Система уроков русского языка в 5-м классе по теме "Лексика". Использование игровых технологий

Разделы: Русский язык


Цель уроков: формирование умений определять лексическое значение слов, знакомство с понятиями «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значения», «Омонимы», «Синонимы», «Антонимы», обогащение словарного запаса учащихся.

Тип уроков: объяснение нового материала.

Форма уроков: урок-путешествие.

Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями.

Урок 1. Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Начало путешествия.

Вступительное слово учителя.

— Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в далекое космическое путешествие на планету Лекса! Вот у меня телеграмма от Совета старейшин, они приглашают нас к себе.

Таможенный досмотр! Пожалуйста, приготовьте документы.

Произведите фонетический разбор слов корабль, подъем, посадка.

(учащиеся выполняют разборы в тетрадях, 3 человека у доски)

— Все в порядке! Вы можете отправляться!

Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение.

Планета Лексика – это все слова языка. Чтобы ориентироваться в любом языке, нужно знать лексическое значение слов этого языка. Если ты затрудняешься, нужно заглянуть в Толковый словарь.

Но ведь слов так много, как же найти нужное? Все слова расположены в алфавитном порядке.

Задание: расставьте данные слова в алфавитном порядке и определите лексическое значение: лексика, словарь, флора, фауна, вокзал, сувенир.

Вопросы для закрепления:

  • Что такое лексика?
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Где можно узнать лексическое значение слова?
  • Как найти нужное слово в толковом словаре?

— А знаете ли вы, как питаются на планете Лекса? Жители планеты получают питание от знаний. Давайте, ребята, посмотрим, а сколько значений у слова «питание».

Итак, слово «питание» имеет несколько лексических значений. Такие слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. А какие слова называются однозначными?

(Чтение определений в учебнике)

Задание: определите, в каких значениях употреблено слово ставить.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
с головой в нее уйдешь).
Ставит фильмы режиссер
(снял он сказку «Колобок»,
чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.

Еще одно испытание. Запишите предложения и определите, какому слову в каком предложении соответствуют существительные планета, участок, суша, почва:

Мореплаватель увидел землю. Земля в наших краях плодородная. Колхоз обрабатывает новые земли на другом берегу реки. Земля вращается вокруг Солнца.

Вопросы для закрепления:

  • Какие слова называются однозначными, а какие – многозначными?
  • Как найти многозначные слова в толковом словаре?

Задание на дом: выписать из словаря лексические значения слова язык и составить предложения.

Урок 2. Прямое и переносное значение слова. Стихийное бедствие.

Вступительное слово учителя:

— На планету Лексика обрушилась стихия.

Запишите предложения:

На горизонте показалось черное облако, которое стремительно росло. Молнии метались в небе. Деревья наклонялись к земле и громко стонали. Стихия сметала все на своем пути. Дома, парки, памятники – все утонуло в черном облаке.

— Оказывается, так бушуют слова, употребляемые в переносном значении. Ребята, а знаете ли вы, что это за слова? Тогда послушайте. Когда мы говорим, например, идут люди – это выглядит вполне нормально. Людям даны ноги, они и идут. Но если мы скажем идут часы или идет дождь, то слово уже будет иметь не прямое, а переносное значение. Ведь ни у часов, ни у дождя нет ног. Понятно?

Выполните следующее задание: определите, какое из слов употреблено в прямом, а какое в переносном значении.

Горлышко ребенка. Спинной хребет. Глазное яблоко. Крыло самолета. Спелое яблоко. Ручка ребенка. Горный хребет. Горлышко бутылки. Крыло орла. Дверная ручка.

А теперь вспомните предложения, которые мы написали в начале урока. Найдите в них слова в переносном значении.

А сейчас посмотрим, как словарь указывает прямое или переносное значение слова.

Выпишите 3 слова, которые имеют переносное значение.

Вопрос на сообразительность: как происходит перенос значений слов в языке?

Задание на дом: составить описание природы, используя слова в переносном значении.

Урок 3. Омонимы. Захват корабля.

— Сегодня наш корабль захватили инопланетяне – омонимы. Если вы справитесь с их заданиями, то они нас отпустят.

Впишите в клетки слова, совпадающие по звучанию, но совершенно различные по значению.

  1. Синоним слова плохой = Антоним слова упитанный.
  2. Последовательный ряд музыкальных звуков = Название третьей буквы греческого алфавита.
  3. Покрытая льдом площадка = Машина для укатывания дороги.
  4. Верхняя, ветвистая часть дерева = Прежняя денежная единица некоторых европейских стран.
  5. Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот = Морское млекопитающее с ценным мехом.
  6. Продукты, идущие в пищу животным = Задняя часть судна.

— Ребята, как вы думаете, почему когда один из Омонимов решил охранять нас и попросил принести лук, то был очень огорчен при виде луковицы с огорода?

А что написано в учебнике про омонимы?

