Цели урока:
- обобщить, систематизировать знания по теме: "Тепловые явления",
- совершенствовать навыки решения задач,
- расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- экран.
Оформление:
- портрет Ломоносова,
- выставка книг о Ломоносове,
- картина.
Подготовка к уроку. Класс предварительно делится на 3 команды (по агрегатным состояниям), примерно равные по силам, в каждой команде выбирается капитан. Команды читают дополнительную литературу по теме, изучают историю жизни Ломоносова, готовят интересные вопросы соперникам.
План урока:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Конкурсы - проверка знаний по теме "Тепловые явления" 30 мин.
3. Подведение итогов. 2 мин.
4. Домашнее задание.1 мин
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята!
Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работало кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем
И другу подсобить - всегда сумеем!
Историю науки изучаем
И Ломоносова великим почитаем!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется: "Теплота"!
У Вас ребята на партах лежат листы самоконтроля, подпишите свои фамилии. Сегодня мы работаем индивидуально и в группе. В конце урока Вы подсчитаете баллы и подведете, итог своей работы поставите 2 самооценки индивидуальную и групповую. Итак, начинаем конкурсы, ведь у нас соревнование!
II. Конкурсы - проверка знаний по теме "Тепловые явления".
1. Конкурс "Термины!
Учащихся самостоятельно записывают недостающие термины в определения.
1. Внутренняя энергия - это сумма ______________________________всех молекул из которых состоит тело, и __________________________________их взаимодействия
2. Теплопередача - процесс изменения _______________________________без совершения совершения _________________над телом или _____________ телом:
3. Виды теплопередачи
4. Количество теплоты - это_________________, которую тело получает при ___________________________или_____________.
5. Парообразование - явление превращения __________________________________
6. Способы парообразования
7. Плавление - переход вещества из ____________ состояния в __________________ 8.Кристаллизация - переход вещества из ____________состояния в________________.
2. Конкурс "Формулы"
1. Q=(?)m(t2- t1 ) название
неизвестной величины, 2. Единица измерения |
3. При плавлении: Q = (?)m название
неизвестной величины, 4. Единица измерения |
5. При парообразовании: Q = m(?) название неизвестной величины, 6. единица измерения |
7. При сгорании топлива:Q = (?)m
название неизвестной величины, 8. Единица измерения |
9.С = 4200 Дж/ кг-°С Что это число значит? Объяснить! |
10. При конденсации (?) = L m название неизвестной величины, 11. Единица измерения |
3. Конкурс Представление агрегатных состояний команда изображает движение частиц, называет свойства "своего" состояния.
4. Конкурс. "Понимаешь ли ты графики?" работа в группе.
По графику определить:
- Какой процесс изображает график?
- Для какого вещества?
- Что происходит на участке АВ
- Что происходит на участке СД.
5. Конкурс "Порешаем!". Решаем на обратной стороне листа самоконтроля с обсуждением в своей группе. Задача из сборника Лукашика № 1124
Какое количество теплоты необходимо, чтобы из льда массой 2 кг, взятого при температуре -10°С, получить пар при 100°С?
Задача проверяется какие используются формулы по каким процессам и какие берутся недостающие данные из таблиц. Сравнивается с правильным ответом .
6. Конкурс "Картина" (Г) По картине И.И Левитана Март (1895 г) найти и записать как можно больше тепловых процессов, явлений.
7. Конкурс Викторина "М. В. Ломоносов - великий сын России"
Эпиграф: ... Может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. (Ломоносов М. В. (1711- 1765 гг.))
- Кто назвал Ломоносова "первым нашим университетом"? (Пушкин А. С.)
- Назовите науки, в которых Ломоносов оставил свой след. (Оптика, теплота, электричество, тяготение, метеорология, искусство, география, металлургия, история, химия, философия, литература, геология, астрономия. Пушкин писал, что, "соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей".)
- Назовите дату и место рождения Ломоносова. (8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.)
- Какому делу был послан учиться Михайло Ломоносов за границу? (горному делу.)
- Когда был открыт первый русский университет, чье имя он носит? (В апреле 1755 г. Московский университет МГУ. имени Ломоносова)
- Автором, какого всеобщего закона является Ломоносов? (Закон сохранения материи и движения)
- Считали ли Ломоносова величайшим ученым его современники? (Ломоносов умер, почитаемый больше за организатора русской науки или за стихотворца, но никак не за величайшего ученого, имя которого должно было бы стоять рядом с именами Ньютона и Франклина).
III. Подведение итогов
Сегодня, мы хорошо поработали. Мозги не расплавились? Работа была индивидуальная и в группе. Сейчас Вы подсчитаете баллы, поставьте 2 самооценки индивидуальную и групповую. Сколько пятёрок? четвёрок? троек? Молодцы!
IV. Домашнее задание. На дом повторить параграфы с 1-20 и решить задачи из Л№1125,1126. Подготовиться к контрольной работе. Итак, урок - соревнование закончился! Благодарю всех за внимание!
Литература.
- Алексеева М. Н. Физика - юным: Теплота. Электричество: Кн. для внеклассного чтения. 7 кл./Сост. М. Н. Алексеева. - М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
- Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для учащихся. - М: Просвещение, 1986.- 255 с: ил.
- Золотов В. А. Вопросы и задачи по физике в 6-7 классах: Пособие для учителей. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1975- 100 с.
- Карцев В. Л. Приключения великих уравнений. - 3-е изд. - М.: Знание, 1986-288 с. (Жизнь замечательных людей).
- Ландау Л. Д., Китайгородский А. И. Физика для всех. Движение, теплота. - 2-е изд.- М.: Наука, 1965- 391 с.
- Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985- 128 с: ил
- Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7-9 кл. - М.: Просвещение, 1999.- стр130
- Перышкин А.В учебник физики 8 кл.
- Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: Кн. для учителя/Сост. Э. М. Браверман; Под ред. В. Г. Разумовского. - М: Просвещение, 1993.-288 с.