Цели урока:
- Повторить и закрепить законы отражения и преломления света.
- Подтвердить экспериментальным путём справедливость законов распространения света.
- Познакомиться со строением глаза.
- Научить объяснять процесс прохождения света через оптическую систему глаза.
- Добиться усвоения процесса видения и понимания окружающего мира.
Оборудование учителя: проекционный фонарь; зеркало; 2 экрана; 2 свечи; 2 линзы собирающие; солнечная батарея; гальванометр; кукла; кювета с водой; лазерные указки; стеклянные пластинки с плоскопараллельными гранями; заготовленные плакаты; 2 плоские модели глаза; 2 магнитные доски; таблицы с терминами; таблица «Зрительный анализатор».
Оборудование стола учеников: зеркала; собирающие линзы; пластинки с плоскопараллельными гранями; стеклянные стаканы с водой; стеклянные палочки; таблицы «Явления, сопровождающие распространение света».
План урока.
- Организационный момент.
- Упражнения на активизирование всех систем организма.
- Постановка темы урока.
- Запись в дневники домашнего задания.
- Законы отражения.
- Преломление. Законы преломления в жидких и твердых телах.
- Дисперсия света.
- Физкультминутка.
- Строение глаза.
- Демонстрация кинофильма «Глаз – орган зрения»
- Закрепление материала по теме: «Строение глаза».
- Работа зрительного анализатора.
- Итоги урока. Самостоятельная работа.
- Упражнения для снятия напряжения в конце урока.
Ход урока
№ п/п |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||
I. |
Самоопределение к деятельности. |
|
||
2. |
Введение темы урока. |
|
||
3. |
Домашнее задание: |
|
||
4. |
Объяснение темы учителем. |
|
||
Видим ли мы свет? |
Нет. |
|||
Что же мы видим? |
|
|||
Как мне увидеть то, что находится у меня за спиной? Как увидеть, что сейчас делает сосед за спиной? |
Воспользоваться зеркалом. |
|||
Заглянем в зеркало. Кого же мы видим? |
Учащиеся разыгрывают данный |
|||
- Ты прекрасна, спору нет - молвит зеркальце в ответ. |
Свое изображение. Прямое, мнимое, равное, симметричное. |
|||
Свое изображение. Прямое, равное, мнимое. |
|
|||
5. |
Проверка законов отражения. |
Ученики делают вывод о законах |
||
6. |
А можно ли поджечь предмет отраженными и собранными солнечными лучами? |
Предположения детей. |
||
7. |
Проведём ещё один опыт. |
|
||
8. |
Глаз. |
Предположения учеников. |
||
9. |
Послушайте эпизод из моей жизни. |
|
||
10. |
Как же ведёт себя глаз на границе двух сред: |
Преломление. |
||
|
Опыт 4. С помощью лазерной указки показать, как происходит прохождение света через воду и стекло. |
Увеличение размера стеклянной палочки. Смещение изображения. |
||
11. |
Какое ещё явление происходит, когда свет попадает на стекло? |
Предположения учеников. |
||
Почему мы видим окружающий мир в блеске различных красок? (репродукция) |
|
|||
Опыт 6. Через скос пластинки пронаблюдаем края стендов в кабинете. Откуда взялось радужное обрамление краёв? |
Ученики рассматривают. Затем с помощью спектроскопа получают радужную полоску на стене. |
|||
А что надо ещё узнать для понимания этого? |
Строение глаза. |
|||
II. |
1. Сегодня мы будем изучать строение глаза человека и работу зрительного анализатора. |
Развёрнутый ответ ученика. |
||
2. Строение глаза человека. |
|
|||
3. Опыт 7. Посмотрите в зеркало. Какие защитные приспособления имеет глаз и зачем? |
Ответы детей. |
|||
4. Опишите, глядя в зеркало свои глаза. |
Ответы детей. |
|||
5. Опыт 8. Какого цвета глаза? |
Цвет глаз зависит от количества пигмента. |
|||
6.Рассмотрим глаз в зеркало. Что находится в центре радужки? |
Зрачок. |
|||
Что такое зрачок? |
Отверстие. |
|||
Почему отверстие чёрного цвета? |
Предположения учеников. |
|||
|
За зрачком расположен хрусталик (двояковыпуклая линза) |
Да. |
||
2. |
Сетчатка глаза. |
|
||
3. |
Попробуем собрать модель глаза. |
Пользуясь учебником, ученики |
||
Итак, прохождение света внутри глаза: |
Уменьшенное, перевернутое, действительное. |
|||
Почему видим реальную картину действительности? |
Рассказ ученика об одном австрийском ученом и изобретенных им очках. |
|||
III. |
Итог урока. |
|
Литература.
- Иванова Е.В., Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2004 год.
- Колесов Д.В. Учебник биологии 8 класс. Москва, Дрофа, 2005 год.
- Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике 11 класс. Москва, Просвещение, АО «Учебная литература», 1996 год.
- Перышкин А.В. Учебник физики 8 класс. Москва, Дрофа, 2004 год.