспомнили способы задания уравнений функций по их графикам. Поскольку выбранные исторические сюжеты у некоторых групп учеников содержали линии уравнений ещё нами не изученные, то ребята изъявили желание узнать, что это за функции, если они таковыми являются, и, как задать их уравнения. Таким образом, учащиеся оказались в ситуации, когда им не хватало имеющихся у них знаний. Я была очень рада, что вместо того, чтобы «обойти такие острые углы», они попросили рассмотреть с ними эти вопросы дополнительно. Сама деятельность над проектом всех нас очень захватила - и учителей и учеников, поэтому много времени мы проводили в индивидуальных консультациях после учебных занятий. Работа проходила и в кабинете математики, и в кабинете информатики за компьютерами.

В качестве формы представления результатов работы над данным проектом был выбран интегрированный урок математики и информатики с использованием мультимедийного оборудования.

Причиной такого решения стало то, что в ходе проектной деятельности  произошло создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметах, видах деятельности). Затем получилось «приспособление этих элементов и частей в несуществующий ранее монолог особого качества» (Н.С. Светловская). Важным условием  интеграции таких предметов как математика и  информатика послужило построение материала на основе естественного подчинения единой цели и функции  в этих предметах и в методике. Кроме того «процесс сближения и связи наук происходил наряду с процессами дифференциации» (Л.Н. Бухарева). На таком уроке у школьников может быть создано достаточно целостное представление об окружающем мире и найдена общая платформа сближения предметных знаний (Ю.М. Колягин), получен шанс на развитие эрудиции и обновление существующей узкой специализации в обучении.

Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной  культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребёнка». Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ученика остаются разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия и привела к решению завершить работу над нашим проектом в виде интегрированного урока.

Ещё одной причиной выбора завершающего этапа проектной деятельности в качестве интегрированного урока явилось то, что на нём есть возможность избежать «дискомфортности» у слабых и средних учеников. Группы учащихся, принимавшие участие в работе над проектом, обладали различным уровнем знаний по предметам, мотивацией, умением работы на компьютере. При решении проблемных ситуаций каждому участнику групповой работы приходилось справляться с ней на доступном ему уровне, а нам (учителям) подходить дифференцированно для помощи им с учётом их интересов, способностей, специфики мыслительной деятельности. Поэтому и получившиеся проекты должны были быть разного уровня сложности. А на интегрированном уроке  есть возможность продемонстрировать сильные стороны каждого миниобъединения.

Исходя из выше изложенных соображений, был сосавлен план-конспект урока для защиты проектов учащихся.

Цель:

  • Образовательная – создание у учащихся более целостного представления о том, что сочетание линий в жизни (в частности в архитектуре) является реальным воплощением математической модели «Взаимосвязь графиков функций в Декартовой системе координат»; знакомство с основными принципами работы и возможностями табличного процессора MS Excel.
  • Воспитательная – привитие интереса к истории родного города и воспитание чувства гордости за свершения своих предков.
  • Развивающая – развитие коммуникативных  способностей, творческих, умения организовать свою деятельность в рамках групповой работы.

Задачи:   завершить работу над проектом:

  • Реализовать математическую модель, полученную в ходе групповой работы над проектом, в табличном процессоре MS Excel.
  • Осуществить художественную составляющую проекта с помощью любого графического редактора (по выбору учащихся).
  • Защитить свой проект.

Ход урока:

  1. Вступление:
    • постановка целей урока;
    • составление плана работы;
    • прогноз итога урока;
    • рефлексия.
  2. Групповая работа:
    • построение графиков в MS Excel;
    • проецирование полученной математической модели;
    • художественная обработка проекта;
    • защита проекта: историческая справка, рассказ о математической составляющей проекта, рассказ об основных принципах построения  графиков с использованием информационных технологий, ответы на вопросы по работе, выставление оценок;
  3. Сдача документации(дневник проекта).
  4. Рефлексия.

Работая над проектом, каждая группа учащихся сохраняла полученные результаты в памяти компьютера. Понятно, что на уроке защиты проекта невозможно заново проделать ту работу, которую дети выполняли в течение месяца. Поэтому решено было создать мультимедийную презентацию (Приложение 2) на основе достижений учащихся. Это позволило достичь целей, поставленных перед учениками на данный урок.

Каждая группа учеников представила свою проектную работу.

  1. Георгиевский собор
    <Рисунок 1>  <Рисунок 2> <Рисунок 3>
  2. Алексеевский крест
    <Рисунок 4> <Рисунок 5> <Рисунок 6>
  3. Новгородский Вечевой колокол
    <Рисунок 7> <Рисунок 8> <Рисунок 9>
  4. Церковь Иоанна Богослова на Витке
    <Рисунок 10> <Рисунок 11> <Рисунок 12>
  5. Успенско-Курицкая церковь
    <Рисунок 13> <Рисунок 14> <Рисунок 15>

Ребята рассказали об истории создания выбранных ими памятников, где они были установлены и где находятся в настоящее время, предоставили фотографии и художественные рисунки. Представители групп выступили с рассказом о том, какие линии на рисунках они смогли рассматривать как графики уравнений и как происходил процесс задания этих уравнений. Показали на примерах уравнений отдельных функций, каким образом заносятся формулы и производятся расчеты по ним, как строятся сами графики в табличном процессоре MS Excel.

В заключение защиты своих проектов, каждая группа предоставила документацию - дневник проекта, который содержал письменно оформленные все этапы работы: фотографию или иллюстрацию из книги взятого в разработку  памятника, помещённый в систему координат рисунок, историческую справку, напечатанный  лист, с построенными на компьютере графиками, расчёты для получения уравнений графиков, художественно завершённый рисунок. В конце урока был проведен анализ результата своей деятельности (рефлексия) с участниками проекта  и выставление оценок.

По мнению присутствовавших  учителей, урок получился, а это значит, поставленная цель достигнута. Участники групп, осуществившие проектную деятельность, получили большое удовлетворение от работы над проектом, от возможности продемонстрировать свои знания по данной тематике в области математики и информатики, от грамотных выступлений на защите. Все учащиеся обогатили   себя новыми знаниями и в вопросах построения графиков функций, и в задании уравнений по графикам, и в работе с компьютерными программами. Немаловажную роль играет и то, что ребята больше узнали об истории своего родного города и почувствовали гордость за великое мастерство своих предков на протяжении многих веков.