Интнгрированный урок по теме "Проценты" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Обучающая – продолжить изучения темы «Проценты» на примерах решения задач. Формирование математических навыков в нестандартных ситуациях; гуманизация обучения математике.
  • Развивающая развитие познавательного интереса; развитие мышления, смысловой памяти.
  • Воспитательная развитие коммуникативных навыков общения; умение слушать и слышать.

Сегодня мы проводим урок, рассматривая и обсуждая проблему человечества – бережное отношение к пресной воде, её экология, борьба с потерями. Попытайтесь это сделать, решая задачи с помощью вычисления процентов.

Этап 1.

Проводим «зарядку для ума».

Выполнить тест.

Вариант 1.

  1. 4% - это:
    а) 0,4
    б) 0,004
    в) 0,04
    г) 0,0004
  2. 0,103 – это:
    а) 1,03%
    б) 10,3%
    в) 103%
    г) 0,103%
  3. 20 % избирателей – это:
    а) двадцатая часть избирателей
    б) половина избирателей
    в) четвёртая часть избирателей
    г) пятая часть избирателей
  4. За первую половину урока Петя выполнил 60% задания, а за вторую – 27%. Сколько процентов задания на выполнил Петя?
    а) 13%
    б) 33%
    в) 23%
    г) 87%

Этап 2.

Итак, тема нашего урока «Вода».

 «Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь» А. Сент-Экзюпери.

«Вода. Н2О – жидкость без запаха, вкуса, цвета одно из самых распространённых веществ в природе (Гидросфера занимает 71% Земли)» Б. С. Э.

Запасы воды на земном шаре весьма внушительны 386 млн. м³.

Они распределяются следующим образом: см. приложение (представлена круговая диаграмма с распределением по секторам в %).

Задача №1

- Воды Мирового океана (солёные воды 96.5%)

-Подземные коллекторы (солёные воды 0,93%)

-Доля пресных вод (реки, озёра, почвенные воды?%)

1. Давайте сосчитаем, какова доля соленых вод и какой остаток приходится на пресные воды (учащиеся самостоятельно решают и у доски объясняют решение задачи).

Ответ:

Итак делаем выводы, доля пресных вод – 2,53%

Вопрос много или мало воды на земле? (≈3%)

Сравните с общим количеством соленых вод.

Рассмотрим карту Земного шара; если посмотреть - много голубого цвета (это вода), но ее пить нельзя – она соленая.

Пресная вода.

2/3 запаса находится в ледниках Арктики и Антарктики, и в зоне вечной мерзлоты.

Покажите по карте, где находятся запасы пресной воды, в каком они состоянии (твердом - лед), можно ли их использовать в быту без предварительной обработки.

Задача №2

Пресная вода. 2/3 запаса находится в Ледниках Арктики, Антарктики и зоне вечной мерзлоты.
Вопрос: какую часть составляет живая вода? Много это или мало?

Ответ:

Вывод: 1/3 часть запаса пресной воды – это живая вода. Эта вода, которая помогает сохранять жизнь на Земле. Всего на планете 6,5 млрд. человек.

Задача №3.

Массовая доля воды в организме человека 65%. Давайте сосчитаем кол-во воды в вашем организме, если вам известен ваш вес. Во сколько раз ваш вес больше веса воды (приблизительно)

Ответ:
1)
2)

«Просто вода» - самая удивительная на свете жидкость. Массовая доля воды в организме человека 65%. Вода используется для растворения питательных веществ и переноса их кровью по всему организму, для регулирования температуры тела.

Давайте сосчитаем количество воды в организме у каждого, если вам известен ваш вес.

Ответьте на вопрос: приблизительно во сколько раз ваш вес больше веса уводы в организме.

Этап 3.

Рассмотрим расход воды : организм человека расходует 2,5÷3,1л.

воды в день, но каждому из нас требуется 100-150 л. воды.

В среднем на каждого жителя планеты приходится 770 м³ или 2100 л/сутки,  которые расходуются:

  • 65%- орошение
  • 25%- в промышленность
  • 6%- коммунальное хозяйство
  • 4%- остаток

Учащиеся разбирают представленную столбчатую диаграмму, отвечают на поставленные вопросы по диаграмме.
Потребность в пресной воде на земном шаре растёт из года в год. Растёт быстрее, чем население планеты. Общее количество воды на планете не уменьшается, поэтому человечеству не угрожает недостаток воды. Ему угрожает нечто худшее – недостаток чистой воды.

Этап 4.

