Актуальность проекта
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
- Образовательные
- Познакомить с историей возникновения огня.
- Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
- Развивающие
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- Развивать творческие способности дошкольников
- Воспитательные
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
- Практические
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
- Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ
Принципы реализации проекта:
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Субъекты проекта:
- Воспитатели.
- Дети 5-7 лет.
- Родители.
Ожидаемый результат:
- Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
- Профилактика панического страха перед огнём.
- Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
- Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
- Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Реализация проекта
Работа с родителями (день первый)
Выставка литературы по теме.
- Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»
- Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»
- Анкета для родителей по теме.
«Что такое огонь?» (день второй)
- Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».
- Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
- Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».
«Полезный огонь» (день третий)
- Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»
- Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял» [«Дошкольное воспитание» №5 2006 стр.120]
- Познавательное занятие «Огонь – друг».
«Опасный огонь» (день четвёртый)
- Дидактическая игра «Причины пожаров».
- Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.
- Интегрированное занятие «Саламандра – повелительница огня». (Познавательное развитие, аппликация, леп ка).
«Правила пожарной безопасности в ДОУ» (день пятый)
- Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
- Игры-соревнования.
- Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа»
«Правила пожарной безопасности дома» (день шестой)
- Практическое занятие «Чтобы не было беды».
- Просмотр видеофильма
- Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».
«Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой)
- Познавательное занятие «Чудо-дерево».
- Чтение произведения Б.Жидкова «Дым».
- Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»
«Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой)
- Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»
- Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).
- Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»
«Огонь в литературе» (день девятый)
- Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».
- Литературная викторина.
- «Огонь в картинках и загадках»
Итоговый день (день десятый)
- Досуг с детьми и родителями «Огонь – друг, огонь – враг»
- Тестирование.
- Тренировочная эвакуация. Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей, размещение их в заранее назначенном месте.
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
- В.А. Степанов «Азбука в загадках».
- Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
- Газета «Дошкольное образование» № 13 2008 год.
- С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
- Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
- Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
- К. Чуковский «Путаница».
- «Жили-были» №6 2003 год.