Статья "Самостоятельная работа — одно из условий профессиональной подготовки будущего учителя"

Разделы: Математика


В настоящее время в России идет становление новой образовательной парадигмы, характеризующейся переходом от учения как функции запоминания к процессу умственного развития.

“…Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…”1. На пути обновления системы образования меняются и требования к подготовке педагогических кадров. Одним из основных показателей требования к подготовке является сформированность у студентов таких профессиональных и личностных качеств, как способность к самостоятельным действиям, творческая активность и ответственность за выполненную работу.2

Данные показатели перекликаются с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к образованности выпускника: быть способным к самостоятельному поиску истины; быть способным к самостоятельным действиям в условиях неопределенности; быть способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; обладать стремлением к самосовершенствованию.3

Это и определяет самостоятельную работу как целенаправленную, внутренне мотивированную, структурируемую самим объектом деятельность в рамках профессиональной подготовки будущего учителя, внимание к которой усиливается в современных условиях.

Дидакты и психологи в своих исследованиях подчеркивают важность и необходимость овладения студентами методикой оптимального и успешного применения имеющихся способов организации самостоятельной работы. Умелая организация самостоятельной деятельности студентов способствует повышению степени их самостоятельности. Повысить степень самостоятельности возможно при создании благоприятных условий самостоятельной работы.

Самостоятельная работа выполняет как развивающие, так и воспитательные функции. Она позволяет формировать у студентов самостоятельность как черту личности, без которой невозможна деятельность будущего учителя. Ведь активность и самостоятельность необходима для достижения учебных целей, для совершенствования имеющихся знаний, умений, навыков, для получения эффективных результатов в работе с детьми.

Проведенный опрос “что для вас важнее в жизни” свидетельствует о том, что у первокурсников примерно одинаковый уровень ориентации на удовлетворение материальных и духовных потребностей (соответственно 68% и 70%). Самостоятельность как черта личности характерна только для 38% учащихся. Степень развитости студента измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.

Результаты диагностических исследований адаптационного периода показывают, что студенты имеют разный уровень обученности и обучаемости; средний уровень способностей к самообразованию. Механизмом самообразования является пробуждение к внутренним потребностям, введение студента в активную самостоятельную деятельность.

Поэтому выбранная тема “Самостоятельная работа - одно из условий профессиональной подготовки будущего учителя” актуальна на современном этапе развития среднего профессионального образования, целью, которой является – создание благоприятных условий для подготовки будущего учителя через организацию самостоятельной работы студентов.

Для достижения запланированного результата поставлены были задачи: формирование умений, связанных с самостоятельной работой студентов; развитие логики рассуждения, доказательности, самостоятельности мышления, формирование потребности в самообразовании.

1 Концепция модернизации Российского образования
2 Программа модернизации и развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2003-2008 годы. – Новосибирск, 2003г.
3 Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. – М., 2002 г.

Эти задачи решаются в комплексе и позволяют добиться положительного результата в подготовке будущего учителя, умеющего соотносить педагогические действия с целями и задачами обучения, а значит, выйти на реализацию требований к модели выпускника среднего профессионального образования. 3 руководствуясь при этом следующими принципами: гуманизации и демократизации педагогических отношений; ученье без принуждения.4

Использование принципов педагогики сотрудничества в совокупности позволяет определить одно условий профессиональной подготовки – включение студентов в самостоятельную работу.

Этим условием является самостоятельная работа студентов, развивающая способность самостоятельно добывать и применять знания, формирующая умения не бояться мыслить оригинально, высказывать и отстаивать свою точку зрения, оппонировать, быть готовым к самообразованию.

Учитывая обозначенные задачи, принципы и результаты, свою педагогическую деятельность строю в определенной системе, предусматривающей следующие этапы: проективный, преобразовательный, рефлексивный и корректирующий.

1 проективный. Целью данного этапа является конструирование учебной информации. Для этого мною была проведена корректировка рабочей программы по математике, с целью установления соответствия Государственному образовательному стандарту СПО второго поколения, детализации самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности студентов. Составлена рабочая программа по “Алгебре”, где в каждую тему программы включена аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работы. В программе по практике “Пробные уроки и внеклассные занятия по математике” отражено направление, связанное с самостоятельной деятельностью студентов. Созданы учебно-методические материалы, способствующие организации продуктивной самостоятельной деятельности студентов.

2 преобразовательный. Этот этап направлен на внедрение элементов инновационных технологий в планирование и осуществление учебно-воспитательного процесса.

