Цель уроков: формирование умений определять лексическое значение слов, знакомство с понятиями «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значения», «Омонимы», «Синонимы», «Антонимы», обогащение словарного запаса учащихся.
Тип уроков: объяснение нового материала.
Форма уроков: урок-путешествие.
Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями.
Урок 1. Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Начало путешествия.
Вступительное слово учителя.
— Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в далекое космическое путешествие на планету Лекса! Вот у меня телеграмма от Совета старейшин, они приглашают нас к себе.
Таможенный досмотр! Пожалуйста, приготовьте документы.
Произведите фонетический разбор слов корабль, подъем, посадка.
(учащиеся выполняют разборы в тетрадях, 3 человека у доски)
— Все в порядке! Вы можете отправляться!
Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение.
Планета Лексика – это все слова языка. Чтобы ориентироваться в любом языке, нужно знать лексическое значение слов этого языка. Если ты затрудняешься, нужно заглянуть в Толковый словарь.
Но ведь слов так много, как же найти нужное? Все слова расположены в алфавитном порядке.
Задание: расставьте данные слова в алфавитном порядке и определите лексическое значение: лексика, словарь, флора, фауна, вокзал, сувенир.
Вопросы для закрепления:
- Что такое лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Где можно узнать лексическое значение слова?
- Как найти нужное слово в толковом словаре?
— А знаете ли вы, как питаются на планете Лекса? Жители планеты получают питание от знаний. Давайте, ребята, посмотрим, а сколько значений у слова «питание».
Итак, слово «питание» имеет несколько лексических значений. Такие слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. А какие слова называются однозначными?
(Чтение определений в учебнике)
Задание: определите, в каких значениях употреблено слово ставить.
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
с головой в нее уйдешь).
Ставит фильмы режиссер
(снял он сказку «Колобок»,
чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
Еще одно испытание. Запишите предложения и определите, какому слову в каком предложении соответствуют существительные планета, участок, суша, почва:
Мореплаватель увидел землю. Земля в наших краях плодородная. Колхоз обрабатывает новые земли на другом берегу реки. Земля вращается вокруг Солнца.
Вопросы для закрепления:
- Какие слова называются однозначными, а какие – многозначными?
- Как найти многозначные слова в толковом словаре?
Задание на дом: выписать из словаря лексические значения слова язык и составить предложения.
Урок 2. Прямое и переносное значение слова. Стихийное бедствие.
Вступительное слово учителя:
— На планету Лексика обрушилась стихия.
Запишите предложения:
На горизонте показалось черное облако, которое стремительно росло. Молнии метались в небе. Деревья наклонялись к земле и громко стонали. Стихия сметала все на своем пути. Дома, парки, памятники – все утонуло в черном облаке.
— Оказывается, так бушуют слова, употребляемые в переносном значении. Ребята, а знаете ли вы, что это за слова? Тогда послушайте. Когда мы говорим, например, идут люди – это выглядит вполне нормально. Людям даны ноги, они и идут. Но если мы скажем идут часы или идет дождь, то слово уже будет иметь не прямое, а переносное значение. Ведь ни у часов, ни у дождя нет ног. Понятно?
Выполните следующее задание: определите, какое из слов употреблено в прямом, а какое в переносном значении.
Горлышко ребенка. Спинной хребет. Глазное яблоко. Крыло самолета. Спелое яблоко. Ручка ребенка. Горный хребет. Горлышко бутылки. Крыло орла. Дверная ручка.
А теперь вспомните предложения, которые мы написали в начале урока. Найдите в них слова в переносном значении.
А сейчас посмотрим, как словарь указывает прямое или переносное значение слова.
Выпишите 3 слова, которые имеют переносное значение.
Вопрос на сообразительность: как происходит перенос значений слов в языке?
Задание на дом: составить описание природы, используя слова в переносном значении.
Урок 3. Омонимы. Захват корабля.
— Сегодня наш корабль захватили инопланетяне – омонимы. Если вы справитесь с их заданиями, то они нас отпустят.
Впишите в клетки слова, совпадающие по звучанию, но совершенно различные по значению.
- Синоним слова плохой = Антоним слова упитанный.
- Последовательный ряд музыкальных звуков = Название третьей буквы греческого алфавита.
- Покрытая льдом площадка = Машина для укатывания дороги.
- Верхняя, ветвистая часть дерева = Прежняя денежная единица некоторых европейских стран.
- Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот = Морское млекопитающее с ценным мехом.
- Продукты, идущие в пищу животным = Задняя часть судна.
— Ребята, как вы думаете, почему когда один из Омонимов решил охранять нас и попросил принести лук, то был очень огорчен при виде луковицы с огорода?
А что написано в учебнике про омонимы?
Итак, вы готовы освободить наш корабль?
