Программа «Развивайка» содержит практический
материал, способствующий комфортной адаптации
ребенка к дошкольному учреждению, формированию у
него чувства защищенности и доверия к
окружающему миру. Предпосылкой для создания
данной программы послужил многолетний
мониторинг адаптации детей к условиям детского
сада. Она включает в себя комплексные занятия для
детей 3–4-х лет, направленные на развитие
познавательной, речевой и эмоционально-волевой
сферы. Благодаря всесторонне-развивающим
занятиям происходит воздействие на все
структуры мозга ребенка. Система занятий
способствует формированию базовых понятий,
составляющих ядро картины мира дошкольника,
происходит преодоление детского эгоцентризма,
закладываются предпосылки для успешного
обучения детей в гимназии, лицеи, школе.
Несмотря на большое число работ, посвященных
изучению адаптации детей, многие из них не
содержат практической направленности. Ряд
исследователей отмечают зависимость успешной
адаптации от возраста, в котором происходит
изменение привычных условий. В период
интенсивного развития какой-либо функции
адаптация протекает более тяжело, чем в
стабильный период развития (1, 10). В кризисные
периоды происходят качественные изменения в
развитии личности ребенка, выработка новых
способов деятельности (4, 18), т.е. кризисы являются
важными моментами в развитии ребенка, и от того,
как будут пройдены переломные этапы, зависит его
дальнейшее развитие.
В три года ребенок осознает себя как активный
субъект в мире предметов и в этот кризисный
период проходит адаптация к новым социальным
условиям. Трудности, связанные с поступлением в
детский сад, могут отразиться на наиболее
уязвимых функциях – формировании личности и
речевом развитии.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество
занятий: 16. Программа включает в себя:
- развитие мелкой моторики;
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- развитие логического и творческого мышления;
- развитие речи,
- развитие коммуникативных навыков;
- пальчиковую гимнастику;
- артикуляционную гимнастику;
- знакомство с органами чувств и их функциями;
- начальные навыки классификации, сравнения, выделения определенных свойств (цвет, форма, размер);
- игры с кубиками Зайцева;
- игры с блоками Дьенеша;
- игры и упражнения по формированию начальных навыков счета, чтения и письма;
- аппликацию, рисование, лепку;
- игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы: тревожности, агрессивности, гиперактивности, самооценки, общения.
Цели занятий:
- гармонизация эмоционального состояния;
- снятие нервно-психического напряжения;
- психологическая профилактика дезадаптации ребенка к условиям детского сада;
- развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, воображения;
- повышать групповую сплоченность;
- коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы;
- развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Задачи:
- укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей;
- снятие психомоторного напряжения, тревожности;
- формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;
- стабилизация нервных процессов;
- повышение внимания друг к другу;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Используемые методы и техники:
игротерапия, арт-терапия,
телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия.
Все занятия – игровые, так как игра – это
основная деятельность ребенка.
Для определения эмоционального состояния,
отражающего отношение ребенка к дошкольному
учреждению, была выбрана цветовая диагностика
«Домики» (Е.Ю.Фирсанова). Данная методика
проводилась индивидуально два раза с каждым
ребенком: в начале посещения детского сада и
после первого месяца проведения занятий. Детям
предлагалось в игровой форме выбрать один из
восьми домиков разного цвета. Были использованы
следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый,
фиолетовый, коричневый, серый, черный.
Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».
После выбора домика с ребенком проводилась беседа:
– Кате нравится ходить в детский сад?
– Что Катя будет делать в детском саду?
– Что Кате больше всего нравится в детском саду?
– Что Кате не нравится в детском саду?
В ходе диагностики фиксировались такие показатели, как:
1. Поведение ребенка.
2. Эмоциональное состояние.
3. Речевое сопровождение: речевое сопровождение
отсутствует; малая речевая активность;
нормальная речевая активность; чрезмерная
речевая активность.
