Дерево – широко распространённая жизненная форма растений, играющая главную роль в образовании лесных биоценозов. Наибольшее видовое разнообразие древесных растений приурочено к районам с благоприятными для роста климатическими и почвенными условиями. Самый высокий процент деревьев – во флоре влажнотропических лесов, а вот в тундре и высокогорьях их практически нет (только стланниковые и карликовые формы).
Организм древесного растения – это сложная саморегулирующая биологическая система, морфогенез которой реализуется во взаимодействии генотипа и условий среды. Растущие деревья и их отмершие части могут служить для человека источником разнообразной информации. Многие признаки габитуса (внешнего вида растения) издавна используются в народе для ориентирования, выбора мест для жилья и строительства. По изменению симметричного расположения годичных колец можно определить годы лесных пожаров, сильных снеговалов, по образованию придаточных корней – годы наводнений, извержения вулканов и др. процессов. Такая информация широко используется в дендрохронологии и дендроклиматологии. Деревья обладают неповторимыми свойствами и представляют огромный интерес при изучении! Например, электрическое поле Земли и особенности внутреннего строения определяют их биоэлектрические потенциалы, поэтому деревья являются естественными громоотводами. Кроме того, древесные растения обладают шумопоглощающими и фильтрационными свойствами, ослабляют ветровые порывы, вызывают оседание пыли и аэрозолей. Они исключительно разнообразны и с древности затрагивают многие стороны прозводственно – хозяйственной деятельности, военного дела, быта и духовной жизни человека. С увеличением численности населения постоянно возрастает объём лесопотребления и уменьшение лесных массивов планеты.Современный лесной покров Земли преобразован человеком не только количественно, но и качественно. Первоначальный облик коренных лесов сильно изменён. В связи с исключительной ролью леса, как основного регулирующего фактора в экологическом равновесии биосферы, хранителя генетического разнообразия растений и животных,и источника ресурсов для отраслей хозяйства, проблемы охраны леса, его рационального использования и разведения имеют первостепенное значение для будущего человечества!!!
- Данный курс внеклассной работы по биологии позволяет учащимся сформировать знания о лесе, как о природной системе Земли, в растительных сообществах которой главная роль принадлежит древесным растениям. В ходе курса учащиеся знакомятся с лесом, как с типом растительности, биоценозом, биомом. Знакомятся с особенностями структуры леса в различных природных зонах, ярусным сложением, доминантными видами растительности, типами лесов, приуроченных к различным почвенно-климатическим условиям, природными зонами, влияющими на состав и сложение леса. Учащиеся узнают о том, что леса играют огромную роль в круговороте веществ и энергии в биосфере, выполняя функции аккумулятора живого вещества, удерживающего в биосфере ряд химических элементов и воду, активно взаимодействуют с тропосферой, определяя уровень кислородного и углеродного баланса, а также выполняют водоохранную, почвозащитную и рекреационую функции. Лес очень разнообразен и этим привлекателен. Любая прогулка, туристический поход в лес – не только радость, но и ещё масса всевозможных впечатлений, находок, маленьких открытий для любопытного ума. Тот, кто однажды познакомился с жизнью леса, будет более бережно относиться к нему, станет его другом изащитником.
- Содержание данного курса внеклассной работы предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические работы, экскурсии. Богатый естественно – научный материал данного курса способствует повышению интереса к биологии и развитию внутренней мотивации учения. Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволяет сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивает их творческие способности.
Тематический план
№ п.п. |
Наименование тем курса |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1 |
Что такое дерево? Строение древесных растений. Формы деревьев. Диаметр ствола. Типы ветвления стеблей. Высота дерева. Древесная порода. Листопад и ветвепад. Ловчие деревья. | 3 |
Лекция. Исследовательская работа “Определение формы кроны и типа ветвления стеблей различных видов древесных растений городского парка”. Выбор тем проектных работ. |
2 |
Дендрология. Дендрограф. Дендрохронология. Дендрарии. | 2 |
Практическая работа “Изучение влияния природных условий на рост стебля в толщину”. Беседа. |
3 |
Древесина. Текстура древесины.
