Дидактические игры на уроках по развитию речи для детей подготовительного класса школ VIII вида

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игра – это ещё и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых.

Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы. Таким образом, в подборке дидактического материала представлены игры на развитие обще-учебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Игры способствуют созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

В подборке дидактического материала для учащихся Специальных (коррекционных) общеобразовательных  школ   VIII вида предлагается система игр коррекционной работы по развитию устной речи.

Своевременно начатые игры позволят устранить отставание в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость.

В подборке дидактического материала изложена методика организации игры в обучении и воспитании. Это игры  на развитие мышления, речи, памяти, внимания и мелкой моторики для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных  школ  VIII вида.

В приложении представлены игры в помощь  педагогу, которые можно использовать как в учебной, так и в воспитательной работе, дефектологу, психологу.

В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентации:

  •  обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;
  •  развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.

Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:

  •  развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
  •  развитие воображения как основы творческой деятельности;
  •  развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
  •  формирование в процессе игр нестандартного мышления;
  •  развитие координации и мелкой моторики пальцев рук;
  • организация коллективных и индивидуальных игр, в процессе занятий, упражнений и творческих заданий.

Игра, как отмечалось выше, имеет разные целевые функции: обучающие, воспитывающие, но особо следует отметить её диагностическую роль. Игры ребёнка – важный показатель общего развития. Педагогу важно знать, что игра может быть использована как метод диагностики и как средство коррекционной работы.

Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра – это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь – это игра, а где игра – другая жизнь.

В подборке дидактического материала предлагаются загадки. Воспитательные и образовательные возможности, которых  многообразны. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, мышление, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Успехов вам, дорогие коллеги!

Тема:  «Я и моя семья»

Игра «Семья»

Цель: Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст), о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде).

Демонстрационный  материал: Картинки с изображением детей (папа, мама, бабушка, дедушка, девочка, мальчик). Фотографии членов семьи.

Ход игры

- Что может делать папа?

- Что может делать мама?

- Что может делать сын?

- Чем может заниматься бабушка?

- Чем может заниматься дедушка?

При подборе действий педагог помогает детям жестом, подсказывающим словом, мимикой, добиваясь самостоятельного называния слов.

Игра «Моя семья»

Цели: Формировать представления  детей о составе семьи. Учить подражать движениям взрослого. Развивать внимание, воображение и моторику пальцев  рук.

Демонстрационный материал: Рисунки с изображением семьи (мама, папа и т. д.).

Ход игры

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребёнка, по ходу чтения стихотворения. После того как ученики запомнят движения, проведите игру с группой детей.

Этот пальчик – дедушка!
Этот пальчик Бабушка!
Этот пальчик папочка!
Этот пальчик Мамочка!
Этот пальчик я!
Вот и вся моя семья!

Повторите игру, предложив ученикам загнуть пальчики на другой руке. Так же можно и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.

Игра «Мы очень любим»

Цель: Формировать  доброжелательности, любовь к родным и близким.

Ход игры

«Давайте выберем водящего. Представим, что мы все – мама, папа, бабушка, дедушка. Словом,  те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам  по очереди мяч, а мы – придумывать и называть его ласковое имя.

Тема:  «Мой  дом»

Игра: «Дом, улица, город» (экскурсия)

Цель: Работать над укреплением и усвоением знаний, умений, навыков при помощи, произвольного  запоминании улиц города на которой живете (домашнего адреса, количества этажей, где живет ребёнок; этажа на котором находится квартира).

Ход игры

На экскурсии обратить внимание детей на различные строения дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные). Объяснить понятия «улица», рассказать, что каждая улица имеет название, а каждый дом – номер. Повторить с детьми их домашний адрес.

Игра: «Заборчик»

Цели: Повторять и закреплять понятия «Дом». Способствовать развитию внимательности и наблюдательности.

Демонстрационный материал: Счетные палочки (плоские), листы картона с изображением домиков.

Ход игры

Покажите ученикам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. Папа строит забор вокруг дома». Давайте поможем папе достроить забор вокруг дома.

