Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Разнообразие животных" ( 3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Познакомить с разнообразием животного мира.
  2. Дать значение слова «зоология».
  3. Познакомить с группами животных.
  4. Способствовать воспитанию любви к природе и животным, ответственности за их жизнь.     
  5. Учить наблюдать и делать выводы.

Оборудование: иллюстративный материал по теме урока (репродукции, открытки), кроссворды, записи на доске, дидактический материал, выставка книг, учебник «Окружающий мир» автор А.Плешаков, тетради для проверочных работ «Природоведение» 2000 г., автор А.Плешаков.         

1. Организационный  момент. Сообщение темы урока.

Начинаем урок  окружающего мира.  Тема нашего урока « Разнообразие животных».

2. Наблюдение за погодой.    

Задание: на доске даны графические изображения погодных явлений. Нужно выбрать условные знаки, соответствующие состоянию погоды на данное время (один человек выходит к доске и помещает выбранную карточку в кармашке под названием «Прогноз погоды». В это время все в тетрадях отмечают прогноз погоды).

У детей на столах сочинения о том, как они наблюдают за птицами, животными, растениями.

Заслушаем сообщения о наблюдениях за природой.

3. Проверка домашнего задания. (фронтальный опрос).

– Какая наука изучает растения?

– Перечислите группы растений?

4. Актуализация опорных знаний.

А) Сегодня на уроке мы познакомимся с наукой, изучающей жизнь животных, с разнообразием животного мира и с группами животных, которые они образуют.

– Животные… Кого ты представляешь себе, как только слышишь это слово?

Б) Ответы учеников.

5. Обощение (учебник стр.67).

Говоря  о животных, мы представляем себе своего верного четвероного друга-собаку, белочку или красавца оленя. А может быть это пёстрые бабочки или мохнатые шмели, летающие над лугом. Вы спросите: разве бабочки и шмели-тоже животные? Да, конечно! Бабочки, шмели и все другие насекомые-это настоящие животные. И птицы, и рыбы, и змеи, и ящерицы, и лягушки, и черви-всё это животные.

6. Формирование новых знаний и умений.

1) А чтобы узнать, какая наука изучает животных, мы с вами отгадаем кроссворд.

– Дышит и растет, а ходить не может? (растение).

– А теперь повторим, какие органы есть у растений.

– Как называется часть растения, которая находится под землёй? (корень).

– Что это? Падают с ветки золотые монетки. (листья).

– Показываю стебель. Как называется эта часть растения?

– Что это? Нарядные сестренки весь день гостей встречают, медом угощают. (цветы).

– Показываю плод. Как называется эта часть растения?

 

 

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

в

е

т

о

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 к

о

р

е

н

ь

 

 

 

с

т

е

б

е

л

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

л

о

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

и

с

т

 

 

 

р

а

с

т

е

н

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– По ходу беседы открываю кроссворд.

– Прочитайте про себя, как называется наука, изучающая животных. (зоология). Затем один человек читает вслух.

– Вывешиваю таблицу на доску.

– Какое слово получилось? (зоология).

Слово зоология образовалось от греческих слов «зоон»-живое существо и «логос»-наука. Как наука «зоология» зародилась в Древней Греции. Эта наука изучает жизнь животных. Откройте тетради по природоведению, словарик. Запишите слово «зоология».

2) Ученые-зоологи выделяют несколько групп животных, в каждой их которых много видов. Сейчас мы познакомимся с ними.

3) Насекомые.

– Отгадайте, кто это.

На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскач. (кузнечик)

Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (бабочка)

В лесу у пня беготня: народ рабочий весь день хлопочет. (муравьи)

Сок из цветков она берет и в сотах копит сладкий мед. (пчела)

Шесть ног без копыт, лежит-жужжит, упадет-землю роет. (жук)

Вешаю рисунки на доску под закрытым словом «насекомые».

– А сейчас заслушаем сообщения о бабочках (ученик) и о пчелах (ученик)

– Посчитайте, сколько ног у кузнечика, бабочки, муравья, пчелы, жука. Как их можно назвать одним словом?

Вывод: насекомые- это животные, у которых шесть ног.

Вывешиваю табличку на доску. (слово насекомые).

4) Рыбы.

– Отгадайте, кто это?

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (щука)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (сом)

От зубастых щук таясь, стороной проплыл… (карась)

Вывешиваю рисунки рыб на доску под закрытым словом «рыбы».

Заслушаем сообщения о щуке (ученик) и о соме (ученик).

– Посмотрите на тело рыб. Чем оно покрыто? Что помогает рыбам передвигаться? Как их можно назвать одним словом?

Вывод: рыбы-животные, тело которых покрыто чешуей. Живут рыбы в воде. Передвигаться им помогают плавники. Дышат рыбы кислородом с помощью жабр.

