Цель:
- Закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 20.
- Развивать и совершенствовать воображение учащихся, логическое мышление, память, речь.
- воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Оборудование: классная доска, плакаты с заданиями, набор палочек у каждого учащегося, карточки для игры «Внимание», магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы проведем первый кружок по математике. Но чтобы запомнить все, что мы увидим и услышим, надо быть очень внимательным. Поэтому перед началом нашей работ мы протренируем наше внимание.
Игра «Внимание»: -Я показываю вам карточки с изображениями разных фигур, а вы должны их запоминать и зарисовать в свои тетради «Творчество».(карточки находятся перед глазами учеников 2-3 с. За одну игру не более 6-8 карточек с размером 7*8 см).
2. Разминка для ума.
а) даны числа:
23 |
74 |
41 |
14 |
40 |
17 |
60 |
50 |
Какое число лишнее в каждой строке? (В первой строке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна пять; во второй – 17, в записи остальных чисел есть 0).
б) что общего в записи чисел каждой строки:
12 |
24 |
20 |
22 |
30 |
37 |
13 |
3? |
(В записи чисел первой строки использована цифра 2, а во второй – 3).
в) по какому правилу записан каждый ряд чисел?
1 |
6 |
11… |
12 |
16 |
20… |
Продолжи его.
г) чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры и чем отличаются:
20 – 6 |
14 - 11 |
20 – 16 |
14 -13? |
д) придумай к каждому данному примеру похожий пример:
12 + 6 = 18
16 - 4 = 12
(При составлении таких примеров вы должны указать тот признак, на который ориентируетесь.)
3. Цифровой диктант.
Если вы согласны с утверждениями, высказанными мною, поставьте цифру 1, если вы считаете, что информация неправильная – ставьте 0. В конце диктанта дайте ответ. Работу нужно выполнить в быстром темпе.
а) 6 + 3 – 6 = 3
б) моя любимая сказка «Али Баба и 20 разбойников»
в) 15 + 4 = 20
г) май в году по счету пятый
д) букв в русском алфавите 33
е) 12 – 7 + 15 =19
ж) чертова дюжина – это 13
Ответ: 1 – 0 – 0 – 1 – 1 – 0 – 1.
4. - А теперь я предлагаю вам решать задачи разного типа, при решении которых нужно комментировать каждое действие и связно высказывать его.
а) высота сосны 20 метров. По ней ползет улитка. Каждый день поднимается на 2 метра вверх и каждую ночь спускаясь на 1 метр вниз. За сколько дней улитка поднимется на вершину сосны? (на плакате сосна и по ней улитка, сосна разделена на 10 частей по 2 метра схематично).
Ученики самостоятельно рассуждают, отмечают путь улитки. Желающие работают у доски, поэтапно объясняют решение задачи.
Физкультминутка.
- Вы много трудились, и пришла пора отдохнуть.Легли на парту, закрыли глаза и слушаем (включается музыка):
Корабли по морю плыли,
К чудо - острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Первоклассных малышей.
Морской ветер гладит вам щеки, волосы, яркое солнышко улыбается и посылает свои жаркие лучи. Галдят летящие за кораблями чайки, указывают путь к острову, им тихонько вторят дельфины.Морская прохлада помогла нам восстановить силы.
б) Задачи, наталкивающие на «самоограничение».
1) из пяти палочек постройте 2 треугольника
2) одним отрезком пересечь четырехугольник, чтобы получилось 4 треугольника
5. Учащиеся делятся на 2 команды и соревнуются, чья команда быстрее заканчивает числовой тест:
2, 4, 6, 8,… |
3, 6, 9,… |
1, 4, 7,…,…. |
1, 3, 5, 7,… |
а, б, в, г,…,… . |
й, к, л, м,…,… . |
5, 10, 15,…,… . |
4, 8, 12,…,… . |
20, 16, 12, …,… . |
19, 16, 13,…,… . |
6. Задачи с различной степенью наглядности решения.
1). Пассажир, проехав полпути, заснул. Когда он проснулся, ему осталось ехать ещё половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проспал? (Решение с чертежом).
2). Сколько весит кирпич, если он весит один килограмм плюс полкирпича? (2 килограмма)
7. Задачи – смекалки
а) Сложи домик из палочек. Перестрой его так, чтобы он смотрел в другую сторону.
б) Задумайте число от 1 до 20. Прибавьте к нему 1, ещё 1, ещё 1, отнимите 1, ещё 1, прибавьте 1. Скажите результат, я скажу, сколько вы задумали. (Для отгадывания надо из результата вычесть 2.)
в) Начертите 2 отрезка так, чтобы получилось 2 треугольника и 1 четыре угольник.
г) Сколько квадратов на рисунке?
8. Итог кружка математики.
- Что интересного узнали сегодня?
- Какое задание вызвало больше внимания?