Трансформация образовательных технологий: проектирование в преподавании курса "Естествознание"

Разделы: Физика


“Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов, при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей могут с пользой быть переданы эти знания детям. Ученики должны под руководством преподавателя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемые факты и явления, делать выводы и обобщения и проверять их простыми доступными методами” - писал основоположник российской методики естествознания А.Я.Герд.

Предмет “Природоведение” продолжает естественнонаучную составляющую предмета “Окружающий мир” начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

В рамках преподавания естествознания очень эффективно использовать современные информационные и коммуникационные технологии.

Средства обучения природоведению должны обеспечивать учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.

Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Для достижения обязательных результатов изучения курса “Естествознание” необходимо формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, а именно: выдвижение гипотезы; выбор условий проведения наблюдения или опыта; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера.

Для реализации поставленных задач мы должны искать в процессе обучения новые, созвучные духу времени педагогические технологии. Где достигаются весомые и быстрые успехи? Там, где педагогами на вооружение берутся новые технологии, где начинают работать с гарантией. Новому времени свойственна технологическая направленность Деятельность учителя при проектном обучении осуществляется по трем основным направлениям: формирование банка учебно-познавательных задач, создание условий для осуществления и разработки учащимися творческих проектов, вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями. Здесь происходит преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения, конструирование, разработка технологии выполнения различных учебных задач.
Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках естествознания, имеющих целью установление межпредметных связей. Суть в том, что наши ученики открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя. Они каждый раз будут первооткрывателями.

Практика показывает, что если вдумчиво и внимательно работать с ребенком, то у любого можно выявить способности. Абсолютно все дети по-своему одарены, а наша основная задача состоит в том, чтобы помочь им раскрыть свои способности То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует все новые замыслы, поэтому можно говорить о развитии деятельности. Необходимо, как мы считаем, создавать условия для формирования внутренний мотивации, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. Ведь не случайно потеря духовности оборачивается потерей таланта Этот метод используется учителем при проектировании и осуществлении личностно-ориентированного образовательного процесса, который поддерживается, помимо общепринятых, следующими дидактическими принципами:

  • детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность;
  • кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности;
  • опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый школьник, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания;
  • учета индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;
  • свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности;
  • связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат;
  • трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

  Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя. Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также, пусть небольшой, свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении естествознанию, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Даже не совсем удачно выполненный творческий проект имеет положительное педагогическое значение. Здесь происходит преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения, конструирование, разработка технологии выполнения различных заданий. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, их умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формирование критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми".

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование изобретений меняющих природу; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду; традиционные технологии применения растений у различных народов).
Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Знания выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшими возможностями для этого обладает Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг. Это и электронная почта, и поисковые системы, и электронные конференции, и викторины, и олимпиады.

Составной частью проектной деятельности в процессе преподавания естествознания является участие в дистанционная олимпиада по естествознанию для учащихся, которая в этом учебном году проводится уже в шестой раз, а ее организаторами вновь выступает отдел естествознания МИОО Московского Департамента образования.

Характер олимпиадных заданий предполагает организацию достаточно длительной исследовательской работы учащихся.

Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы отечественного образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.