5) Земноводные.

Заслушаем сообщение о лягушке. (ученик).

Вывешиваю рисунки лягушки и жабы на доску под закрытым словом «земноводные».

– Покрыто ли их тело чем-нибудь?

– Где можно увидеть лягушек и жаб? (на суше и в воде)

– К какой группе животных их можно отнести?

– Лягушки и жабы относятся к земноводным животным. Слово «земноводные» образовалось от слов земля и вода. Оно означает двоякоживущий, т.е. приспособившийся к жизни и в воде, и на суше.

Вывод: земноводные-животные, у которых голая кожа. Часть жизни они проводят на земле, а часть в воде.

6) Пресмыкающиеся.

– Отгадайте, кто это?

В реках Африки живет злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл, всех проглотит… (крокодил).

Кто же это ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходит… (черепаха).

Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватишь за хвост, но-ах!-удрала, а хвост в руках  оставила. (ящерица).

Лежит веревка, шипит плутовка.
Брать её опасно. Укусит. Ясно? (змея)

Вывешиваю картинки на доску под закрытым словом «пресмыкающиеся».

– Чем покрыто тело этих животных?

– Где они живут: на суше или в море?

– Как передвигаются?

– К какой группе животных относятся?

Вывод: пресмыкающиеся-животные, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем. Эти животные живут на суше, передвигаются ползком.

7) Птицы.

Чтобы узнать, какие животные образуют следующую группу, мы отгадаем кроссворд.

– Отгадайте, кто это?

Этот старый наш знакомый: он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту за лягушками в болото. (аист)

Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это… (снегири).

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает. (петух)

На шесте-дворец, во дворце-певец, А зовут его… (скворец).

 

 

 

 

 

 

п

е

т

у

х

 

 

 

а

и

с

т

 

 

 

 

 

 

с

н

е

г

и

р

и

 

 

с

к

в

о

р

е

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

По ходу беседы открываю кроссворд.

– К какой группе относятся эти животные? (прочитать).

– Чем покрыто их тело? (открываю таблицу со словом «птицы»).

Вывод: птицы-животные, тело которых покрыто перьями.

8) Звери.

Заслушаем сообщения о лисе (ученик), о еже (ученик), о тигре (ученик). (После каждого сообщения вывешиваю картинки на доску под закрытым словом «звери»).

– Чем покрыто тело этих животных?

– К какой группе их можно отнести?

Вывод: звери – животные, тело которых покрыто шерстью.

7. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 68. Найдите и прочитайте, что сказано про насекомых, про птиц, про рыб, про пресмыкающихся, про зверей, про земноводных. (По одному ученику читают вслух).

– На какие две группы ещё можно поделить всех животных? (домашние и дикие, в зависимости от места их обитания).

– Кого относят к домашним животным? А кого к диким животным?

Откройте теперь стр. 70. Прочитайте про себя вывод.

8. Животный мир Татарстана.

Животный мир нашей республики богат. Леса раньше были богаты дикими зверями и птицами, в них водились горностаи, соболи, куницы и другие звери. По тихим лесным речкам встречались колонии бобров. Но позднее многие из этих животных были истреблены. На территории нашей республики проживают лисы, белки, ежи, барсуки, зайцы-беляки, куницы, косули, бурундуки медведи и рыси, лоси, ласка. В лесах много разнообразных птиц: зяблики, синицы, славки, мухоловки, рябчик, тетерев, черный стриж, дрозды, дятлы.  Много водоплавающих птиц; а в реках и озерах-рыбы. Многие из этих животных находятся под охраной человека.Среди насекомых под охраной находятся бабочки (махаон), жук-олень, пауки (особенно крестовики), муравьи, дикие пчелы, осы. Для охраны многих животных в 1960 году был организован Волжско-Камский государственный заповедник.

9. Закрепление изученного материала.

– Какая наука изучает группы животных, с которыми познакомились на уроке?

– Какие правила поведения  нужно соблюдать, когда вы находитесь в лесу?

– Какие правила общения с животными вы знаете?

10. Итог урока. Обзор книжной выставки.

– Что нового узнали на уроке?

– Перечислите группы животных.

– А теперь посмотрите книги, в которых вы найдете много интересного о жизни животных.

11. Оперативный контроль. Тесты.

– Откройте тетради А.Плешакова на стр.14. Найдите задание №16.

Прочитайте задание про себя. Затем  вслух по вариантам.

Приступили к работе. (Записи на доске закрываю).

Сбор тетрадей. (У всех учащихся на столах рабочие тетради по «Окружающему миру». Автор А.Плешаков.)

12. Д/З: стр.67-70 задание «Подумай!».

– Найдите на стр. 70 задание «Подумай», прочитайте про себя, вслух.