На этапе подготовки к уроку дети оформили воспоминания о счастливых моментах своей жизни в виде стенда.
Цель:
- показать, что все люди имеют равные права;
- развивать речь, внимательность, способствовать воспроизведению пройденного материала через игру;
- воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Оборудование: презентация города Правовых знаний, схема маршрута, даты и названия документов, права ребёнка, иллюстрации; стенд; сказочные тесты; инвентарь к сценке (корона, скамейка, зеркальце); фонограмма песни «Голубой вагон», символы России (флаг, гимн, герб), на доске тема урока, рабочие тетради «Изучаем права человека», книга С.А. Лаврова «Первоклассные истории о правах», толковый словарь.
Ход урока
1. Организационный момент. Чтение стихотворения учителем.
– Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
– Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку
счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
радостней сделалась жизнь?
(В. Солоухин)
– О чём это стихотворение? (о счастье)
Многим людям хочется, чтобы все их друзья и даже совсем незнакомые люди относились бы к ним внимательно, по-доброму, с уважением.
Поприветствуйте друг друга приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, станет радостнее и интереснее. Думаю, что урок наш сегодня пройдёт интересно, слаженно, с пользой для всех.
– Как вы думаете, а что такое счастье? (мир на Земле, мама и папа рядом, любовь к Родине, к малой родине, …)
– Посмотрите на стенд «Счастье– это …». А быть может это и есть счастье? (На стенде фотографии детей, их счастливые моменты; дети заранее подготовили этот стенд.)
– А теперь послушайте, какое толкование даёт словарь. (Учитель читает по словарю что обозначает слово счастье.)
2. Сообщение темы и цели.
– У каждого живущего на планете Земля есть общий дом – Родина.
– Как называется наша страна?
– Какие символы России знаете? (На доске вывешиваются государственные символы России.)
– И мы все жители этой страны называемся… (граждане России, россияне).
А значит, имеем свои права и обязанности. Вот о правах мы и поговорим сегодня. Я предлагаю вам совершить путешествие по городу Правовых знаний на экскурсионном трамвайчике. А чтобы было интересно надо быть доброжелательными, терпимыми, вежливыми.
Итак, пора в путь.
Физминутка: Глубоко вдохните свежий ветерок, который задувает в окно. Движениями покажите летящую птицу, кружащиеся снежинки. (Звучит музыка.)
3. Изучение нового материала.
(На доске открывается рисунок – схема города Правовых знаний, где обозначен маршрут следования трамвайчика (названия остановок, улиц, аллеи, парка, площади, а также иллюстрации))
А) Наш трамвайчик прибыл на первую остановку «Дом основного закона» (иллюстрация Дома Правительства)
– Кто знает, что это за здание?
– Кто в нём работает?
– А какой основной закон нашей страны?
– Что вы знаете о Конституции? (Это основной, главный закон России, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан).
День принятия основного закона страны – Конституции – 12 декабря 1993г. является государственным праздником.
В каждой стране свои законы, но есть общие, всемирные. Главные из них записаны во Всеобщей декларации прав человека, которая принята ООН 10 декабря 1948 г. Это первый международный документ, защищающий права человека.
– А есть ли права у ребёнка?
Ведь дети беззащитны, и с ними обращаются порой несправедливо. Вот поэтому, чтобы помочь детям, уберечь их от зла, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у всех детей было счастливое детство. Был составлен и принят 20 ноября 1989 г. документ– Конвенция о правах ребёнка, где записаны основные права детей.(по ходу рассказа на экране появляются таблички с датами, с названиями документов).
Б) Следующая станция «Школа» на улице Прав человека. (Иллюстрация здания школы.)
– Давайте заглянем в один из классов этой школы.
Сценка «На уроке». (Текст сценки взят из книги «Первоклассные истории о правах».)
Елена Ивановна. Все взрослые Земли хотят, чтобы их дети были счастливы, здоровы и хорошо учились. Поэтому однажды взрослые собрались и составили Конвенцию о правах ребёнка. Это что– то вроде закона, в котором записано, что у всех детей Земли есть право иметь семью, лечиться, если заболеют, отдыхать, когда устанут… Все– все– все дети, независимо от того, на каком языке они говорят, какого цвета у них кожа, много денег у их родителей или мало.
Вовчик. (выкрикивает с места) Ну, это враньё. У Серёги с нашего двора родители богатые, так он отдыхал на этих… как их… на Канарейкиных островах. А вот я – у бабушки в деревне.
Кирилл. На Канарских островах. Ну и что, плохо тебе было в деревне?
Вовчик. Нет, мне здорово было. Там сенокос, и ещё я на лошади ездил и мне дядя Ваня дал трактор порулить. Но всё равно, какое же это равенство?
