Эвристический метод
Методы обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.
Метод эмпатии (вживания) означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.
Example:
Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.
Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.
Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Возможности использования “Mind-Map”
- При систематизации, повторении материала;
- При работе с текстом;
- При повторении в начале урока;
- При введении в тему;
- При сборе необходимого языкового материала;
- При контроле.
Example:
Рис. 1
Example: Text “Britain’s Young Consumers”
Module 2 a Spotlight 10
Метод “Brain Storming”(Мозговой штурм)
Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?
Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
- Ключевое слово;
- Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
- Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
- Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Возможности использования
Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)
- Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии (reflection)
Example:
Рис. 3
Синквейн
Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Слово “синквейн” происходит от французского, означающего — пять. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
Правило написания синквейна
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
- Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать
Название (обычно существительное)
————————
Описание (обычно прилагательное) ————————
Действия ————————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути ————————————————
Example: Enjoy English -5 (8-кл.) Unit-1 “It’s a Wonderful planet we live on”.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Example: Text “Schools around the world” Module 3 a, Spotlight - 10
School
State, private
Learn, participate, attend
A place where children learn / Go to be educated
The process of learning / The time during your life when you go to school
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Метод “Знаем /хотим узнать / узнали”
Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: “Знаем /хотим узнать / узнали”. Такая же таблица находится и на доске.
- В колонку “Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
- В колонку “ Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
- В колонку “ Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Example:
We know |
We want to know |
Now I know how to |
The symbols of Easter are
|
How to paint and decorate eggs |
paint and decorate eggs |
|
to bake springs cakes |
bake springs cakes |
|
to make paskha |
make paskha |
Example: Text “Clean Air at home” Module 2, Going Green, Spotlight - 10
We know |
We want to know |
Now I know how to |
Factories, cars cause air pollution | What else causes air pollution? |
We cause air pollution using cleaning products; dust, paint, insect sprays, cigarette smoke, steam from cooking |
“Учимся вместе” (Learning Together)
Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.
Возможности использования:
- При работе с текстом;
- При изучении грамматики.
Как это делать при работе с текстом
Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, “ учитель” делает следующее:
- Суммирует содержание абзаца;
- Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
- Растолковывает то, что для других осталось неясным;
- Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
- Даёт задание на чтение следующего абзаца.
Как это делать при работе с грамматическим материалом
Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.
Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.
- Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;
- Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;
- Вторая — находит указатели, слова-помощники;
- Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
Ажурная пила (Jigsaw)
Возможности использования:
- При работе с текстом;
- При изучении грамматики.
Как это делать при работе с текстом
- Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;
- Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал);
- Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;
- Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;
- По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов;
- Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, поскольку это отразится на общей итоговой оценке.
Как это делать при работе с грамматическим материалом
Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “ Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.
Класс делится на три группы. Все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по “случаям употребления”, “указателям”, “схемам”. Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме.
Зигзаг
Класс делится на четверки, которые меняются на каждом уроке с тем, чтобы возникли неожиданные новые комбинации. Затем ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, таким образом, у каждого члена группы появляется свой номер.
После этого учитель предлагает школьникам обратиться к материалу урока.
Кратко обсуждается тема, ставится задача — разобраться в данном материале, к концу урока каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом.
Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые — за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и так далее. Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим “родным” кооперативным группам и принимаются обучать своих друзей.
Инсерт (INSERT)
Этот приём работает на стадии осмысления содержания
I — interactive — интерактивная
N — noting — размечающая
S — system — система для
E — effective — эффективного
R — reading and — чтения и
T — thinking — размышления
Это маркировка текста значками по мере его чтения.
“ V” — уже знал
“+” — новое
“-” — думал иначе
“?” — не понял, есть вопросы
- Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;
- Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф;
- В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Приём - таблица “ Кто? Что? Когда? Где? Почему?
“5-W” — Method
Возможность использования
- Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией
Example: Text “The Lost World”. Read and fill the table. Spotlight-10, Module – 4 d Literature “Earth Alert!”
Who? |
What? |
When? |
Where? |
Why? |
Professor Challenger, Professor Summerlee, Reporter Edward Malone, Hunter Lord John Roxton |
During the expe – dition they encountered prehistoric animals |
August 28 th |
The Amazon Rainforest In South America |
They invented Time Machine |
Diamond
При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём “ Даймонд”. В переводе с английского — бриллиант, алмаз. Важный момент в задании — встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.
Оставьте за мной последнее слово
Прием для стимулирования размышления после чтения текста.
- Учащиеся находят отрывки, которые они считают интересными.
- Выписывают цитату на карточку, обязательно указав страницу.
- На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий.
- Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения.
- В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово.
Технология развития критического мышления
- Сложный процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информации;
- активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях;
- сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений.