Цель урока: Сформировать у учащихся представление о видах равнин. Учить работать с контурными картами, описывать географическое положение равнин. Определять по карте холмистые, плоские равнины, низменности, возвышенности, плоскогорья. Формирование образа Родины.
Оборудование: карточки со словами, мультимедийный проектор, таблица, карта полушарий, атласы, контурные карты, слайды.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
- Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности.)
- Какие вы знаете самые крупные формы рельефа? (Выступы материков и впадины океанов.)
- С какой формой рельефа вы познакомились на прошлом уроке? (Горы.)
- Что такое горы? (Горы – это участки суши, земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью и имеющие большие перепады высот.)
- Обратите внимание на экран.
- Какие горы по высоте вы видите на рисунке? (Высокие горы – с высотой более 2000метров, средние – от 1000 до 2000 метров, низкие – до 1000 метров.)
- Какие горы самые высокие в мире? Назовите и покажите на карте. (Гималаи, гора Джомолунгма – 8 848 метров.)
- Назовите и покажите на карте самые длинные горы на Земле. (Анды – 8 000 километров.)
- Назовите и покажите на карте самые высочайшие горы нашей страны. (Кавказ, гора Эльбрус – 5 642 метра.)
- Назовите и покажите на карте самые длинные горы в России. (Уральские горы – 2 000 километров, которые протянулись с севера на юг.)
3. Сообщение темы урока.
- Послушайте отрывок из рассказа К.Д. Ушинского « Горная страна»:
«В равнине вы едете сто, двести вёрст, повсюду встречая одинаковые виды, одинаковую растительность, одинаковый образ жизни…»
- Какая форма рельефа описана в этом отрывке? (Равнина.)
- Итак, тема урока «Равнины суши».
Сегодня на уроке мы познакомимся с различием равнин по высоте и рельефу. Будем работать с контурными картами, описывать географическое положение равнин по плану, определять по карте холмистые, плоские равнины, низменности, возвышенности, плоскогорья.
Запишем в тетради тему урока.
- Какой корень в слове равнина? (В слове равнина корень – равн.)
- Корень равн преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению «равный» (одинаковый).
4. Изучение нового материала.
- Ребята, обратите внимание на экран.
- Какая форма рельефа изображена на картине? (Равнина.)
- По характеру своей поверхности равнины бывают плоские и холмистые.
- Откроем учебник на странице 57 рисунок 37.
- Какая равнина изображена на рисунке 37? (Плоская.)
- Плоская равнина не имеет перепадов высот.
- Как выглядит горизонт на плоских равнинах? (Прямая линия.)
-Откройте учебник на странице 58 и обратите внимание на рисунок 38.
- Какая равнина изображена на рисунке 38? (Холмистая равнина.)
- Как будет выглядеть горизонт на холмистых равнинах? (Извилистая линия.)
- Чем отличается холмистая равнина от плоской? (Имеет перепады высот.)
- Сделайте обобщающую схему.
- Сравните горы и равнины. (Равнины ниже гор.)
- Обратите внимание на таблицу, которая располагается на доске
- Используя таблицу, составьте определение равнины. Запишите это определение в тетрадь.
(Дети составляют определение и записывают в тетрадь.)
- Что же такое равнина? (Равнина – это участок суши, земной поверхности, ровный, холмистый, ниже гор.)
- А в толковом словаре «Живого великорусского языка» В.И. Даль так объясняет значение этого слова: «Равнина – это ровный участок на земле, гладкая поверхность без гор».
- А еще равнины отличаются по высоте.
- Какие равнины бывают по высоте? Смотрим на экран.
(Учитель вывешивает на доску таблички с терминами слов – равнина, возвышенность, плоскогорье, впадина. Дети записывают определения терминов в тетрадь.)
- Низменность – это равнина высотой не выше 200м. над уровнем моря. Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определите, каким цветом низменности обозначены на карте? (Зелёным.)