Итак, вы готовы освободить наш корабль?

Тогда ответьте на вопросы.

  • Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.
  • В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают.
  • В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед.
  • На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом.
  • Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.
  • Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг.
  • Любая мода не вечна, не изменяюсь я одна. И девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.

Выпишите только словосочетания с омонимами:

  • Бродят по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.
  • Сжать пружину. Сжать рожь. Тоска сжала сердце. Сжать губы. Сжать статью.
  • Вода стекла. Ваза из стекла.
  • Завернуть в бумагу. Завернуть за угол. Завернуть на огонек.

Вопросы для закрепления:

Какие слова называются омонимами? Приведите примеры.

Молодцы, вы справились с трудностями и можете продолжать свое путешествие.

Урок 4. Синонимы. Ловушка.

— Чтобы сегодня встретиться с маленькими человечками с планеты Лексика – Синонимами, нужно сначала взобраться на вершину горы. Кто из вас преодолеет орфографическую гору?

— Послушайте, я вам расскажу о боксерском поединке, где синонимы помогли точно и образно выразить мысль.

Команды боксеров расположились друг против друга и ждали свистка судьи. Рефери дал сигнал, и соперники сошлись в поединке. Сначала бой проходил без особого преимущества какой-либо из команд. Но постепенно дружный коллектив синонимов начал теснить своих соперников. Оборона гостей допускала ошибки, чем незамедлительно воспользовались хозяева. Их быстрые нападающие пробились к центру. Разделив команду-соперницу на два лагеря. Еще миг – и зрители бурно приветствовали победителей:

  • Прекрасно!
  • Превосходно!
  • Восхитительно!
  • Замечательно!

Ребята, проверьте документы у этих человечков. (чтение определения в учебнике)

Найдите в тексте синонимы и выпишите их в тетрадь. (выполнение задания)

На прощание нам синонимы приготовили ловушку, но, я думаю, вы с этим быстро справитесь.

Запишите по горизонтали синонимы к указанным словам. Если задание выполните правильно, то сможете прочитать слово, благодаря которому вы отправитесь в последнее путешествие.

Урок 5. Антонимы. Встреча с карликом и великаном. Возвращение домой.

— На нашем пути оказался огромный камень, поросший мхом. Я думаю, здесь таится подсказка, но, к сожалению, некоторые буквы стерлись. Каждый, восстановивший текст, написанный здесь, сможет увидеть все, что только пожелает.

— Давайте попробуем восстановить:

Ты хочеш… скорее выр…сти и скорее п…знать мир, …кружающий тебя. Каждый ч…ловек хоч…т это…о. Планета Лексика к твоим услугам. Если ты п…дружиш…ся с ее обитателями, то оставиш… х…р…шую память о себе. Знания планеты Лексика …громны. Пр…сторы планеты Лексика полны ч…дес и …ткрытий.

(учащиеся письменно выполняют задание)

Посмотрите, пожалуйста, на эти рисунки, что вы можете сказать об этом?

Правильно, мы сейчас произносили слова с противоположным значением. Это и есть наши таинственные незнакомцы – Антонимы.

(читаем определение в учебнике)

— Но о чем они говорят? Вы слышите? Продолжите мой рассказ.

Странная картина… Никто из спорящих не хотел согласиться. Когда кто-то поднимал руки вверх, остальные …. (опускали их вниз). Одни говорили о казни, другие – …. (о помиловании), один вставал, другой – … (садился).

  • Они же близкие нам существа, - говорили одни.
  • Нет, …. (далекие), - отрицали другие.
  • Они же пришли к нам с миром, - уговаривали одни.
  • Нет, …. (с войной), - отвечали другие.
  • А-а-а! – завопил великан. – Меня ужалила кровожадная оса-антима.
  • Ха-ха-ха! – засмеялись другие, – и вовсе она не злая, а …. (добрая).
  • Да, добрая, - обиделся великан. – Вы видели, какое у нее длинное жало.
  • И вовсе не длинное, а …. (короткое).
  • Смейтесь, смейтесь, - обиженно проговорил великан, но сразу получил ответ:
  • Мы совсем не смеемся, мы сейчас… (плачем).
  • Ты, несчастный!… - заговорил он, схватив одного, кто больше всех смеялся.
  • Ну, что ты, я самый …. (счастливый).

— Ой, что случилось? Антонимы заметили нас. Беда! Скорее выручайте! Заполните кроссворд.

Вопросы для закрепления:

Какие слова называются антонимами?

Вспомните, с кем мы встретились на планете Лексика?

Что нового вы узнали?

— Как видите, владения Лексики огромны. А теперь настало время нам возвращаться. Выполнив следующее задание, вы сразу окажитесь дома.

Составьте из данных слов предложение и выполните синтаксический разбор предложения.

Страна, просторы, а, ней, огромна, в, Лексики, широки, Русского языка. (Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики.)