Пояснительная записка
Одна из основных идей курса - ознакомительная. Учащиеся, прошедшие данный курс и освоившие элементарные навыки полевой работы, могут в дальнейшем углубить свои знания и умения, при обучении в классах эколого-технического, эколого-географического и биолого-географичесекого профиля. В программе, объемом 21 час, большая часть занятий ориентирована на практическую учебно-исследовательскую деятельность учащихся, в пределах буферной и охранной зон Юнтоловского заказника. Внимание учащихся так же будет обращаться на территорию микрорайона Лицея 554 и озеро Долгое.
В данной программе предусмотрена интеграция различных областей знаний - биологии, географии, истории, химии и экологии.
Программа реализуется в следующей логической последовательности: в начале, в течение трех часов, вводная теоретическая информация, по природоохранным объектам Санкт-Петербурга и их типах; а также методах исследования природных экосистем (минимальный набор). Затем самая главная часть программы – поисковая деятельность учащихся в пределах заказника, во время трех последующих занятий. Во время второго занятия преподаватель совместно с учащимися проводит обучающие мониторинги различных экосистем заказника. Третье и четвертое занятие – объемом по четыре часа каждое, представляет собой практическую работу учащихся на территории охранной зоны Юнтоловского заказника. Данные занятия необходимо проводить в различные учебные дни, выделяя полный учебный день.
Работа учащихся в заказнике осуществляется, главным образом, в группах по 3-5 человек. Во время второго занятия учащиеся практически разбирают основные методы работы на местности. А в течение третьего и четвертого углубленно работают по выбранным методам исследования, под руководством преподавателя.
И заканчивается курс камеральной обработкой, собранной эколого-географической информации и составлением отчета учебными группами по проделанной работе.
Работа учащихся объемом обычно не более 20-22 страниц печатного текста, должна иметь титульный лист и страницу содержания работы. Работа включает в себя введение, с общим описанием Юнтоловского заказника; главу, содержащую данные по теме исследования и применяемые методики. Но основное содержание работы раскрывается в главе по результатам исследований с бланками наблюдений, рисунками, фотографиями, схемами и диаграммами. Также необходимо небольшое заключение.
Каждая группа защищает свой полевой отчет и отвечает на возникающие вопросы, при этом вопросы задаются как группе в целом, так и конкретному учащемуся, отвечающему за данный раздел отчета. Оценка работы каждого учащегося происходит дифференцированно с учетом результатов полевого и камерального этапов, а также защиты отчета и ответов на вопросы, при этом учитывается мнение бригадира группы.
Учащиеся, успешно прошедшие данный элективный курс получают удостоверение об окончании, которое входит в портфолио ученика.
Учащимся, показавшим наиболее значимые результаты при прохождении данного предпрофильного курса, предоставляется возможность дальнейшей работы над понравившейся темой, результатом которой должна стать научно-исследовательская работа, которая, в дальнейшем, может быть направлена на Городскую экологическую олимпиаду и различные конкурсы.
При создании научно-исследовательской работы (проекта) учащийся, или творческая группа учащихся, состоящая из 2-3 человек, систематизирует весь накопленный материал, по данной проблеме. При необходимости проводятся дополнительные полевые и камеральные исследования, в том числе и геохимические анализы с использованием тест-систем и тест-комплектов ЗАО «Крисмас+». Но данный вид исследований все же больше ориентирован на учащихся специализированных 8-9 классов.
Важно заметить, что с учащимися, которые будут обучаться в 8 классах соответствующих профилей, данная работа может быть продолжена с дополнительным использованием геохимических методов исследования природных экосистем.