Декоративная древесина. Ароматные деревья и
кустарники ( можжевельник, сандаловое и коричное дерево) |
1 |
Практическая работа “Изучение декоративной поверхности древесины” |
4 |
Дефектоскопия древесины. Деформация древесины. Типы гниения древесины. | 2 |
Лекция. Защита проектных работ № 1 |
5 |
Свойства древесины: акустическиие, диэлектрические, гигроскопические, газопроницаемые. | 1 |
Лекция. Практическая работа “ Изучение влагопоглощения древесины” |
6 |
Анализ древесного ствола. Анизотропия древесины. Аллелопатичаская активность и толерантность лесных пород. |
1 |
Лекция. |
7 |
Применение антипренов и антисептиков для защиты древесины. Биостойкость древесины. |
1 |
Сообщения учащихся |
8 |
Использование древесины для изготовления мебели и музыкальных инструментов. |
1 |
Сообщения учащихся |
9 |
Что такое древесная мука, масса, стружка? Древесные материалы. Значение древесных растений в природе и жизни человека. |
1 |
Экскурсия - интервью в деревообрабатывающий цех лесозаготовительного предприятия. |
10 |
Что такое лес? Лес, как составная часть биосферы. | 1 |
Беседа. |
11 |
Природно-зональные и провинциальные подразделения леса |
1 | Лекция. |
12 |
Лесоведение и лесоводство. Лесное законодательство. |
1 |
Сообщение учащихся |
13 |
Государственные защитные лесные полосы. Береговые защитные насаждения. Горно-мелиоративные насаждения. Бонитет насаждения (показатель продуктивности и качества). Защитные леса. |
1 |
Семинар |
14 |
Лес как биоценоз. Ярусное сложение леса. Лесные культуры. Лесообразующие породы. |
1 |
Сообщения учащихся. Природоведческая экскурсия по теме: “Определение ярусности леса”. |
15 |
Лес как лесной массив и насаждение. Лесные площади. Спелость леса: количественная, техническая, хозяйственная, экономическая, естественная. | 1 |
Круглый стол. Защита проектных работ № 2 “Деревья необычные -названия непривычные” |
16 |
Взаимодействие леса со средой произрастания. Биологические методы защиты леса. | 1 |
Сообщения учащихся |
17 |
Леса заповедников. Лесосеменные заказники. Лесосеменные плантации. Безвершинные хозяйства. Курортные леса. Лесопарки. Городские леса. Национальные парки. Памятники природы. | 3 |
Встреча с работниками заповедника. Экскурсия в заповедник. Фотоотчёт по экскурсии. |
18 |
Балочные (байрочные) леса, водоохранные, тугайные, горные, пойменные, болотные и заболоченные леса. | 1 |
Сообщения учащихся. Экскурсия-исследование “Влияние газодымных загрязнений на состояние хвои сосны” |
19 |
Хвойные, смешанные, летнезеленые
(листопадные), зимнезеленые (муссоные и
саванновые), тропические леса, мангровые и
субальпийские леса. Листопадные леса: мелколиственные и широколиственные, мягколиственные и жестколистные, муссонные и саванновые. Хвойные, смешанные, летнезеленые (листопадные), зимнезеленые (муссоные и саванновые), тропические леса. Хвойные леса: тёмнохвойные и светлохвойные. |
3 |
Экскурсия-исследование “Изучение состава древесной растительности леса”. Круглый стол. Защита проектных работ № 3 “Леса доминантных лесообразующих пород” |
20 |
Лесные ресурсы: древесные, технические, кормовые, лекарственные, пищевые, защитные и общественные полезности леса. Мировые лесные ресурсы. Использование и воспроизводство лесных ресурсов. Значение лесов природе и жизни человека. | 1 |
Брифинг. |
21 |
Викторина “ Деревья необычные – названья непривычные” | 2 |
Зачет – викторина. Защита проектных работ № 4 “Древесная растительность мира” |
Итого: 30 часов
Проектная работа № 1 |
Проектная работа № 2 |
Проектная работа № 3 |
Проектная работа № 4 |
мыльное (сапиндус) восковое (сапиум) | сандаловое (птерокарпус) бумажное (бруссонетия) | Бамбуковые леса и саксауловые леса (саксаульники) | Северная внетропическая растительность: арктические пустыни и тундры |
дерево контрастов – баобаб | гвоздичное (евгения) | Берёзовые леса | Северная внетропическая растительность: типичные тундры |
дынное дерево (папайя) | белокровное | Буковые леса | Северная внетропическая растительность: тайга |
земляничное (арбутуса) | черное (эбеновое) | Грабовые леса | Северная внетропическая растительность: лиственные леса |
конфетное (говения) томатное (кифомандра) | красное (кайя и секвоя) и дерево “путешественников” | Дубовые леса Фисташковые леса (фисташники) | Северная внетропическая растительность: субтропическая растительность |
манговое (манго) | бумажное (тетрапанакс) | Еловые и кедровые леса | Северная внетропическая растительность: лесостепи и степи |
рожковое (цератония) тюльпанное (лириодендрон) | бутылочное (каваниллезия) кампешевое (гематоксилум) | Ивовые леса Осиновые леса (осиники) | Северная внетропическая растительность: полупустыни и пустыни |
саловое (шорея) | мамонтово (секвоядендрон) | Ильмовые (вязовые) леса | Тропическая растительность: тропические леса |
хлебное (артокарпус) | драконово (драцена) | Каштановые леса | Тропическая растительность: тропические редколесья |
тутовое (шелковица) | золотое (аукуба) | Кленовые леса | Тропическая растительность: саванны |
масляное (тунг) | сандараковое (тетраклинис) | Липовые леса (липняки) | Тропическая растительность: тропические пустыни |
коралловое (эретрина) | иудино (церциса) | Лоховые и тополевые леса | Южная внетропическая растительность: лиственные леса и редколесья |
шоколадное (теоброма) ладанное (босвелия) | розовое (далбергия) королевское (махериум) | Можжевеловые леса (арчовники) Пихтовые (пихтачи, пихтарники, пихтовники) | Южная внетропическая растительность: пампасы и травяные саванны |
бархатное (бархат) | железное (астрония и парротия) | Ольховые леса (ольшанники) | Южная внетропическая растительность: кустарниковые полупустыни и пустыни |
шелковое ( атласное) | серебряное (леукадендрон и гревеллия) | Ореховые леса (орешники) | Южная внетропическая растительность: субарктические луга и болота |
Литература
- Лесная энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. Воробьёв Г. И. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 563 с.
- Земля кузнецкая. Кемеровское книжное издательство, 1978. – 145.
- Боброва Т. А., Гуфельд И.М. Ботаника. Зоология: Учеб. Пособие./ Под общ. ред. Л.А.Панфиловой. – М.: “Рипол классик”, 1999. – 640 с.
- Детская иллюстрированная энциклопедия, 2005 г.
- Экология, биология и здоровый образ жизни. Издательство “Учитель”, 2001 г.
- Пасечник В.В. Биология. 6 кл. М.: Дрофа, 2001. – 272 с.
- Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание. Растения./ Учебник для 7 класса вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2000.– 224 с.