Покажите детям, как на листе картона (поверх изображения дома) можно выложить забор из палочек. Затем предложите ученикам выложить забор самостоятельно. Малыши могут сделать как глухой забор, так и забор со щелями.

Игра: «Дом»

Цели: Работать над усвоением знаний понятия «Дом».  Называть, из каких частей состоит дом (крыша, окно, дверь, крыльцо и т. д.). Способствовать развитию мышления, воображения. Развивать у детей  мелкую моторику пальцев  рук.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением домов, и из каких частей состоит дом.

Ход игры

Мы построим новый дом!
Дружно в доме заживем.
В нашем домике окошко.
Загляни туда, Антошка!

Создать угол «крышу  пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии – получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.

Тема: «Школа»

Экскурсия по школе

Игра «Мяч»

Цели: Формировать знания детей о школе. Работать  над последовательностью запоминания имен одноклассников. Развивать у детей внимание и память. 

Ход игры

 «Внимание! В этой игре с помощью мяча,  мы попробуем познакомиться. Встаньте все         в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, начиная от того, у кого мяч, передовая его, назовите четко и громко своё имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих ребят  в круге,  и называть при этом имя того, кому адресован мяч.

Игра «Собери портфель»

Цели: Формировать знания детей о школе, закреплять названия и назначение учебных принадлежностей; развивать словарь.

Демонстрационный материал: портфель, школьные принадлежности (книга, карандаш, линейка, тетрадь, ластик).

Ход  игры

Ученики отгадывают загадки и кладут в портфель  предметы.

Новый дом несу в руке, дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно важные (портфель).

В чёрном поле заяц белый, прыгал, бегал, петли делал.
След за ним  был тоже бел. Кто же этот заяц? (Ластик)

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно… (карандаш).

Языка нет, а рассказывает (книга).

То я в клетку, то в линейку – написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать. Называюсь я… (тетрадь).

Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать новую черту вам я помогаю.
И прямую без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка друзья,  кто же я? (Линейка).

Тема:  «Класс»

Пословицы и поговорки:

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Учи других и сам поймёшь.

Не выучит школа, выучит охота.

Кто много знает, с того много и спрашивают.

Загадки:

Умный  Ивашка,  всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдет – Каждый след его поймёт (карандаш).

Белый зайчик прыгает по чёрному полю (мел).

Грамоты не знаю, а весь век пишу (ручка).

Чёрные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает (буквы).

Игра: «Кто это?»

Цель: Развитие слухового восприятия.

Ход игры

Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становится водящим.

Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай! (имя водящего)
Сел петух на забор, закричал на весь двор.
Кто петух у нас, узнай! «Кукареку!»
К нам кукушка в огород залетела и поёт.
А ты, (Витя), не зевай, кто кукукает, отгадай! «Ку-ку! Ку-ку!»
Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара, закричала: «Ква-ква-ква!»
Мы по кругу идём, мы лисичку зовем.
Пусть глаза не открывает, нас по голосу узнает.
Кто позвал тебя, узнай:
«Лисичка, кто я?»

Тема: «Школьное  знакомство»

Игра «Поём имя»

Цели: Формировать представления у детей личности человека. Уметь узнавать одноклассников по имени. Развивать внимание и память.

Ход игры

«Представьте себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас «споёт» своё имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети».

Игра «Дружные ребята»

Цели: Дать понятие и значение имени человека в жизни. Развивать у детей , память, речь, моторику рук

Ход игры

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, Петенька!

Здравствуй, Анечка!

Здравствуй, Зиночка!

Здравствуй, Ванечка!

Ах, и дружные ребятки, поиграем вместе в прятки.

Тема:  «Мои  друзья»

Игра: «Я очень хороший»

Цель: Формировать представление у детей понятия «друзья». Способствовать  развитию мышления, сообразительности. Работать над речью.

Ход игры

Ребятам предлагается повторять слово вслед за ведущим в соответствии с ласкательными словами им громкостью несколько раз: шепотом, очень громко,  громко. Ведущий, таким образом, сначала  пришептывает, прикрикивает, проговаривает слово. «Я», затем «очень», затем «хороший».