4. Выбор цвета: выбор темных цветов (черного,
коричневого, серого) говорит о преобладании
негативных эмоций, связанных с посещением
детского сада: чувство тревоги, страха, реакции
протеста и прочее.; выбор красного и фиолетового
цветов говорит о раздражительности и агрессии;
выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии
чувства беспокойства и тревожности; выбор
желтого, красного цветов – о преобладании
положительных эмоций.
Эффективность программы
У ребенка с положительным представлением о
себе и адекватной самооценкой отсутствует страх
контактов с другими людьми, боязнь неудачи,
неуспеха, а соответственно – стремление
избежать принятия решения. Такие дети свободно
выражают собственную точку зрения, желания,
чувства.
Развитие познавательных психических процессов
(памяти, восприятия, внимания), мышления, мелкой
моторики способствует развитию речи
психологической комфортности ребенка и
профилактике дезадаптации.
Было отмечено, что изменение отношения к
посещению дошкольного учреждения в
положительную сторону (к концу первого месяца)
было выявлено у 87% детей. У детей наблюдается
преобладание позитивных эмоций, снизилось
количество соматических заболеваний,
фиксируется положительная динамика в речевом
развитии, поведении и эмоциональной сфере.
ЗАНЯТИЕ № 1
1. «Назови себя ласково»
Дети сидят в кругу. Педагог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково.
2. «Солнышко»
Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет
свою руку на ладонь педагога со словами : «Я
люблю…»
Педагог сверху рук детей кладет свою вторую
ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое
доброе солнышко у нас получилось и к каждому
ребенку идет лучик доброты, ласки, любви».
3. «Волшебные палочки»
Педагог предлагает каждому ребенку высыпать счетные палочки из коробки. Спрашивает: «Сколько палочек у нас?»…«Правильно, много!» Давайте выложим из палочек елочку. Сколько елочек у Даши? Правильно одна. А у Марины? Тоже одна и т.д. А теперь солнышко(педагог раздает кружочки детям разного цвета, а дети из палочек выкладывают лучики. Посмотрите, а солнышко у всех разное. Какого цвета у Саши солнышко? А у Димы? Марины? Сколько у Марины солнышек? Одно. Ребята, люди придумали специальные значки, по которым можно узнать, сколько предметов. (раздает цифру 1 каждому ребенку). Это цифра 1, обозначает один предмет. Давайте пальчиком проедим по цифре 1. Давайте посмотрим, что у нас одно. Правильно, один стол, один мальчик, одна картина и тд.
4. «Мартышки» (Обыгрывание стихотворения)
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Все в ладоши хлопаем
И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке,
Пальчик поднесем к виску
И подпрыгнем к потолку.
Шире рот откроем – «А»,
Рожицы состроим.
Как скажу я слово: «Три»,
Все гримасою замри.
Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.
5. Педагог раскладывает на ковре картинки или деревянное лото (одежда, игрушки, посуда, фрукты) и коробки, на каждой из которых нарисована игрушка, фрукт, одежда, посуда)
– Обезьянки играли и все разбросали, давайте
поможем им все собрать, прибрать в комнате.
(На последующих занятиях можно чередовать:
собрать мягкие и твердые игрушки, большие и
маленькие, овощи, продукты, обувь, цветы и др.)
– Разложите по коробкам. На одной коробке –
цифра 1, на другой – цифра 2 и картинки, на которых
изображены один и два предмета.
6. Кубики Зайцева
– Давайте построим башню. (Дети строят башню из
одного, двух, трех кубиков) А теперь давайте споем
все гласные звуки.
Поем звуки: а о у и, э
7. Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони
рук над головой и показывают дом).
И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой
из большого и указательного пальца клюем
зернышки из другой руки).
Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех
одной рукой по полу).
яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из
одной руки в другую)
Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в
левой руке и стучат им об пол).
Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех
в правой руке и стучат им об пол).
Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети
прячут орех между ладонями).
