В ходе урока учащиеся смогут:
- определить причины перехода к НЭПу;
- сравнить НЭП, «военный коммунизм», рыночную экономику;
- сформировать понятия «НЭП», «продналог», «концессии»;
- охарактеризовать противоречия и результаты НЭПа;
- сделать выводы о достоинствах и недостатках экономических систем;
- выразить свое отношение к новой экономической политике.
Методическое оснащение:
- Учебник Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. - М.: Русское слово, 2005 г.
- Хрестоматия по истории России, XX век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 1999.
- Таблица.
- Магнитофон, диск.
- Компьютер, проектор.
Ход урока:
- Мотивация.
- Целеполагание. Объявление прогнозируемых результатов.
- Предоставление информации.
- Групповая работа.
- Рефлексия.
Ход урока
I этап. Мотивация. Время 3 минуты.
Один из уроков гражданской войны заключался в том, что в борьбе за власть без поддержки крестьянства победить невозможно, так как Россия аграрная страна. Чтобы сохранить власть, большевикам нужно было менять экономический курс.
Учитель предлагает учащимся обратить внимание на эпизод из кинофильма «Двенадцать стульев» и ответить на вопрос: «Какие вы увидели особенности экономической системы в Советской России 20-30-х годов XX века?»
Проанализировав особенности хозяйственной жизни в Советской России 20-30-х годов XX века, мы с вами попытаемся определить оптимальную и эффективную модель развития экономики.
Тема нашего сегодняшнего урока: «НЭП: поиск оптимальной модели развития экономики».
II этап. Целеполагание.
В ходе изучения данной темы вы сможете:
- определить причины перехода к НЭПу;
- сравнить НЭП, «военный коммунизм», рыночную экономику;
- сформировать понятия «НЭП», «продналог», «концессии»;
- охарактеризовать противоречия и результаты НЭП;
- сделать выводы о достоинствах и недостатках экономических систем;
- выразить свое отношение к новой экономической политике.
Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф: «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда нет, то постыдны богатства и почести» (Конфуций).
III. Предоставление информации (15 минут).
В классе сформированы 3 группы: экономисты, политологи, социологи. Каждой группе нужно проанализировать исторический документ (Из воспоминаний П.А. Сорокина) и ответить на вопрос: «Каковы результаты «военного коммунизма» в различных сферах советского общества?
Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод. «Мы натолкнулись на большой – я полагаю, на самый большой – внутренний политический кризис Советской России. Этот кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих» (В.И. Ленин).
Таким образом, поворот к новой экономической политике был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране в целях нормализации экономической, социальной и политической жизни.
Началом НЭПа стало постановление X съезда РКП (б) о замене продразверстки продналогом, в марте 1921 года, оформленное декретом ВЦИК.
Объяснение учителя, заполнение таблицы с опорой на знания учащихся по обществознанию.
Вопросы |
«Военный коммунизм» |
НЭП |
Современная экономика |
Сельское хозяйство |
Продразверстка, ликвидация частной собственности. |
Продналог, аренда земли. |
Право частной собственности на землю, развитие фермерского хозяйства. |
Промышленность |
Национализация промышленности, государственные формы собственности. |
Аренда мелких и средних промышленных предприятий, создание концессий, государству принадлежит металлургия, станкостроение, энергетический комплекс, военные заводы. |
Свобода предпринимательства, конкуренция, частная хозяйственная инициатива. |
Торговля |
Запрещение частной торговли, снабжение через Наркомпрод, бесплатные коммунальные платежи. |
Свобода торговли, денежная реформа Сокольникова. |
Свободный рынок. |
Характер труда |
Всеобщая трудовая повинность, уравнительность, карточная система. |
Тарифная система оплаты, отмена карточной системы. |
Рынок труда на основе конкуренции, большие различия в уровнях доходов. |
Тип экономики |
Командно-административная. |
Элементы рыночной экономики. |
Рыночная экономика. |
Характер управления |
Строгая централизация, система ВСНХ. |
Использование самофинансирования, самоокупаемости, хозрасчета. |
Рыночное саморегулирование, государственное вмешательство. |
Общество |
Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. |
Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. |
Демократические свободы, гражданские права, плюрализм в экономике и политике. |
IV этап. Обсуждение. Работа в группах (на основе параграфа 14 п. 3, 4). Время 20 минут.
Задание 1-й группе.
Докажите, что экономические результаты НЭПа были противоречивы.
Задание 2-й группе.
Докажите, что политические результаты НЭПа были противоречивы.
Задание 3-й группе.
Докажите, что социальные результаты НЭПа были противоречивы.
V. Подведение итогов. 10 минут.
Какую модель экономического развития вы считаете оптимальной и эффективной?
Прокомментируйте слова Конфуция: «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда нет, то постыдны богатства и почести».
Домашнее задание: написать мини-эссе «7 строк» о последствиях новой экономической политики.
1. Я думаю, что…
2-4. Потому что…
5-7. Собственная позиция…
Ресурсы к уроку
Из воспоминаний П.А. Сорокина
К 1921 году разрушительные последствия программы коммунистов стали ясны даже самым отсталым крестьянам. Их поля не возделывались и заросли сорняками. У крестьян не было ни семенного зерна, ни стимулов к труду на земле. Города умирали, национализированные заводы, лишившись топлива, останавливались. Железные дороги были разрушены. Здания превратились в руины. Школы почти не функционировали. Смертельная удавка коммунизма потихоньку затягивалась на шее народа. Бурные митинги и волнения на заводах и среди крестьян участились…
Кронштадтские моряки, в прошлом активно поддерживающие коммунистов, взбунтовались…
Описание основных этапов урока.
Этапы |
Формы и методы |
Ожидаемые результаты |
Форма контроля и оценивания |
1. Мотивация |
Двойная мотивация. |
Интерес детей к изучению темы. Эмоциональное воздействие на учащихся. |
Получение баллов в оценочные листы. |
2. Рассмотрение основной проблемы. |
Предоставление новой информации посредством работы с историческим документом, объяснения учителя, заполнение совместно с учащимися сравнительной таблицы. |
Активность учащихся, восприятие темы. |
Получение баллов оценочные листы. |
3. Обсуждение. |
Интерактивная групповая работа, проблемное задание, связь с современными экономическими процессами через призму истории. |
Осознание изучаемой темы, развитие креативного мышления. |
Получение баллов оценочные листы. |
4. Подведение итогов. |
Обсуждение проблемы, возвращение к эпиграфу. |
Закрепление материала. |
Получение баллов оценочные листы. |