В основу разработанной программы заложены основные понятия спорта как педагогического процесса, в котором школьник стремится к физическому совершенству, развитию своей личности, повышению жизнедеятельности, используя для этого специальные формы двигательной деятельности, установившиеся как предмет соревнования, а также самовоспитания и рационализацию образа жизни.
Программа «Формирование основ спортивной культуры» впервые наполняет содержанием раздел массового (общедоступного) спорта младших школьников, направленного на обеспечение физической подготовленности, укрепление здоровья и овладение спортивно-двигательными навыками, включая подготовку и участие в спортивных соревнованиях.
При разработке данной программы использованы идеи проекта «СпАрт», направленные на повышение духовно-нравственного потенциала современного спорта. Структурное направление программы ориентировано на то, чтобы обеспечить новые устойчивые пути формирования спортивной культуры и ценностных ориентиров здоровья у детей младшего школьного возраста, посещающих общеобразовательное учреждение.
В теоретико-методологическом плане программа опирается на принципы гуманистической педагогики и психологии.
В основу программы положены важнейшие принципы воспитательно-образовательного процесса.
Цель:
- заложить основы доступных для детей знаний о спорте; развитие спорта в городе Екатеринбурге и регионе (знания о летних и зимних видах спорта, о разнообразии спортивных сооружений, о разновидностях спортивной формы и спортивного инвентаря, понятия о соревнованиях и тренировке и т.д.);
- формирование интереса к активным занятиям физической культурой и спортом;
- формирование двигательных умений и навыков, соответствующих психомоторному развитию детей определенного возраста, для совершенствования их физического состояния и различных его параметров (здоровья, физического развития, развития двигательных способностей);
Формы организации занятий по формированию основ спортивной культуры:
- утренняя гигиеническая гимнастика на воздухе с элементами коррекционно-профилактических упражнений аэробного характера, с включением оздоровительных пробежек и использованием полосы препятствий;
- физкультурная минутка;
- занятия по адаптивной физической культуре с детьми с отклонением в состоянии здоровья (системы дыхания, зрения, сердечно-сосудистой и опорнодвигательного аппарата);
- творческие подвижные игры и физические упражнения на прогулке, походы в лес или парк;
- дидактические игры спортивного содержания («одень спортсмена», «угадай вид спорта»);
- самостоятельная двигательная деятельность с различным физкультурным оборудованием, тренажерами;
- оздоровительные занятие по интересам (спортивные и сюжетные игры, аэробика, катание на велосипеде, фитбол-гимнастика, степ-аэробика, биофитнес, суставная гимнастика, элементы упражнений хатха-йоги, креативная гимнастика);
- контрастные водные процедуры для полости рта, рук и ног;
- гимнастика после сна «Гимнастика пробуждения» в сочетании с ходьбой и пробежками по массажным дорожкам;
- самомассаж и точечный массаж;
- физкультурные праздники, «Дни здоровья».
Средства для решения поставленных задач:
- иллюстрации, фото – и видео материалы;
- интегрированные занятия (совместно с музыкальным педагогом, педагогом по изо-деятельности, руководителем по физической культуре, предметниками)
- формирование у детей наглядного и понятного для них образца, на который они могли бы ориентироваться в ходе подготовки и проведения игр и праздников (для этого используется игровой образ детского героя «Олимпишки»);
- подвижные игры соревновательного и не соревновательного характера;
- физические упражнения динамического и статического характера из различных исходных положений;
- дыхательные и релаксационные упражнения;
- корригирующие упражнения для профилактики функциональных изменений опорно-двигательного аппарата и функциональных изменений со стороны зрительной, кардио-респираторной системы);
- естественные закаливающие факторы природы (на прогулках: воздушные и солнечные ванны; в помещении: проветривание, ходьба босиком по массажному коврику, ребристым дорожкам);
- подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения;
- соревнования: игры-эстафеты, соревнование с собственным предшествующим результатом в различных видах двигательных действий, спортивные игры.
Время на оздоровительные уроки по вопросам формирования основ спортивной культуры распределяется следующим образом:
- на уроках по физической культуре – 3-15 мин.
- на занятиях по изо-деятельности – 10-20 мин.
- в классе – 10-15 мин.
- на прогулке – 20-30 мин.
Технология реализации данного раздела программы с учетом возраста детей (только дополнения к Типовой программе по физической культуре) представлена в Приложении 1.
Программа «Формирование спортивной культуры» у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе позволяет учащимся участвовать в ней не только здоровым детям, но и детям с хроническими заболеваниями, а также детям с ограниченными физическими способностями.
Результаты внедрения рассматриваемой программы показали принципиальную возможность ее практической реализации в условиях общеобразовательного учреждения, ее достаточно высокий воспитательный, образовательный и развлекательный эффект в системе педагогической работы со школьниками Приложение 2.
Разработанная программа вызвала большой интерес у детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей, это способствовало проведению совместных спортивных праздников и других видов рекреативно-оздоровительной деятельности, приобщению наибольшего количество учащихся к физической культуре и здоровому образу жизни.