Свою деятельность строю на диагностической основе. Отслеживание результатов диагностики происходит с момента поступления студентов в училище и до окончания ими учебного заведения. Создавая условия для подготовки будущего учителя через организацию самостоятельной работы, учитывая полученные результаты, в своей работе я использую элементы образовательных технологий Р.Г. Хазанкина, А.А. Окунева, С.Н. Лысенковой,4 которые помогают воспитывать веру студента в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, развивать логику рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления, овладевать навыками самообразования.

В соответствии с полученными диагностическими показателями как мной, так педагога-психолога училища, работу веду по трем направлениям.

На первом этапе деятельности знакомлю студентов с целями учебного предмета, его назначением, с требованиями к ЗУН. На втором этапе работы обращаю внимание на достижение уровня активности в процессе учебной работы. Содержание работы реализуется через индивидуальную и групповую деятельность. Этот этап характеризуется отработкой умений самоорганизации, самоконтроля, развитием творческих способностей личности в различных формах самостоятельной деятельности. На этом этапе работы использую такие методы как анализ, синтез, классификация, обобщение, аперпеция, метод “мозгового штурма”, контрольных вопросов, которые позволяют увеличить долю самостоятельности студента при выполнении работы и формируются умения соответствующие умения. Далее в работе внимание уделяю социально значимым мотивам, так как при изучении учебных предметов ведущая роль отводится познавательному интересу студентов, через который выявляется значимость данной дисциплины к профессиональной дальнейшей деятельности. Самостоятельная работа используется в двух видах: аудиторная, внеаудиторная, при этом учитываются уровни, типы, виды самостоятельной работы5.

3 Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования для специальности 050709 (0312) “Преподавание в начальных классах”.
4 Современные образовательные технологии. /Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998, с.39
5 Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996, с. 310

Завершающий этап направлен на достижение самого высокого уровня самообучения. Отличается он тем, что непосредственно связан с творческой деятельностью Используются при этом разные виды и степени сложности задания: составление кроссвордов, ребусов, сочинения (стихи, считалки, сказки), написание фрагментов урока с последующим представлением его на учебном занятии, курсовых работ, создание дидактического материала и т.д. Вся целенаправленная работа будет способствовать развитию самостоятельности мышления и формированию потребности в самообразовании.

При выборе средств и способов педагогического взаимодействия ориентируюсь:

- на студента, его интеллектуальное развитие.

Достижение целей данного воздействия осуществляю через задания, способствующие развитию активности и самостоятельности. Многие свои уроки строю как уроки-семинары, уроки-дискуссии, уроки-дублеры, которые помогают мне углублять и систематизировать знания студентов, совершенствуя коммуникативные умения.

- на отбор и переработку содержания учебного материала.

В результате такого взаимодействия формируются конструктивные умения.

- на свои личностные и профессиональные возможности и способности.

Педагогическая деятельность проходит и через внеурочную работу. Студенты являются как организаторами, так и активными участниками различных мероприятий: математический КВН, капитал-шоу “Поле чудес”, математическая олимпиада, театрализованная игра “Колесо истории”, “Брейн-Ринг” и т.д. Эти мероприятия проводятся для студентов училища и учащихся начальных классов. В результате такой деятельности у студентов совершенствуются организаторские умения, дидактические умения.

3 рефлексивный и корректирующий. Этот этап предполагает оценку влияния совокупности методов как системы действий на практику обучения и воспитания, и последующую их коррекцию.

Для определения уровня качества обучения, используя такие виды педагогической диагностики как текущую, периодическую, итоговую. Для диагностики уровня обученности в системе практикую текущий, периодический в разных формах: самоконтроль, взаимоконтроль, самостоятельные работы.

Основными методами, которые помогают мне отслеживать результаты обучения, являются: методы педагогического исследования, методы контроля.

Практика моей работы показывает, что при организации самостоятельной продуктивной работы эти методы являются эффективными. Корректировку ЗУН провожу через собеседование, индивидуальные консультации, карточки с индивидуальными заданиями и др. Результаты такой работы позволяют получить информацию для дальнейшего изменения способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов.

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что организация самостоятельной работы является одним из условий подготовки будущего учителя, способного к дальнейшему самообразованию.

Литература:

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования для специальности 050709 (0312) “Преподавание в начальных классах”. – М., 2002г.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2004г.
  3. Концепция модернизации российского образования.
  4. Программа модернизации и развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 200302008 годы. – Новосибирск, 2003г.
  5. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1996г.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998г.
  7. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М., 2004г.
  8. Тимченко И.Н. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1997г.