Кружок математики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 20.
  2. Развивать и совершенствовать воображение учащихся, логическое мышление, память, речь.
  3. воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Оборудование: классная доска, плакаты с заданиями, набор палочек у каждого учащегося, карточки для игры «Внимание», магнитофон.

Ход занятия
 

1. Организационный момент.

- Сегодня мы проведем первый кружок по математике. Но чтобы запомнить все, что мы увидим и услышим, надо быть очень внимательным. Поэтому перед началом нашей работ мы протренируем наше внимание.

Игра «Внимание»: -Я показываю вам карточки с изображениями разных фигур, а вы должны их запоминать и зарисовать в свои тетради «Творчество».(карточки находятся перед глазами учеников 2-3 с. За одну игру не более 6-8 карточек с размером 7*8 см).

2. Разминка для ума.

а) даны числа:

23

74

41

14

40

17

60

50

Какое число лишнее в каждой строке? (В первой строке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна пять; во второй – 17, в записи остальных чисел есть 0).

б) что общего в записи чисел каждой строки:

12

24

20

22

30

37

13

3?

(В записи чисел первой строки использована цифра 2, а во второй – 3).

в) по какому правилу записан каждый ряд чисел?

1

6

11…

12

16

20…

Продолжи его.

г) чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры и чем отличаются:

20 – 6 

14 - 11

20 – 16

 14 -13?

д) придумай к каждому  данному примеру похожий пример:

12 + 6 = 18

16 - 4 = 12

(При составлении таких примеров вы должны указать тот признак, на который ориентируетесь.)

3. Цифровой диктант.

Если вы согласны с утверждениями, высказанными мною, поставьте цифру 1, если вы считаете, что информация неправильная – ставьте 0. В конце диктанта дайте ответ. Работу нужно выполнить в быстром темпе.

а) 6 + 3 – 6 = 3
б) моя любимая сказка «Али Баба и 20 разбойников»
в) 15 + 4 = 20
г) май в году по счету пятый
д) букв в русском алфавите 33
е) 12 – 7 + 15 =19
ж) чертова дюжина – это 13

Ответ: 1 – 0 – 0 – 1 – 1 – 0 – 1.

4. - А теперь я предлагаю вам решать задачи разного типа, при решении которых нужно комментировать каждое действие и связно высказывать его.

а) высота сосны 20 метров. По ней ползет улитка. Каждый день поднимается на 2 метра вверх и каждую ночь спускаясь на 1 метр вниз. За сколько дней улитка поднимется на вершину сосны?   (на плакате сосна и по ней улитка, сосна разделена на 10 частей по 2 метра схематично).
Ученики самостоятельно рассуждают, отмечают  путь улитки. Желающие работают у доски, поэтапно объясняют решение задачи.

Физкультминутка.

- Вы много трудились, и пришла пора отдохнуть.Легли на парту, закрыли глаза и слушаем (включается музыка):

Корабли по морю плыли,
К чудо - острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Первоклассных малышей.

Морской ветер гладит вам щеки, волосы, яркое солнышко улыбается и посылает свои жаркие лучи. Галдят летящие за кораблями чайки, указывают путь к острову, им тихонько вторят дельфины.Морская прохлада помогла нам восстановить силы.

б) Задачи, наталкивающие на  «самоограничение».

1) из пяти палочек постройте 2 треугольника
2) одним отрезком  пересечь четырехугольник, чтобы получилось 4 треугольника

5. Учащиеся делятся на 2 команды и соревнуются, чья команда быстрее заканчивает числовой тест:

2, 4, 6, 8,…

3, 6, 9,…

1, 4, 7,…,….

1, 3, 5, 7,…

а, б, в, г,…,…  .

й, к, л, м,…,…  .

5, 10, 15,…,…  .

4, 8, 12,…,…  .

20, 16, 12, …,… .

19, 16, 13,…,…  .

6. Задачи с различной степенью наглядности решения.

1). Пассажир, проехав полпути, заснул. Когда он проснулся,  ему осталось ехать ещё половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проспал? (Решение с чертежом).

2). Сколько весит кирпич, если он весит один килограмм плюс полкирпича?  (2 килограмма)

7. Задачи – смекалки

а) Сложи домик из палочек. Перестрой его так, чтобы он смотрел в другую сторону.

б) Задумайте число от 1 до 20. Прибавьте к нему 1, ещё 1, ещё 1, отнимите 1, ещё 1, прибавьте 1. Скажите результат, я скажу, сколько вы задумали. (Для отгадывания надо из результата вычесть 2.)

в)  Начертите 2 отрезка  так, чтобы получилось 2 треугольника и 1 четыре угольник.

г) Сколько квадратов на рисунке?

8. Итог кружка математики.

- Что интересного узнали сегодня?

- Какое задание вызвало больше внимания?