Мышка не нашла яичко и убежала в норку.
8. Лепка
Давайте слепим для бабы и деда угощения: крендельки и плетеночки.
9. Рисуем букву
Психолог показывает детям красивую букву «А» и читает стихотворение:
Нарисуем уголок,
Посредине – поясок.
Познакомиться пришла
К нашим деткам буква А.
Педагог раздает детям букву А, нарисованную на бумаге. Дети сначала проводят пальцем по направлению написания буквы, затем – с помощью кисти и гуаши.
ЗАНЯТИЕ № 5 «В гостях у доктора Ухо»
1. «Назови себя ласково»
Психолог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.
2. «Солнышко и туча» (напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в
комок, чтобы согреться, задержать дыхание).
Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться);
разморило на солнце (на выдохе).Когда солнышко
прячется и появляется тучка: Вам грустно или
весело? А когда светит солнышко? Как можно
радоваться солнышку?
Психолог раздает детям листы бумаги, на которых
изображен круг. Необходимо дорисовать лучики,
глазки и веселый рот.
3. «Звукоподражание»
Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети)
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Чу-чу-чу!
– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и
громко кричит.(Показывает игрушку) Как он
копытцем стучит?
– Цок-цок-цок-цок!
– Как он кричит?
– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!
Петушок по дорожке идет и громко песенку поет.
Как он песенку поет?
– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
– Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как
она их позвала?
– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!
– Ворона корочку хлеба нашла, своих деток
позвала. Как она деток звала?
– Кар-кар-кар-кар!
– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и
шипят. Как они шипят?
– Ш-ш-ш-ш!
– К нам корова пришла, молочка принесла и деток
позвала. Как она позвала?
– Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?
4. «Найди свою маму»
Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает каотинки детенышей животных.
– Маша, у тебя какое животное?.. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это домашнее или дикое животное?
5. «Кто чем питается
Педагог раскладывает картинки с пищей животных и предлагает накормить свое животное.
6. Сенсорная доска»
Психолог вывешивает сенсорную доску (Каждый край доски окрашен в свой цвет: красный, синий, желтый, зеленый), раздает детям предметные картинки и просит расположить их в соответствии с цветом. Затем определить четвертый лишний. Психолог фиксирует внимание детей на расположении картинок: «Яблоко находится в верхнем левом углу и т.д.»
7. «Проверка слуха»
(Психолог надевает белый колпак и белый халат).
– Здравствуйте, ребята! Я доктор Ухо, будем
знакомы. (Тихо произносит психолог.) Мы сейчас
проверим, как слышат ваши ушки.
Психолог показывает детям, что на столе у нас
находятся разные предметы: резиновая игрушка,
стеклянная ваза, деревянный кубик, железная
машинка. Сейчас я постучу палочкой, а вы
запомните звучание предметов. Затем по очереди
ребенок встает спиной к столу и отгадывает по
звуку предмет.
8. «Шумелочки»
(Психолог берет по одному киндер-сюрприз в котором находится: горох, манка, фасоль, рис и др. , фиксирует, как они звучат и передает по кругу.
9. Блоки Дьенеша»
Психолог высыпает блоки Дьеноша и предлагает
найти все круги, треугольники, квадраты. Это –
печенье.
– Потрогай и скажи, какое у тебя печенье: большое
или маленькое, толстое или тонкое, красное или
желтое. А теперь все желтое печенье положите в
коробку, на которой изображен желтый кружок, а
все красное – в коробку, на которой изображен
красный кружок.
10. «Катины подарки»
Психолог помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и ее игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки. Далее психолог раскладывает маленькие картинки и дает объяснение, что Катя привезла от бабушки своим игрушкам подарки: кукле – сумку, мартышке – бант, попугаю колокольчик, трубочисту альбом, носорогу носок. Затем психолог убирает картинки и просит детей вспомнить и для каждой игрушки положить подарок.