Наш любимый город Санкт-Петербург был заложен в 1703г., по приказу Петра I в дельте реки Невы – новая столица Российской Империи. Множество рек и каналов, протекающих в Петербурге, делит его на 42 острова. Несмотря на большое кол-во рек, речушек, каналов, главной рекой Петербурга является Нева (протяженность 74 км). Нева – это источник водоснабжения целого города. Вода, взятая из Невы обработанная, очищенная (около 80% вод подвергается полной биологической очистке) поступает в Невскую губу Финского залива. Уже с начала строительства встал вопрос о очистке воды. В1770г. Екатерина II своим указом повелела начать строительство на главных улицах Петербурга подземные каналы для очистки дождевых и прочих вод. С 1858 г. началось централизованное расходование водоснабжения. Мощность 3,5 ведра на 1 жителя в сутки. Население составляло 400 тысяч жителей. Проект английского инженера Вильяма Линдлея стал первым проектом канализации Петербурга. Сейчас в Петербурге 4,574 млн. чел.  Это сказывается на качестве питьевой воды.

Влияние хозяйственной деятельности на качество воды в реке Неве (состав воды у  Новосаратовки) представлена таблица.

(Сброс: жиры, метал, медь, железо, цинк, свинец, ртуть, бор и т.д.)

Учащиеся разбирают таблицу, отвечают на поставленные вопросы, делают выводы. Рисунок 1.

Задача №4

В среднем одна семья покупает 5 канистр по 19 л чистой родниковой воды в месяц. Какой процент составляет кол-во родниковой воды, если эта семья расходует приблизительно 9500 л воды.
Ответ:

В среднем одна семья покупает 5 канистр по 19 л. чистой родниковой воды в месяц. Какой процент составляет кол-во родниковой воды. Если эта семья расходует приблизительно 9500л. воды.

«Охрана природы - комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли » Б.С.Э.

Водоочистка - комплекс технологических процессов, имеющих целью довести качество воды, поступающей в водопроводную сеть до установленных нормами показателей.

«Вода ничего не стоит только тогда, когда её достаточно. А когда её нет, дороже ничего не сыскать на свете. »

Задача №5 (Э)

В 2001 г. стоимость воды, отпускаемой Водоканалом населению составила 40,6 руб. В связи с инфляцией в 2007 г. стоимость возросла на  200%.

Посмотрим во сколько раз возросла стоимость воды. Какова стоимость воды  в настоящее время?

Ответ:

В 2001 г. стоимость воды, отпускаемой Водоканалом населению составила 40,6 руб. в связи с инфляцией в 2007 г. стоимость возросла на 200%. Посмотрим во сколько раз возросла стоимость воды. Какова стоимость воды в 2007 г.?

Другая наша забота – избежать потери воды.

По данным Водоканалам Санкт-Петербурга на конец 2007 года около 20% воды уходит без применения прямо в канализацию.

Из-за неисправности крана в течение часа вытекает 4-6 л. воды, что в сутки составляет 100-150 л. воды.

Если же эта струйка постоянна, то потеря составляет 200-250 л. воды.

Задача №6 (Э)

По данным Водоканала 20% воды уходит без применения прямо в канализацию. Какой убыток терпит Водоканал, если затраты на содержание водоснабжения составили 30 млн. рублей.

Сколько можно было построить дворовых площадок, стоимость которой составила ≈1 млн. рублей.

Ответ:____________________ Рисунок 2, 3

По данным Водоканала 20% воды уходит без применения прямо в канализацию. Какой убыток терпит Водоканал, если затраты на содержание водоснабжения составили 30 млн. рублей.

Сколько можно было построить дворовых спортивных площадок, если стоимость 1 площадки составила ≈1 млн. рублей.

Причины потери воды:

  1. Бесполезно втекает из кранов, которое без необходимости не закрывают в течении продолжительного времени.
  2. Утечка при неисправностях водопровода
  3. Крупные аварии в жилых домах и на улицах.

Вопросы:

Хватит ли чистой воды?

Нужно ли очищать используемую воду?

Что угрожает человечеству, если не беречь воду?

Нужно ли вести пропаганду культуры потребления воды

Вывод: Повысить культуру потребления воды.

«Помнишь тот горячий ключ
как он чист был и бегуч,
Как дрожал в нем солнца луч
и качался,
Как пестрел соседний бор,
Как белели выси гор,
Как тепло в нем звездный хор
Повторялся»
А. Фет

Вывод урока:

  • Экология (создание экологических обществ).
  • Избегать ненужных потерь воды.
  • Пропаганда культуры потребления воды в средствах массовой информации.