Цели:
- Способствовать пониманию учащимися места России в современном мире, перспективу ее развития.
- Воспитание любви к Родине.
Задачи:
- Развивать умения строить диаграммы.
- Продолжить формирование умений работать с текстом учебника.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Ход урока
Структура |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Приветствует класс, настраивает его на успешную работу. Предлагает учащимся посмотреть друг на друга, улыбнуться, мысленно пожелать добра. | Отвечают на приветствие. Участвуют в психологической разгрузке. |
2. Мотивация | Зачитывает фразу французского
экономиста У. Петти "Природа - мать богатства, а
труд его отец". Задание: Прокомментируйте это утверждение. Объявляет тему урока (тема записана на доске). |
Комментируют это утверждение в форме
пар тезисов и антитезисов. Записывают тему урока в тетрадь. |
3. Целеполага - ние | Вопрос: Что хотели бы вы узнать по этой
теме? Записывает на доске пункты плана в определённой последовательности. Объявляет, что итогом урока будет оформление газет: "Россия сегодня" и "Россия завтра". |
Составляют план изучения темы урока. |
4. Актуализа-ция знаний и умений | Задание: Используя текст параграфа 15 ответьте на вопросы (группа А - слабые; группа Б - средние; группа В - сильные учащиеся). | Вопросы: А - 1. К какому циклу в настоящее время переходят ведущие страны мира? 2. Что является в постиндустриальной стадии движущей силой и целью? Б - 1. Какие страны определяют ход развития мировой экономики? 2. Почему существует утверждение, что Россия находится в положении полупериферии? В. - 1. Какими путями может развиваться российская экономика? 2. Какими направлениями определяются перспективы перехода России к постиндустриальной стадии? |
5. Практичес-кая работа | Тема: "Оценка изменений
отраслей структуры промышленного производства
России" (дифференцированный подход). Предлагает выполнять задание в паре или индивидуально (можно брать дозирующую помощь сверстников или учителя). Задание: А: Сравните показатели отраслевой структуры отдельных производств промышленной продукции России и выпишите из таблицы (приложение №1) названия отраслей, в которых наблюдается:
Б: Используя данные таблицы (приложение № 1) постройте столбчатые диаграммы, отражающие изменения отраслевой структуры производства: внутри таких отраслей, как лёгкая промышленность, металлургия, машиностроение и электроэнергетика (на выбор). В: Используя данные таблицы (приложение № 1) постройте круговые диаграммы внутри всей промышленности по годам: 1991;1993;1994 (на выбор). |
Выполняют задание на специально
приготовленных листах бумаги и размещают в одной
из газет. Выполняют задание на специально приготовленных графиках, размещают в одной из газет. Отвечают на вопрос: Чем можно объяснить эти изменения? Работают в парах. Строят круговые диаграммы, используя шаблоны. Размещают работы в одной из газет. |
6. Минилек-ция с элементами беседы | Сообщает дополнительную информацию
(кратко) об изменении показателя экономического
роста; о времёни экономического кризиса в стране;
о вложении инвестиций в отрасли современной
экономики; о создании совместных предприятий; о
НТСотрудничестве и СЭЗонах; об экспорте и
импорте России; о перспективе развития экономики
России. В ходе подачи материала учитель вывешивает на доску печатный материал: термины, рассматривая их понимание; данные экспорта и импорта России; перспективы развития России и привлекает учащихся к беседе. Вопросы для беседы:
|
В ходе подачи материала учащиеся
выполняют определённые задания: А - слушают и работают с малым графическим пособием (в парах). Задание: стрелками указать направление товаров (приложение№2) Самопроверка правильности выполненного задания (сверяют с печатным текстом на доске), а потом располагают МГП в газете. Б и В - работают в тетради, кратко записывая главное (мини-конспект). После постановки вопроса высказывают своё мнение и вместе с учителем ищут правильный ответ. По окончании минилекции вместе делают вывод о будущем России. |
7. Творческое задание | За неделю или более до урока предложил
учащимся подобрать информацию: посмотреть
выпуски новостей, тематические передачи по
телевидению; подобрать заметки из периодической
печати. К уроку подготовил два листа ватмана (каркас будущих газет) с надписями тем: "Россия сегодня" и "Россия завтра". На уроке обращает внимание учащихся на правильное размещение информации в газетах. |
На уроке учащиеся озвучивают (кратко) найденный материал, а затем выходят к учительскому столу и размещают его на страницах одной из газет. |
8. Оценивание | Предлагает оценить свою работу на уроке
(самооценка) и проставить оценку в лист контроля
(приложение № 3); затем оценить работу соседа по
парте (взаимооценка) и проставить оценку в лист
контроля. Оценивает работу учащихся. По итогам трёх оценок выставляется итоговая оценка за работу на уроке. |
Выставляют оценки. |
9. Домашнее задание | Предлагает задания на выбор. На доске несколько вариантов домашнего задания: Прочитать параграф 15 - 1 балл. Составить конспект параграфа 15 - 3 балла. Составить круговые диаграммы товарной структуры экспорта или импорта России - 4 балла. 4. На контурную карту нанести СЭЗ - 1 балл. Цель: набрать баллы 7 - 8 б. - "5" 5 - 6 б. - "4" 2 - 4 б. - "3" |
Выбирают задания и записывают в
дневник. Пользуются приложением учебника страница 368-369 (таблица № 87 или № 89). |
10. Итог урока | Предлагает вернуться к целям урока и просмотреть, что сделано на уроке, а что нет. | |
11. Рефлексия |
|
Игра "Светофор" |
12. Окончание урока | Объявляет об окончании урока. |