Программа "Формирование основ спортивной культуры" для детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


В основу разработанной программы заложены основ­ные понятия спорта как педагогического процесса, в котором школьник стремится к физическому совершенству, развитию своей личности, повышению жизнедеятельности, используя для этого специальные формы двигательной деятельности, установившиеся как предмет соревнования, а также самовоспитания и рационализацию образа жизни.   

Программа «Формирование основ спортивной культуры» впервые наполняет содержанием раздел массового (общедоступного) спорта младших школьников, направленного на обеспечение физической подготовленности, укрепление здоровья и овладение спортивно-двигательными навыками, включая подготовку и участие в спортивных соревнованиях.

При разработке данной программы использованы идеи проекта «СпАрт», направленные на повышение духовно-нравственного потенциала современного спорта. Струк­турное направление программы ориентировано на то, чтобы обеспечить новые устойчивые пути формирования спортивной культуры и ценностных ориентиров здоровья у детей младшего школьного возраста, посещающих общеобразовательное учреждение.

В теоретико-методологическом плане программа опирается на принципы гуманистической педагогики и психологии.

В основу программы по­ложены важнейшие принципы воспитательно-образовательного процесса.

Цель:

  • заложить основы доступных для детей знаний о спорте; развитие спорта в городе Екатеринбурге и регионе (знания о летних и зимних видах спорта, о разнообразии спортивных сооружений, о разновидностях спортивной формы и спортивного инвентаря, понятия о соревнованиях и тренировке и т.д.);
  • формирование интереса к активным занятиям фи­зической культурой и спортом;
  • формирование двигательных умений и навыков, соответствующих психомоторному развитию детей определенного возраста, для совершенствования их физического состояния и различных его параметров (здоровья, физического развития, развития двигательных способностей);

Формы организации занятий по формированию основ спортивной культуры:

  • утренняя гигиеническая гимнастика на воздухе с элементами коррекционно-профилактических упражнений аэробного характера, с включением оздоровительных пробежек и использованием полосы препятствий;
  • физкультурная минутка;
  • занятия по адаптивной физической культуре с детьми с отклонением в состоянии здоровья (системы дыхания, зрения, сердечно-сосудистой и опорнодвигательного аппарата);
  • творческие подвижные игры и физические упражнения на прогулке, походы в лес или парк;
  • дидактические игры спортивного содержания («одень спортсмена», «угадай вид спорта»);
  • самостоятельная двигательная деятельность с различным физкультурным оборудованием, тренажерами;
  • оздоровительные занятие по интересам (спортивные и сюжетные игры, аэробика, катание на велосипеде, фитбол-гимнастика, степ-аэробика, биофитнес, суставная гимнастика, элементы упражнений хатха-йоги, креативная гимнастика);
  • контрастные водные процедуры для полости рта, рук и ног;
  • гимнастика после сна «Гимнастика пробуждения» в сочетании с ходьбой и пробежками по массажным дорожкам;
  • самомассаж и точечный массаж;
  • физкультурные праздники, «Дни здоровья».

Средства для решения поставленных задач:

  • иллюстрации, фото – и видео материалы;
  • интегрированные занятия (совместно с музыкальным педагогом, педагогом по изо-деятельности, руководителем по физической культуре, предметниками)
  • формирование у детей наглядного и понятного для них образца, на который они могли бы ориентироваться в ходе подготовки и проведения игр и праздников (для этого используется игровой образ детского героя «Олимпишки»);
  • подвижные игры соревновательного и не соревновательного характера;
  • физические упражнения динамического и статического характера из различных исходных положений;
  • дыхательные и релаксационные упражнения;
  • корригирующие упражнения для профилактики функциональных изменений опорно-двигательного аппарата и функциональных изменений со стороны зрительной, кардио-респираторной системы);
  • естественные закаливающие факторы природы (на прогулках: воздушные и солнечные ванны; в помещении: проветривание, ходьба босиком по массажному коврику, ребристым дорожкам);
  • подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения;
  • соревнования: игры-эстафеты, соревнование с собственным предшествующим результатом в различных видах двигательных действий, спортивные игры.

Время на оздоровительные уроки по вопросам формирования основ спортивной культуры распределяется следующим образом:

  • на уроках по физической культуре – 3-15 мин.
  • на занятиях по изо-деятельности – 10-20 мин.
  • в классе – 10-15 мин.
  • на прогулке – 20-30 мин.

Технология реализации данного раздела программы с учетом возраста детей (только дополнения к Типовой программе по физической культуре) представлена в Приложении 1.

Программа «Формирование спортивной культуры» у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе позволяет учащимся участвовать в ней не только здоровым детям, но и детям с хроническими заболеваниями, а также детям с ограниченными физическими способностями.

Результаты внедрения рассматриваемой программы показали принципиальную возможность ее практической реализации в условиях общеобразовательного учреждения, ее достаточно высокий воспитательный, образовательный и развлекательный эффект в системе педагогической работы со школьниками  Приложение 2.

Разработанная программа вызвала большой интерес у детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей, это способствовало проведению совместных спортивных праздников и других видов рекреативно-оздоровительной деятельности, приобщению наибольшего количество учащихся к физической культуре и здоровому образу жизни.