Цель: Осмысление морфологического разбора имен существительных через выделение основных признаков; формировать умения применять знания на практике; развитие воли и инициативы, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: путешествие.
Оборудование:
- Доска, оформленная как карта страны «Морфология».
- Листы с заданиями для работы.
- При желании – одежда учителя: мантия, шапочка магистра, парик.
Ход урока
1. Сегодня у нас урок – путешествие в страну «Морфология», коренными жителями которой можно считать Имя существительное.
Не только древнейшим, но и важнейшим жителем и работником называют его, т. к. каждое второе слово в речи – имя существительное. Оно же и самая самостоятельная часть речи. Но чтобы получить прописку в эту страну.
- Найдите среди записанных слов имена существительные.
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Какие предметы обозначает?
Пять, пятерка, пятак, пятерня, пятачок, пятеро.
2. Итак, вы получаете пропуск в эту страну, но не надейтесь на легкий путь, препятствия только начинаются.
Перед вами залив Собственников, они не пропустят вас до тех пор, пока вы не превратите нарицательное имя существительное в собственное. Вот эти слова.
Мороз, весна – составьте предложение, так чтобы эти слова из нарицательных имен существительных превратились бы в собственное.
Молодцы!
Скоро перед вами покатит волны море. Но что же это такое? Морское послание – как водится в бутылке. Читаем!
(Учитель достает послание из бутылки и читает).
Наша экспедиция «Южная звезда» оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наша шхуна «Смелая» потерпела крушение, и мы высадились на остров Холодный в Мертвом море.
Ночь. Темнота. Вдруг толчок и грохот. Первым все понял наш капитан Джон Смит. Начинается извержение вулкана Огнедышащий. Страх и ужас наполняет наши сердца. Мы ищем путь к спасению.
Мне кажется, что мы сможем им помочь!
Найдите имена собственные, объясните, как они должны писаться и почему?
3. А теперь смело в море… подождите… море-то Мертвое, неживое!
- Какой здесь прячется признак существительного?
- Что называется одушевленным предметом?
Игра – «Хлопки». Одушевленные сущ. – 1 хлопок, неодушевленные – 2 хлопка.
Разминка:
Ёлки – палки
Галки – моталки
1 группа:
Саша – Маша
Каша – Яша
Рожки – ложки
Кошки – сапожки
2 группа:
Мурка – жмурка
Свечка – печка
Мячик – рябчик
Петров – Камаров
4. Теперь все ужасы позади, перед вами Родовой замок имени существительного.
А вот и задания для разминки нашего с вами родоплемени:
- Исправь ошибки в словах, обозначающих названия зверей и птиц. Я читаю, выписывайте эти слова!
а)
Бык – бычиха…
Петух – петушиха…
Баран – баранка…
Селезень – селезенка…
Боров – боровка…
Гусь – гуська…
Индюк – индика…
Слон – слоныня…
Медведь – медведка…
Волк – волкушка…
- Определи род имен существительных.
б)
Большой зал (м.р.) – большая зала, большое зало;
Один ботинок (м.р.) – одна ботинка;
Черное кофе – черный кофе (м.р.)
Одна туфля (ж.р.) – один туфель;
Мой шампунь (м.р.) – моя шампунь;
Любимая мозоль (ж.р.) - любимый мозоль;
Красивый тюль (м.р.) – красивая тюль.
в) Донесение шефу разведки по кличке Лопух.
(Расшифрованная шифрограмма)
Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 4а класса для известных вам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я ваш агент, - на все руки мастер и дока перевоплощения. Все думают, что я - Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В 4а нам никто не подходит! Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала, да еще и выскочка. Все разом разболтает! Балдешкин Владик – ужасный растяпа: у него все из рук валится. Есть в 4а одна недотепа, Кашина Маруся. Курноскина Таня – жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом еще и рева. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза. Шушунчиков Костя – редкий бука. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза. Остается Хомяков, но какой же он обжора! При этом он ещё такой неряха и невежа, просто ужас! Шеф! Я хотел бы с горя завербовать классную руководителницу. На вид она милашка, но оказалось, она удивительная зануда и злюка. Только не думайте. Шеф. Что я такой-сякой придира. Здесь, в самом деле, не с кем работать.
5. Наконец – то перед нами чистая, ровная дорога. По-моему, дорога отдыха… Как она называется? Дорога склонений. Посмотрите, что там впереди? Видите, вон там? Да это никак пень, старый гнилой пень.
- Определите склонение у существительных в предложении.
Сказка о Гноме. Т. Брик.
В лесу, на поляне, под ветвями ели, стоял гнилой пень. Это был дом Гнома. Лицо гномика скрывала длинная борода, из которой едва виднелись курносый нос и толстые щеки. Каждое утро гном садился на крыльцо и пел песню о птице в небе, о росе на цветке. И ему подпевала старая мышь, которая таскала в поле рожь, и дядька гриб с трухлявой шляпкой, и дедушка медведь, и белка в дупле. Чудесная песнь! Её гномику пел в детстве его папа. А кузнечик выводил мелодию на скрипочке.
Но однажды у гнома пропал голос…
Как вы думаете, что могло произойти дальше?
6. Осталось перевалить через Холмы падежей, а там и рукой подать… Что же они там приготовили? По–моему, пахнет пирогами! Вы не чувствуете?
- Определите у существительных падеж.
Очень-очень вкусный пирог. Даниил Хармс
Я захотел устроить бал.
И я гостей к себе… позвал.
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый… пирог.
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости… не идут.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… отломил.
Потом придвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту… съел.
Когда же гости подошли,
То даже крошек… не нашли.
Что ж пирога нам попробовать не удалось, зато определить падеж у существительных мы смогли!
7. Приближаемся к долине числа. Нужно изменить существительные по числам.
Как вы думаете: единственное число или множественное число. А может быть только единственное число или только множественное число? Сейчас мы решим!
а)
молоко – веществ. пред.
бант – банты
торт – торты
договор – договоры
Москва – собствен. сущ.
б)
ножницы – нариц. пред.
брови – бровь
Альпы – собствен. сущ.
чернила – веществ. пред.
Месяцы – месяц
8. Вот заблестел перед нами во всем своем великолепии
Трон Имени Существительного
Но Его величество принимает радушно только тех, кто знает постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
Ребята, кто является ко двору без подарка? Сделаем его…
а) Закончите предложение: Путешествие подошло к концу…
б) Морфологический разбор (к концу)
Его величество будет радо, если в качестве подарка вы определите постоянные и непостоянные признаки слова (к концу)
9. Листы с работами собираются для проверки.
10. Подведение итогов, выставление оценок.
Отныне вы стали настоящими путешественниками. Ура!!!