Тогда ответьте на вопросы.
- Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.
- В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают.
- В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед.
- На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом.
- Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.
- Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг.
- Любая мода не вечна, не изменяюсь я одна. И девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.
Выпишите только словосочетания с омонимами:
- Бродят по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.
- Сжать пружину. Сжать рожь. Тоска сжала сердце. Сжать губы. Сжать статью.
- Вода стекла. Ваза из стекла.
- Завернуть в бумагу. Завернуть за угол. Завернуть на огонек.
Вопросы для закрепления:
Какие слова называются омонимами? Приведите примеры.
Молодцы, вы справились с трудностями и можете продолжать свое путешествие.
Урок 4. Синонимы. Ловушка.
— Чтобы сегодня встретиться с маленькими человечками с планеты Лексика – Синонимами, нужно сначала взобраться на вершину горы. Кто из вас преодолеет орфографическую гору?
— Послушайте, я вам расскажу о боксерском поединке, где синонимы помогли точно и образно выразить мысль.
Команды боксеров расположились друг против друга и ждали свистка судьи. Рефери дал сигнал, и соперники сошлись в поединке. Сначала бой проходил без особого преимущества какой-либо из команд. Но постепенно дружный коллектив синонимов начал теснить своих соперников. Оборона гостей допускала ошибки, чем незамедлительно воспользовались хозяева. Их быстрые нападающие пробились к центру. Разделив команду-соперницу на два лагеря. Еще миг – и зрители бурно приветствовали победителей:
- Прекрасно!
- Превосходно!
- Восхитительно!
- Замечательно!
Ребята, проверьте документы у этих человечков. (чтение определения в учебнике)
Найдите в тексте синонимы и выпишите их в тетрадь. (выполнение задания)
На прощание нам синонимы приготовили ловушку, но, я думаю, вы с этим быстро справитесь.
Запишите по горизонтали синонимы к указанным словам. Если задание выполните правильно, то сможете прочитать слово, благодаря которому вы отправитесь в последнее путешествие.
Урок 5. Антонимы. Встреча с карликом и великаном. Возвращение домой.
— На нашем пути оказался огромный камень, поросший мхом. Я думаю, здесь таится подсказка, но, к сожалению, некоторые буквы стерлись. Каждый, восстановивший текст, написанный здесь, сможет увидеть все, что только пожелает.
— Давайте попробуем восстановить:
Ты хочеш… скорее выр…сти и скорее п…знать мир, …кружающий тебя. Каждый ч…ловек хоч…т это…о. Планета Лексика к твоим услугам. Если ты п…дружиш…ся с ее обитателями, то оставиш… х…р…шую память о себе. Знания планеты Лексика …громны. Пр…сторы планеты Лексика полны ч…дес и …ткрытий.
(учащиеся письменно выполняют задание)
Посмотрите, пожалуйста, на эти рисунки, что вы можете сказать об этом?
Правильно, мы сейчас произносили слова с противоположным значением. Это и есть наши таинственные незнакомцы – Антонимы.
(читаем определение в учебнике)
— Но о чем они говорят? Вы слышите? Продолжите мой рассказ.
Странная картина… Никто из спорящих не хотел согласиться. Когда кто-то поднимал руки вверх, остальные …. (опускали их вниз). Одни говорили о казни, другие – …. (о помиловании), один вставал, другой – … (садился).
- Они же близкие нам существа, - говорили одни.
- Нет, …. (далекие), - отрицали другие.
- Они же пришли к нам с миром, - уговаривали одни.
- Нет, …. (с войной), - отвечали другие.
- А-а-а! – завопил великан. – Меня ужалила кровожадная оса-антима.
- Ха-ха-ха! – засмеялись другие, – и вовсе она не злая, а …. (добрая).
- Да, добрая, - обиделся великан. – Вы видели, какое у нее длинное жало.
- И вовсе не длинное, а …. (короткое).
- Смейтесь, смейтесь, - обиженно проговорил великан, но сразу получил ответ:
- Мы совсем не смеемся, мы сейчас… (плачем).
- Ты, несчастный!… - заговорил он, схватив одного, кто больше всех смеялся.
- Ну, что ты, я самый …. (счастливый).
— Ой, что случилось? Антонимы заметили нас. Беда! Скорее выручайте! Заполните кроссворд.
Вопросы для закрепления:
Какие слова называются антонимами?
Вспомните, с кем мы встретились на планете Лексика?
Что нового вы узнали?
— Как видите, владения Лексики огромны. А теперь настало время нам возвращаться. Выполнив следующее задание, вы сразу окажитесь дома.
Составьте из данных слов предложение и выполните синтаксический разбор предложения.
Страна, просторы, а, ней, огромна, в, Лексики, широки, Русского языка. (Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики.)