Цель:
- Знакомить с фольклорными произведениями.
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Формировать познавательную активность.
- Создать у детей радостное настроение.
Материал. Плоскостные изображения персонажей потешек, кот (мягкая игрушка), детская лошадка-качалка; русская изба, сундучок, костюмы для детей.
Предварительная работа. Воспитатель разучивает с малышами песенки, потешки.
Ход мероприятия
Воспитатель приносит в группу письмо.
Воспитатель.
Принесла я вам письмо,
Вот (показывает),от бабушки оно.
В гости к ней вы собирайтесь,
Быстро-быстро наряжайтесь,
Ведь у бабушки, у Варварушки
День рождения!
(Читает письмо-приглашение).
«Ко мнe в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!
Бабушка Варварушка».
Дети и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы.
Воспитатель. Поехали скорей к бабушке. У нас и лошадки есть. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Что бы наша тройка помчалась нужно сказать волшебные слова:
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
Дети произносят волшебные слова и, держась за удила, отправляются к бабушке в гости.
Воспитатель. Тпру, стой, лошадка! Ребята, посмотрите какой лужок. Давайте остановимся, отдохнем, песню споем.
Танец-песня «Калинка»
Воспитатель. Поехали дальше, домик бабушки уже совсем близко.
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
Воспитатель.
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
Дети.
Лады-лады-ладушки
Приехали мы к бабушке,
К нашей милой бабушке
Бабушке-забавушке,
Приехали ребятушки -
Милые внучатушки.
Выходит бабушка в русском сарафане (взрослый), встречает детей.
Бабушка. Детушки - малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями! А мои-то детки, детки-малолетки, уселись, расселись, кто на лавочку, кто на табуреточку. А я чай заварю, печенья напеку! Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А что еще есть?
Дети (перечисляют npeдметы дoмашней утвари). Самовар, деревянная посуда, половики, люлька, икона, печка, матрешки...
Воспитатель. Ребята, а давайте с матрешками поиграем?
Музыкальная игра «Матрешки»
Бабушка. А я не одна в доме живу.
Живет со мной кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород,
Всполошится весь народ:
И петух, и курица
С деревенской улицы,
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
А вы тоже его позовите!
Дети.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Бабушка. А еще живут у меня курочки, петушок, гуси и уточки.
Проводится словесная игра: бабушка говорит первую строчку, дети - вторую и т.д.
Наши курочки в окно
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Наши уточки с утра
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
Бал-бал-бал! Балды-балда!
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
Бабушка. Вот как я весело живу! А еще ко мне в гости сыновья приезжают, и мы с ними играем.
Проводится русская народная игра «Семь сыновей». Дети сопровождают слова бабушки соответствующими движениями.
Бабушка.
У Варвары, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей {показывает брови}.
Вот с такими глазами {показывает большие глаза},
Вот с такими ушами {показывает огромные уши},
Вот с такой головой {показывает большую голову},
Вот с такой бородой {показывает длинную бороду}.
Ничего они не ели,
Все на бабушку смотрели,
Делали вот так {бабушка показывает любое движение, дeтu повторяют}.
Игра повторяется по желанию дeтей, теперь они показывают движения.
Бабушка. Есть у меня волшебный сундук. Давайте его откроем и отгадаем потешки о животных.
Дай молока, Буренушка,
Хоть капельку – на донышко!
Дай нам сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.Барешеньки-крутороженьки
По горам ходят,
В дудочку играют,
Деток потешают.Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(Дети показывают.)Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
(Дети показывают.)Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Дети скачут.)Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Кто кашу не ест, молока не пьет:
Забодает, забодает, забодает.
Воспитатель.
Кто на ярмарку верхом
Едет на лошадке,
Сам с седою бородой,
Вспомните, ребятки?
Дети.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Бабушка. Молодцы, ребятки, все потешки знаете. Ой, засиделись мы, а давайте хоровод поводим, да поиграем.
Музыкальная игра «Ходит Ваня»
Дети вместе с бабушкой водят хоровод и танцуют.
Стук в дверь. Заходят «гости» (в казачьих костюмах). Поздравляют бабушку.
Воспитатель. Бабушка, а ребята тебе приготовили музыкальный подарок.
Песня «Дороженька» в исполнении «Казаков России»
Девочки танцуют «Танец с платками»
Бабушка. Спасибо, мои дорогие, за поздравление. А вот и угощение готово. Попробуйте моих яблочек из осеннего сада. Вкусные, наливные!
Угощает детей яблоками.