Цель:
- Знакомить с окончаниями глаголов первого и второго спряжения.
- Вырабатывать у учащихся осмысленное отношение к употреблению в речи глаголов.
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, находить главное, делать выводы, умение выполнять самооценку и самоконтроль.
- Развивать речь устную и письменную.
- Воспитывать любовь к родному языку, поэзии А. С. Пушкина.
Оборудование: мультимедиопроектор, слайды №1- №6, тетрадь по русскому языку А. В. Поляковой, учебник «русский язык для 4 класса», таблица «У лукоморья дуб зелёный», картина Попкова «Пушкин», иллюстрации животных и их детёнышей.
У детей:
1.
корень |
Корень, суффикс |
Корень, Суффикс, окончание |
Корень, окончание |
Приставка, Корень, Суффикс, окончание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
И я там был, ме. , пиво пил; У моря видел ду. з.лёный; Под ним с.дел и кот учёный Свои мне ска.ки г.ворил. |
Ход урока
1. Эмоциональный настрой: дети работают в паре.
Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча, похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!»
2. У: Сегодня мы продолжим знакомиться со спряжением глагола. Для этого мы должны вспомнить о глаголе. Посмотрите, какое чистописание я вам приготовила:
- @
- е
- и
Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов:
- Глагол - это
- Часть слова
- Член предложения
- Часть речи
- Глагол обозначает
- Действие предмета
- Признак предмета
- Название предмета
- В предложении глагол бывает
- Чаще всего сказуемым
- Второстепенным членом
- Подлежащим
- Глаголы изменяются
- Только по числам
- Только по временам
- По временам, по лицам, по числам.
и@@и – получилось у детей, если правильно ответили.
3. Какого поэта называли в школе «француз», «егоза».
Дети называют А. С. Пушкина.
- Какие оценки получал А. С. Пушкин?
Дети: хорошо, весьма хорошо, превосходно.
У: Я попробую вас сегодня так оценивать.
4. Синтаксический разбор:
Лицей помещался в Царском Селе – летней императорской резиденции.
(Повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое.)
Резиденция – место постоянного пребывания правителя.
5. Слайд №5
«Руслан и Людмила»
- Сейчас Саша и Камила покажут всем, как А. С. Пушкин сочинял эту поэму. Ребята показывают сцену «Поэт и муза»
Пушкин молчит, думает, грызёт перо…
- Как лучше начать?
Попробую так: Есть в Подмосковье дуб могучий…
Муза: Александр Сергеевич! В сказках не указывают место, это неведомая страна, загадочная и волшебная.
Пушкин: Что делать? О! В сказке есть такие слова.
«У лукоморья стоит дуб, а на нём золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт…
Пусть будет «У лукоморья»
У лукоморья дуб зелёный,
Цепь золотая на том дубу…
Муза: Александр Сергеевич! Второй стих не звучит торжественно и ярко!
Лучше так: «Златая цепь на дубе том…»
Пушкин: Спасибо, Муза! Дальше про кота я сам сочиню.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит...
Дети вешают на дерево лешего, русалку, избушку, следы зверей.
Запишите в тетрадь и объясните правописание глаголов.
- Найдите общее свойство глаголов.
Дети: Это глаголы настоящего времени, 3 лица, ед. числа, второго спряжения.
6. А как заканчивается эта поэма?
Дети: Так как заканчиваются многие сказки…
- Посмотрите на карточку, какие орфограммы пропущены?
- Определите спряжение глаголов.
Дети пытаются определить, не получается.
- Это глагол прошедшего времени! У него спряжение не определяется.
7. Работа в учебнике, упражнение 127.
- Из какого произведения эти строки?
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
- на какие группы можно разбить глаголы?
Дети: по спряжениям, по окончаниям.
- Что такое спряжение? Какие окончания у 1 спряжения? У 2 спряжения?
Запишите выделенные глаголы в аналитическую таблицу, разбив глаголы на группы по составу.
1 вариант – 1 спряжение, 2 вариант – 2 спряжение.
У детей:
корень |
Корень, суффикс |
Корень, Суффикс, окончание |
Корень, окончание |
Приставка, Корень. Суффикс, Окончание |
|
|
|
Растёт |
Вынимает |
|
|
|
Живёт |
собирает |
|
|
|
Поёт |
|
|
|
|
грызёт |
|
корень |
Корень суффикс |
Корень Суффикс окончание |
Корень окончание |
Приставка Корень Суффикс Окончание |
|
|
|
Лежит |
|
|
|
|
видит |
|
|
|
|
стоит |
|
Физпауза - дети танцуют знакомый современный танец.
8. 1 вариант написал больше, он и диктует словарные слова.
Работа по методу П. С. Тоцкого. Дети работают в паре. 1 вариант диктует 2 варианту 6 блок словарных слов:
Камыш, кабинет, иметь в виду, изморось, забота, жужжит, десерт, иногда, вдвоём, истина, дельфин, готовить.
Дети проверяют и оценивают.
9. Откройте тетради на стр. 20.
- Расшифруйте криптограмму. Дети работают в паре.
Все патриоты охраняют природу.
Прочитайте выразительно стихотворения А. С. Пушкина.
- Какими выразительными средствами языка пользуется автор?
Дети: называют метафоры и эпитеты.
- Кого можно назвать патриотом?
Дети:
- Тех, кто любит природу, бережёт её.
Учитель зачитывает сочинение ученика о том, что нужно защищать животных.
Вы сами представьте себя насекомым и, например, великана.
Вас убьют, вам больно будет? Вот и им так же. Им даже цвет приходится иметь как у растений, чтобы защищать себя. А вдруг у них есть дети-молокососы.
- В каком значении автор использует слово «молокосос»?
- Посмотрите на картины и напишите яркий и точный глагол.
Учитель показывает иллюстрации с животными.
Возможные варианты глаголов: обнимает, сидит, целует, ласкает и т.д.
10. Итог урока:
Я твёрдо знаю, что…
1) Спряжение – это…
2) Спрягаются глаголы только …
3) Глаголы бывают…
4) глаголы 1 спряжения имеют окончания…
5) Глаголы 2 спряжения имеют окончания…
6) Знания, полученные на уроке мне необходимы для того, чтобы…
11. Домашнее задание: сочинить сказку о спряжении глаголов.