Елена Ивановна. И ты, и неизвестный мне Серёжа имеют равные права на отдых, а взрослые по мере своих возможностей обеспечивают вам этот отдых. В Конвенции же не записано, что все– все дети Земли должны отдыхать именно на Канарских островах.
Юлька. Ха– ха, если бы все дети Земли сразу залезли на эти Канарейкины острова, то острова бы потонули! Детей– то много!
Елена Ивановна. Да, детей много, и они все имеют равные права.
Юлька. А если два ребёнка имеют право на одну мороженку? Тогда как?
Вовчик. Откусывать по очереди.
Елена Ивановна. Между прочим, это очень важный вопрос. Как быть, когда право одного человека сталкивается с правом другого? В древние времена один умный человек сказал: «Моя свобода размахивать руками кончается там, где начинается нос моего соседа». Это значит, что надо соблюдать свои права и не нарушать чужие.
Юлька. Нет, иногда дать в нос очень полезно. Вот мальчишки не хотели меня брать играть в футбол, потому что девчонка. А я одного как стукнула! Сразу взяли.
Елена Ивановна. Девочки и мальчики имеют равные права. Хоть играть, хоть драться. Но поверь мне, очень противно смотреть, когда девчонки дерутся. (Юлька покраснела) Все-все дети Земли имеют право учиться. Вот сейчас за партами сидят русские и немцы, африканцы и эскимосы, индейцы и китайцы… В разных странах учебный год начинается в разное время, например в Австралии – весной. Но главное – что он начинается!
Кирилл. Хорошо, что все равны. Справедливо.
– О каких правах щла речь на уроке в школе? (На экране: право на образование, на отдых.)
– Какой международный документ провозглашает все права детей?
– Соблюдается ли равноправие между мальчиками и девочками в нашем классе?
– Поехали дальше.
В) Остановка «Сказочный парк» (Иллюстрация беседки, на которой написано название парка).
– Любите ли вы сказки?
1) Послушайте отрывок из сказки, скажите название и автора.
(Чтение учителем отрывка из сказки «Волк и семеро козлят».)
– Какое право нарушил волк? (на экране: право на жизнь, право на неприкосновенность жилища)
– Вы дома часто находитесь одни, что вы должны помнить?
– Почему надо закрывать дверь?
– Что будете делать, если придёт незнакомый человек?
– У кого попросите помощи?
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
– Герой из какой сказки?
– Кто нарушил права в этой сказке? (Карабас, лиса Алиса, кот Базилио)
– Какие права нарушены? (На экране: право на свободу, на неприкосновенность личности, имущества.)
2) Инсценировка по «Сказке о мёртвой Царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. (Журнал «Воспитание школьника», №3 2004 г.)
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.)
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее. (Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьёт по зеркальцу рукой).
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло, Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка.)
Зеркальце. А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее. (Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку.)
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смирённо склонив голову.)
Веди царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосною там оставь, на съедение волкам! (Девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)
Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна. Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий. Та, в душе её любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
– Вспомнили название сказки? А кто её автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?
– Какое право здесь нарушено? (На экране: право на жизнь.)
Никто и никогда не имеет права лишать человека жизни. Молодцы! Продолжаем путешествовать.
4. Закрепление материала.
Г) Прибываем на остановку «Аллея сказочных тестов» (иллюстрация аллеи в парке).
1) Работа в группах (по рабочим тетрадям « Изучаем права человека»).
– Определите, какие права нарушены, ответьте на вопросы, раскрасьте рисунки.
– Задание 2, 6, 7, 8, 9, 16, 23
2) Проверка тестов.
Д) Последняя остановка «Площадь Сюрпризов» (иллюстрация площади и её название).
– Какой праздник скоро?
– Вы все имеете право на что…? (На экране: право на отдых).
Отгадайте загадку:
Что же эта за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ёлка)
(В углу стоит закрытая ёлка.)
– А сейчас мы с вами повторим все права, о которых сегодня говорили, а заодно и ёлочку украсим к Новому году. Вы выходите, называете право и весите игрушку.
5. Рефлексивная минутка.
– Понравилось ли путешествие по городу Правовых знаний?
– Что нового узнали во время нашего путешествия?
– Как вы думаете, все ли права мы узнали?
Конечно же, нет, мы с вами продолжим знакомство с правами человека во время следующих путешествий. Займите удобно места. Сейчас нам пора возвращаться домой, а чтобы не было скучно споём песню «Голубой вагон».
(Дети исполняют песню.)
В конце урока отмечаются дети, активно работавшие в течение всего урока.