Урок письма в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Постановка учебных задач

Цели урока:

  • знакомить с историей письма;
  • учить правильно подписывать конверт;
  • развивать умение ставить цели, планировать, анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты;
  • развивать интеллектуальные способности каждого ребенка (словесно-логическое мышление, речь, внимание и воображение);
  • формировать навыки общения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: конверты, марки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Рефлексия.

  • Чему учились на прошлом уроке?
  • Какие правила составления писем вы узнали?
  • Что самое главное в этой работе?
  • Постарайтесь выполнить это задание самостоятельно.

1. Работа по карточкам "Проверь себя":

  • Как лучше организовать проверку? (в парах)
  • Почему?
  • Проверьте друг друга.
  • Были ли ошибки?

Ответы на последние 2 вопроса связаны с домашним заданием.

  • У кого были затруднения? В чем?
  • Что посоветуем этим ребятам?

2. Проверка домашнего задания.

Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы.

Дети по желанию показывают фото-рисунки и читают подписи под ними, остальные анализируют и отмечают лучшие работы.

III. Создание учебной ситуации.

- Теперь, когда письма написаны, есть фотографии и даже подписи под ними, предлагаю их отправить.

Письма, которые мы отправляем друг другу, могут путешествовать на поезде, самолете, на велосипеде, если почтальон развозит их по улицам поселка, и даже в плотно закрытой бутылке или бочонке.

Когда Христофор Колумб возвращался из плавания, его парусник попал в отчаянный шторм. Гибель казалась неминуемой. Оставалось послать письмо, возможно, последнее.

На листе пергамента Колумб сообщал об открытиях своей экспедиции и о возможной гибели судна. Завернул пергамент в провощенную ткань, поставил печать и дату: 1493 год.

Затем привязал записку: тот, кто доставит послание лично в руки испанскому королю или королеве, получит 100 золотых дукатов.

Стеклянному сосуду Колумб предпочел дубовый бочонок. Он заметнее бутылки.

Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет. Обросший ракушками бочонок случайно нашли матросы американского судна.

Каким способом отправки воспользуемся мы?

Отправим по почте. Почему?

Как письма попадают на почту?

Учитель:

Письмо само никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти - оно пробежит,
Пролетит, проплывет тысячи верст пути.
(С.Я.Маршак)

Письма - это маленькие путешественники. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты, какие?

- Что должен купить ему каждый, кто посылает письмо? (конверт и почтовую марку).

Постановка учебной задачи.

Ну, а теперь, когда вы вложили свое письмо в конверт и наклеили на него марку, можно ли опустить его в почтовый ящик? Обоснуйте свой ответ.

Что еще необходимо сделать адресанту, чтобы письмо нашло своего адресата?

Какая теперь перед нами стоит задача?

Надо научиться правильно подписывать конверт.

Решение учебной задачи.

Прочитайте рассказ А.П.Чехова "Ванька".

- Может герой этого произведения научит нас правильно оформлять самый главный "проездной билет" письма - конверт?

1. Чтение рассказа и ответы на вопросы:

- С какой целью Ванька пишет письмо? Почему он пишет именно своему старому деду?

Понравилось ли тебе письмо Ваньки? Что можно узнать об этом ребенке из его письма?

Расскажите, как вы представляете ту комнату, в которой он пишет письмо?

Что показалось тебе самым невеселым в рассказе А.П.Чехова?

Как вы думаете, получит ли дедушка, Константин Макарыч, письмо Ваньки? Почему вы так считаете? Можем ли мы воспользоваться его примером в подписывании адреса на конверте?

Да, нужно уметь на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находиться в левом нижнем углу конверта. В индексе - шесть цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие - почтовое отделение. Например: 309277, 309 - Белгородская область, Белгород, 277 -номер почтового отделения.

2. Оформление конверта.

(Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты)

В момент окончания работы раздается стук в дверь.

Учитель (читает отрывок из стихотворения С.Маршака "Почта"):

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он. Это он. Кто, ребята?

Дети: Почтальон.

Почтальон (входя в класс):

Здравствуйте, дети!
Я веселый почтальон!
Детям я давно знаком.
Много писем и газет
Возит мой велосипед!
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы -
Доставляю в нужный срок я!
(М.Лаписова)

Почтальон забирает письма учащихся и анализирует их работу: кого-то хвалит, кому-то дает совет и рекомендации в оформлении конвертов.

Почтальон: До свидания, ребята! Я спешу. У меня в сумке еще очень много писем, ведь скоро Всемирный день почты. Этот праздник отмечается ежегодно 9 октября по решению конгресса Всемирного союза почтовиков в день создания Союза в 1974 году. Это праздник не только почтальонов, но и всех людей, детей и взрослых.

(Почтальон уходит)

Учитель: Ребята, почтальон обязательно опустит ваши письма в почтовый ящик. Кто имеет право распечатать и прочитать письмо? (адресат)

В роли адресата очень хотелось и мне побыть. Давно не получала письма. (Учитель раздает детям чистые конверты с марками).

VI. Домашнее задание.

- В графе адресата запишите мой адрес (образец демонстрируется с помощью проектора).

В графы отправителя запишите свой адрес.

Напишите мне небольшое письмо о том, как вы относитесь к школе, товарищам, словом, о своих проблемах, затем заклейте конверт и ... опустите в почтовый ящик.

С нетерпением буду ждать ваши послания.

Интересно чье письмо придет первым?

Итоговая рефлексия.

  • Какую задачу ставили перед собой?
  • Решили мы ее?
  • Что было интересно? трудно? легко?
  • Как бы вы оценили свою работу на уроке? Работу своих товарищей?

Список использованной литературы:

  1. Детская риторика в рассказах и рисунках: Методические рекомендации (Под ред. Т.А.Ладыженской)- М.: Баллас, С-инфо, 1996.
  2. Матвеева Е.И. - Учебник для 3 класса (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), часть 2 - М.: Вита-Пресс, 2002.
  3. Матвеева Е.И. - Обучение литературному чтению в начальной школе: Методические рекомендации для учителя (3 класс) - М.: Вита-Пресс, 2002.
  4. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя (Под ред. Т.А.Ладыженской) - М.: Педагогика, 1990.