Цель: Обобщить и закрепить знания о многообразии и значении насекомых.
Задачи.
- Образовательные: Закрепление и углубление учащимися знаний о строении и жизнедеятельности насекомых. Расширение представления школьников о роли и значимости насекомых в жизни человека. Приобщение учащихся к экологической культуре.
- Воспитательные: Формирование способности воспринимать красоту окружающей природы. Воспитание бережного отношения к насекомым.
- Развивающие: Развитие мотивации к дальнейшему овладению знаниями по предмету биологии. Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (видов памяти, словесно-логического мышления, эмоций, активности личности).
Оборудование:
- Коллекции насекомых.
- Наглядные пособия: тематический набор открыток, инструктвные карты, таблицы: “Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители Главнейших отрядов”, “Чешуекрылые».
- Технические средства обучения: компьютер с проектором, экран.
- Выставка книг и энциклопедий по теме урока.
Методы и способы обучения
- Фронтальный опрос (актуализация знаний).
- Беседа учителя с учащимися с элементами рассказа.
- Проблемные вопросы (систематизация знаний).
- Устное сообщение учащихся.
- Работа в парах при выполнении лабораторной работы.
- Презентация урока.
Планируемый результат обучения
Систематизация и обобщение сведений о разнообразии и практическом значении насекомых для человека.
На основании полученных знаний учащиеся должны уметь составлять общую характеристику класса насекомых, уметь различать отряды насекомых.
Основополагающий вопрос: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Постановка цели урока перед учащимися.
II. Теоретическая часть.
Проверка знаний учащихся по пройденному материалу
Индивидуальный устный опрос учащихся (с использованием презентации урока – Приложение 1).
1. Численность насекомых, среда, образ и условия жизни.
2. Особенности внешнего строения насекомых.
Проблемный вопрос №1. Определите, какое биологическое понятие не относится к классу насекомые? (Слайд 3)
Жабры | Головогрудь |
Крылья | Мозаичное зрение |
Мимикрия | Хитин |
Инстинкт | Замкнутая кровеносная система |
3. Строение ротового аппарата.
Проблемный вопрос № 2. Соотнесите насекомое и строение ротового аппарата. (Слайд 4)
Пчела |
Колюще-сосущий |
Комнатная муха | Грызущий |
Комар | Сосущий |
Рыжий таракан | Лижущий |
Капустная белянка | Грызуще-сосущий |
4. Особенности внутреннего строения насекомых.
Проблемный вопрос №3. Соотнесите системы органов и орган, который ей принадлежит. (Слайд 5)
Опорно-двигательная | Сердце, кровь |
Дыхательная | Хитин |
Кровеносная | Органы чувств, усики |
Нервная | Пористые трубочки |
Пищеварительная | Трахеи |
Выделительная | Печень |
5. Типы развития насекомых.
Проблемный вопрос № 4. Дополните схемы развития. (Слайд 6)
- яйцо — ______ — ______ — взрослое насекомое
- яйцо — личинка — _____
6. Отряды насекомых.
Проблемный вопрос № 5. Соотнесите отряд и представителя. (Слайд 7)
Чешуекрылые | Жук-олень |
Перепончатокрылые | Аполлон. |
Прямокрылые | Шмель |
Двукрылые | Кузнечик |
Жесткокрылые | Комар малярийный |
Проблемный вопрос № 6. Выберите правильный ответ. (Слайд 8)
- Муравей может тянуть ношу тяжелее собственной массы в:
а)5 раз б)50 раз в)500 раз - К общественным насекомым относится:
а) комнатная муха б) муравей в) вши - Одомашненные виды насекомых:
а) комнатная муха б )тутовый шелкопряд в) блохи
III. Сообщения учащихся о наиболее интересных представителях класса Насекомые.
(С использованием презентации – слайды 8–17) (Приложение 2)
IV. Литературная страничка. Учащиеся читают отрывки из различных произведений по теме урока.
V. Экспериментальная часть.
Учащиеся выполняют лабораторную работу с использованием инструктивных карточек; разгадывают кроссворд.