- Возвышенность – это равнина, высота которой от 200-500 м. Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определите, каким цветом обозначены возвышенности на карте? (Жёлтым.)
- Плоскогорье – это равнина, с абсолютной высотой более 500 м. Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определите, каким цветом обозначены на карте плоскогорья? (Оранжевым.)
- Иногда на суше встречаются места, расположенные ниже уровня моря. Морские воды не заливают их потому, что эти места отделены от морей более высокими территориями. Такие участки суши называются впадинами. Впадина - равнина, с абсолютной высотой ниже 0. Примером впадины является Прикаспийская низменность (найдите её на физической карте России). Каким цветом обозначена впадина на карте? (Тёмно-зеленым.)
- Теперь проверьте свои знания на практике. Откройте физическую карту Российской Федерации и карту полушарий и приведите примеры низменностей, возвышенностей и плоскогорий и покажите на карте.
- Как узнать, плоская равнина или холмистая? (По цвету.)
- Открыли атлас «Физическая карта России».
- Глядя на карту, вы сможете определить, где плоская, а где холмистая равнина? (Да)
- Какой равниной является Западно-Сибирская равнина? Найдите и покажите на карте. (Плоская.)
- Это равнина располагается в России. На этой равнине путник может пройти большое расстояние и не встретить заметных спусков и подъёмов.
- Холмистая или плоская Восточно-Европейская равнина? Найдите и покажите на карте (Холмистая.)
- Почти вся восточная часть Европы занята холмистой Восточно-Европейской равниной. Почти в центре этой равнины находится столица нашей страны город Москва. Вокруг города располагаются холмы, покрытые лесами, полями, лугами. В понижениях находятся озёра, бегут многочисленные реки. Лишь местами на Восточно-Европейской равнине встречаются плоские пространства, её еще называют Русской равниной.
Мысленно поднимемся над этой равниной и с высоты разглядим всю сразу. Перед нами земля, где зарождалось наше государство. Среди лесов тогда поднимались крепостные стены еще редких и небольших городов.
Многие наши писатели обращались к ней, художники изображали на картинах её поля, леса и реки, а поэты, как Родину воспевали в стихах.
Вот С. Есенин
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелит шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
А вот М.Ю. Лермонтов:
Но я люблю – за что,
Не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её,
Подобные морям…
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
- Пусть останется у вас образ Русской равнины не просто как природного района, а как берёзы, как Родины…
- Обозначьте на контурной карте России Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнину.
- Проведем небольшую практическую работу. Пользуясь физической картой России опишите Западно-Сибирскую равнину по плану и заполните таблицу:
1. На каком материке и в какой его части находится |
|
2. Какие горы окаймляют: а) с запада б) с юга |
|
3. Протяженность с севера на юг по 800 в.д. в градусах и километрах |
|
4. В каком направлении понижается |
|
5. Какие реки протекают |
|
6. Какими морями омывается |
|
7. Какая часть заболочена |
|
8. Города, находящиеся на равнине |
|
5. Итог урока.
- О чём мы сегодня говорили на уроке? Что вам запомнилось на уроке?
- Выставление оценок.
- Задание на дом – параграф 21 и уметь определять и показывать равнины, которые описаны в параграфе.
Литература:
- Герасимова Т.П., Неклюкова Т.П., Начальный курс географии 6 класс. М., ВАКО, 2004.
- Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6класс-М..: Просвещение, 1991.
- Даль В. Толковый словарь, М., Русский язык, 1989.
- Есенин С. Стихи, Главиздат, Министерство культуры, 1960.
- Куприянова М.К., Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов, Екатеринбург, У-Фактория, 2003.
- Лермонтов М.Ю. Стихи, М., Дрофа, 2003.
- Никитина Н.А., Поурочные разработки по географии, 6 класс, М., ВАКО, 2004.
- Петрова Н.Н., Мультимедиа учебник «География. Начальный курс», 6 класс, Республиканский мультимедиа центр, 2001.