В кричалки и шепталки можно включать движения – дети повторяют их за ведущим (постукивания, похлопывания, потоптывания).

Игра: Смешной портрет»

Цели: Развивать и систематизировать знания детей о друзьях, познакомить  о правилах настоящей дружбы. Развивать словарь, восприятие, творческие способности.

Демонстрационный материал: фотографии ребёнка и друзей.

Ход игры

  1. Возьмите фотографию ребёнка и фотографию друзей ребёнка.
  2. Предложите рассмотреть и описать выражения лица (улыбающееся, хмурое, спокойное), а так же губы, нос, глаза, брови.
  3. Попытайтесь найти на фотографиях сходство и различия.
  4. Если у ребёнка возникнут трудности, помогите ему.

Тема:   «Книги»

Экскурсия в библиотеку.

 Загадки

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (книга).

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей (буквы).

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней (книга).

Тема:  «Одежда»

Игра: « Магазин»

Цели: Развивать и систематизировать знания детей о названиях предметов одежды и их деталей. Назначение одежды в зависимости от времени года. Способствовать развитию мышления, внимания, сообразительности и речи.

Демонстрационный материал: Сюжетные картинки с изображением магазина и картинки с изображением одежды.

Ход игры

Вывешиваются  сюжетные картинки с изображением одежды. Чтобы купить какую либо вещь, покупатель должен описать её: как называется, какая по цвету; какие детали есть у этой одежды, в какое время года эту одежду носят.

Игра «Где лежат вещи?»

Цели: Работать над понятием одежда: верхняя, нижняя, праздничная, летняя, зимняя, демисезонная. Обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Демонстрационный материал: Сюжетные картинки.

Ход игры

Учитель читает детям рассказ «Почему Саша опоздал в школу?»

Встал Саша, хочет одеться, но не может найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Саша и кричит:

- Где моя рубашка?

- Я под столом. Ты меня вчера сюда бросил, - отвечает рубашка.

- А где носки? – спрашивает Саша.

- Мы на шкафу, - откликаются носки.

- А где ботинки?

- Я здесь, за шкафом лежу, - говорит правый ботинок.

- А я под кроватью, - добавляет левый ботинок.

Наконец Саша оделся, но в школу он опоздал. Почему Саша опоздал в школу?

Дети пересказывают рассказ (по опорным предметам и картинкам).

Игра «Шнурок»

Цели: Повторять и закреплять название одежды и отдельные её детали; уметь сравнивать предметы одежды. Развивать мышление и сообразительность.

Демонстрационный материал: Толстые шнурки или узкие ленточки (шириной 2-3см).

Ход игры

Ребёнок обматывает шнурком каждый пальчик несколько раз. Во время игры учитель читает стихотворение:

Вверх шнурок, вниз шнурок,
И ещё, ещё разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!

Затем предложите ученику размотать шнурок и снять его с руки, а после – обмотать шнурком руку соседа.  

Тема:  «Обувь»

Игра – лото «Отгадай по описанию»

Цели: Формировать знания детей об обуви (названия обуви, детали обуви в зависимости от времени года). Развивать мышление, внимание, сообразительность, активизировать словарь.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением обуви (тапки, кеды, туфли, сапоги, ботинки, кроссовки, галоши).  Картинки разрезаны на пять частей.         

Ход игры

У каждого ученика 2 картинки с изображением обуви, разрезанные на 5 частей.

- Составьте две пары обуви. Назовите и опишите каждую пару.

Игра: «Магазин»

Цели: Закреплять название обуви и её детали, уметь сравнивать детали обуви. Учить составлять описательные рассказы. Развивать мышление и сообразительность, речь.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением обуви.

Ход игры

Учитель выкладывает разные картинки с изображением обуви. Чтобы купить какую-либо обувь, покупатель должен описать её.  Как называется,  какая по цвету,  какие детали есть у этой обуви,  в какое время года эту обувь носят.

См. Приложение 1.