Разумеется, работа в рамках данного элективного курса возможна и на базе других природных объектов.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Всегочасов | В том числе | ||
лекция | практикум | семинар | |||
Тема 1: Введение – 3 часа | |||||
1 | Типы природоохранных территорий | 1 | 1 | − | − |
2 | Природоохранные объекты Санкт-Петербурга | 1 | 1 | − | − |
3 | Методы эколого-географических исследований на местности | 1 | 1 | − | − |
Тема 2: Учебный практикум в Юнтоловском заказнике – 5 часов | |||||
4 | Гидрологический мониторинг | 1 | − | 1 | − |
Метеорологический и радиационный мониторинг | 1 | − | 1 | − | |
Изучение почв, четвертичных отложений и форм рельефа | 1 | − | 1 | − | |
Мониторинг лесных и болотных экосистем | 2 | − | 2 | − | |
Тема 3: Комплексное исследование экосистем Юнтоловского заказника – 8 часов | |||||
5 | Гидрометеорологический мониторинг экосистем | 4 | − | 4 | − |
6 | Мониторинг лесных и болотных ландшафтов охранной зоны Юнтоловского заказника | 4 | − | 4 | − |
Тема 4: Камеральная обработка результатов полевых работ - 3 часа | |||||
7 | Методы обработки различных видов информации | 2 | 2 | − | − |
8 | Правила оформления отчетной работы и процедуры защиты | 1 | − | − | 1 |
Тема 5: Групповая защита отчета – 2 часа | |||||
9 | Защита учебными бригадами отчетов | 1 | − | − | 1 |
10 | Подведение результатов работы | 1 | − | − | 1 |
Итого: | 21 | 5 | 13 | 3 |
Содержание программы
- Введение Типы природоохранных объектов, природоохранные объекты Санкт-Петербурга. Методы эколого-географических исследований на местности, их цели и задачи 3 часа;
- Учебный практикум в Юнтоловском заказнике мониторинг лесных и болотных экосистем заказника; гидрологический мониторинг реки Каменка (температура воды, ее физические и химические свойства, скорость течения, промер параметров русла и его глубины, русловые и прирусловые образования); метеонаблюдения на территории заказника (t, направление и скорость ветра, облачность, влажность, атмосферные явления и т.д.); изучение разрезов болотно-торфяных и других видов почв; исследование рельефа (абсолютные и относительные высоты, работа с планами местности) и четвертичных отложений (аллювиальные, болотные и озерно-морские); радиационный мониторинг (с дозиметром РКСБ – 104) 4 часа;
- Комплексное исследование экосистем Юнтоловского заказника учащиеся, по бригадам, в течение двух занятий, по четыре часа каждое, проводят самостоятельное исследование экосистем Юнтоловского заказника, согласно плана второго занятия: мониторинг ландшафтов Юнтоловского заказника; гидрологический мониторинг; метеонаблюдения; изучение рельефа, почв и четвертичных отложений; радиационная съемка местности - 8 часов;
- Камеральная обработка результатов полевых работ объясняются способы статистической, графической и картографической обработки всей собранной полевой информации. Подготовка к защите полевых групповых отчетов – 3 часа;
- Защита полевого отчета – производится по группам. Учащиеся оцениваются индивидуально, исходя из результатов защиты отчета, при этом учитываются мнения бригадиров групп. По результатам защит делаются общие выводы и определяются планы на ближайшую перспективу Учащиеся получают удостоверение о прохождении элективного курса, которое входит в «портфолио» учащегося – 2 часа.
УМК (учебно-методический комплекс) представлен широким перечнем учебно-методической литературы, данными собственных исследований, а также материалы СПбГУ и других ВУЗов. При работе на местности используется простейший полевой инвентарь (компас, рулетка, лопата, и.т.д.).
Предполагаемые темы отчетных работ:
- Рельеф и геологическое строение Юнтоловского заказника;
- Результаты изучения почв Юнтоловского заказника;
- Речная сеть буферной и охранных зон;
- Гидрологический мониторинг бассейна Лахтинского разлива;
- Мониторинг отдельных ландшафтов Юнтоловского заказника;
- Ландшафты Юнтоловского заказника;
- Результаты изучения антропогенного воздействия на экосистемы заказника;
- Радиационный мониторинг буферной и охранной зоны;
- Метеорологическое наблюдение за воздушным бассейном Приморского района.
/возможны и другие темы работ/
Следующим этапом после написания и защиты полевого отчета является исследовательская работа учащихся.
Требования к оформлению исследовательской работы (проекта):
Работа представляется в машинописном исполнении, в объеме не более 30 страниц и должна иметь следующую структуру.
- Титульный лист (название ОУ, тема проекта, фамилии и имена исполнителей и их руководителей, год выполнения);
- Содержание;
- Введение с обоснованием актуальности работы;
- Цель и задачи работы;
- Литературный (аналитический) обзор;
- Материалы (методика) выполнения работы;
- Изложение результатов;
- Выводы (сжато сформулировать основные результаты работы);
- Заключение (практические предложения и рекомендации);
- Список использованной и публикованной литературы, в т.ч. сайты с интернета;
- Приложения (графические, картографические, текстовые, фотографические и др.).
Рисунки в тексте работы должны иметь подрисуночные надписи, а таблицы – названия и номера, причем текст работы должен содержать ссылки на рисунки и таблицы. В тексте работы желательно наличие ссылок, на используемую литературу.
Литература, используемая при реализации данного курса:
- «Заказник Юнтоловский» - СПб. Управление по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга, 1997 г.
- Комплексная экологическая практика школьников и студентов – Санкт-Петербург. Крисмас +, 2002 г.
- Методы и единицы измерения рекреационных нагрузок на лесные природные комплексы. ВНИИЛМ – 1995 г.
- Научно-популярный справочник: Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга (CD-диск). Комитет по природопользованию и экологической безопасности Санкт-Петербурга.
- «Обустройство заказника Юнтоловский» (Проект).- 1996 г.
- Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса - Санкт-Петербург. «Крисмас+», 2000 г.
- Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек./ Ред. В.В. Скворцов – СПб. «Крисмас+», 2006 г.
- Юнтоловский региональный комплексный заказник. Санкт-Петербург, 2005 г.
- Экологический мониторинг в школе./ Ред. Л.А. Коробейникова.- Вологда. Русь, 1998 г.
- Экологический практикум - Санкт-Петербург. «Крисмас+», 2003 г.
- Экологические экскурсии по Юнтоловскому заказнику. / Ред. А.С. Баев, Е.Л. Титова - СПб, 1998 г.