11. Клеим платочки
Психолог раздает квадратный лист бумаги и геометрические фигуры: 4 круга и один квадрат. Просит детей разместить круги по углам платочка, а круг – в середине платочка. Затем приклеить фигуры к платочку.
ЗАНЯТИЕ № 6 «В гостях у доктора Глаз»
1. «Здравствуй, я котик»
Психолог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».
2. «Котик ласкает»
Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.
3. «Котенок веселый–грустный»
Психолог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.
4. «Таня, ты сейчас в лесу»
Дети встают в круг, один ребенок – в центре круга. И произносят слова:
Таня, ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка, глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.
5. «Собери картинку»
Психолог говорит детям, что наш котенок играл , перепутал и разорвал все картинки. Давайте соберем картинки. (Дети составляют картинки из 2-х, 4-х частей).
6. «Проверка зрения»
(Психолог надевает очки, белый колпак и белый халат)
– Здравствуйте, ребята! Я доктор Глаз, будем
знакомы. Попрошу вас ответить: чем вы видите –
глазами или ушами? (Дети: «Глазами!») А это мы
сейчас проверим.
Подойдите к плакату (в середине листа
изображен глаз, а вокруг него разные
геометрические фигуры, цветовые пятна) и
назовите то, что вы видите…Получается, что ваши
глазки все могут определить.
7. «Потерялся ребенок»
Дети – в кругу, психолог делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в детский садик к вам пришла».
8. «Сфотографируй»
Психолог выкладывает на стол 4–5 игрушек, сопровождая чтением стихотворений, и говорит, что они пришли к нам в гости.
Жираф
Узнать жирафа просто,
Узнать его легко,
Высокого он роста и видит далеко.Ежик
У меня, как и у елки
На спине растут иголки
Только с виду я колючий,
А вообще-то я добрючий,
Ну очень добрый ежик.Черепаха
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому?Кискино горе
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают украсть сосиски!
(Б.Заходер)
Давайте их сфотографируем. (Дети смотрят на них внимательно и стараются запомнить). Затем психолог просит детей закрыть глаза и убирает 1–2 игрушки. Дети открывают глаза и называют игрушки, которые спрятались.
9. «Шарики для котенка»
Психолог: Давайте котенку сделаем и
подарим шарики.
(Каждому ребенку раздает лист бумаги с
нарисованными разноцветными нитками и силуэтами
шариков. Отдельно вырезанные из бумаги
разноцветные кружки-шарики.)
Для каждой ниточке нужно подобрать шарик и
приклеить его.
10. «Кубики Зайцева»
Дети пропивают гласные звуки.
Показывает улитку и букву У.
Это хвостик или ножки?
Показались чьи-то рожки.
Ну никак я не пойму…
Да ведь это буква У.
Печатаем букву У. Раскрашиваем ее красками.
Литература
1. Аксарина Н.М.Адаптация детей при
поступлении в детское учреждение//Вопросы
развития и воспитания детей первых трех лет
жизни. – М.: Просвещение, 1972.
2. Большова Т.В.Учимся по сказке. (Развитие
мышления дошкольника с помощью мнемотехники). –
Санкт-Петербург, 2005.
3. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем.
– Москва, 2005.
4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в
поведении ребенка. – СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
5. М.В.Ильина. Чувствуем – познаем –
размышляем. – Москва, 2004.
6. М.Н.Ильина. Развитие ребенка. –
Санкт-Петербург, 2004.
7. Н.Л.Кряжева.Кот и пес спешат на
помощь(анималотерапия для детей). – Ярославль,
2000.
8. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые
упражнения для детей третьего года жизни.
–Линка-Пресс, 2005.
9. Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1
до 3 лет. – Москва, 2005.
10. Г.А.Широкова. Развитие эмоций и чувств у
детей дошкольного возраста. – Феникс, 2005.
11. Я – Ты – Мы. Программа
социально-эмоционального развития дошкольников.
– Мозаика-Синтез, 2003.