Цели:
- развитие техники чтения, формирование умения самостоятельного, осмысленного чтения;
- уточнение и расширение представлений о признаках зимы;
- активизация словаря.
- коррекция объёма внимания, аналитико-синтетической деятельности учащихся по составлению предложений;
- развитие зрительного и слухового восприятия, логического мышления, памяти, тактильного ощущения;
- воспитание мотивации к учению, любовь к природе, животным.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь гостям, друг другу. Садитесь.
2. Подготовка к восприятию.
а) Артикуляционная гимнастика.
(Упр. на координацию движений)
- покусаем язычок
- почистим зубки
- облизываем губки
- белим потолок
- часики
- губки в трубочку
- губки в улыбочку
б) Чистоговорка (упр. в звукопроизношении)
на – на – на
в лесу бегает лиса
щу – щу – щу
волки рыщут, пищу ищут
в) Интонационное упражнение.
У меня хорошее настроение.
Прочитайте в разной интонации. Учитель показывает картинку с изображением грустного, злобного, радостного лица.
С таким настроением мы сегодня будем работать.
3. Проверка домашнего задания.
а) Составьте из слов пословицы.
Мороз не велик, но стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
- О чём эти пословицы?
- Когда у нас бывают морозы?
- Как изменилась погода с приходом зимы?
б) Чтение стихотворения наизусть.
А как Никитин описывает встречу зимы в своём рассказе, вы сейчас нам расскажите. Представьте, что вы выступаете на концерте. К доске выходят по три человека. Первый ученик начинает читать стихотворение, хлопок, продолжает рассказывать второй ученик. Хлопок, продолжает следующий.
4. Подготовка к новому материалу.
- На какую тему мы сейчас читаем стихи и рассказы?
- Расшифруйте название рассказа, который мы будем читать на уроке. (На листе бумаги написано название рассказа «Зима в лесу» , согнутая пополам.)
а) Словарная работа.
Написал этот рассказ И. Соколов–Микитов. В рассказе встречаются трудные слова, давайте их прочитаем и разберём.
Горностай – небольшое хищное животное.
Натропил – оставил много следов.
Просеки – дорога узкая полоса в лесу.
5. Новый материал.
а) Первичное чтение учителем.
Я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы внимательно его послушаете и скажите:
- Какой зимний лес в этом рассказе?
(Холодный, тихий, белый, красивый, чистый.)
б) Упражнение на развитие тактильного восприятия.
- А если в лесу много снега, то он какой? Подберите родственное слово (снежный).
Зимой снег бывает разный, давайте сравним. Возьмите в руки вату. Потрогайте её, послушайте.
- Что вы можете о ней сказать, какая она? (Мягкая, пушистая, белая, лёгкая). Возьмите бумагу. Потрогайте её, послушайте.
- Что вы можете о ней сказать? Какая она? (Твердая, хрустящая.)
Вывод: оказывается, снег у нас бывает разный – мягкий, пушистый, белый как вата, а бывает твёрдый, хрустящий.
Работа по учебнику.
а) Чтение детьми 1обзаца по цепочке.
С чем автор сравнивает снег, узнаем, прочитав начало нашего текста.
Стр. 105.
Беседа по тексту.
- С чем автор сравнивает снег?
А скатерть в лесу не простая, она с узорами.
- Что мы на ней увидели?
(Красивые узоры.)
Кто оставляет эти узоры, мы узнаем, из следующей части рассказа.
б) Чтение с заданием.
Хорошо читающий ученик читает следующую часть рассказа, а остальные внимательно следят за чтением. При слове «стоп», сказанное учителем, подчёркивают слово простым карандашом.
в) беседа по тексту.
- Чьи следы мы увидели на снегу? (Вывешиваю на доску картинку зайца.)
- Найдите и зачитайте, как в лесу натропил зайчишка?
(На доске висят разные следы животных.)
- Найдите следы зайца.
(След зайца прикрепляют под картинку зайца.)
Рассказ учителя о зайце.
Заяц столько много бегал, что протоптал тропу. Каждый заяц бегает по своей тропе, никогда не забегает на чужую. Свою тропу он метит, и определяет его по запаху.
- Чьи следы нам ещё встретились?
- Найдите и прочитайте, как в лесу пробежал горностай?
(Вывешиваю картинку на доску, дети находят следы.)
- Как по лесной опушке ходит старый лис? Найдите и зачитайте.
- Найдите следы старого лиса.
- Как прошли разбойники волки?
Через что перешли лоси?
(Подобная работа проводится с каждой картинкой). На доске картинки животных, а под ними следы этих животных.
Чьи следы нам встретились в лесу?
- зайца (заяц) – заячьи следы;
- волка – волчьи следы;
- лисы – лисьи следы;
- лося – лосинные следы;
- горностай – правильно говорить следы горностая.
6. Физминутка.
Руки – вверх,
руки – вниз,
влево - вправо, повернись.
Руки в стороны пошире:
1 ,2 ,3 ,4 (опускаем руки вниз).
Низко – низко наклонились
и тихонько распрямились.
И вдохнули хорошо (руки вверх)
Выдохнули вот и всё.
7. Закрепление нового материала.
а) Составление текста из предложений
Вспомним наш рассказ. Я раздам вам предложения, вы должны из них восстановить текст, прочитанный нами в начале урока.
(Раздаю разрезанный текст на предложения.)
- Выпал снег.
- Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля.
- Глубокие высятся сугробы.
- Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.
- С чем автор сравнивает снег?
- Чем покрылся лес?
1 ученик пробует пересказать.
б) Чтение с замазанными окончаниями.
На карточке записан текст, но в нём изменены некоторые слова. Вы должны найти их.
Вот у обглоданных осинок пробежал заяц. Подняв чёрный кончик хвоста, охотясь за птичками и мышами, пробежал старый лис. Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след горностая. По самому краю поля, след в след, прошли лоси. А через широкую наезженную дорогу перешли лоси.
1 ученик читает все предложения.
Более слабые ученики сравнивают услышанный текст с учебником и находит изменённое слово.
Более сильные ученики, по памяти определяют изменённое слово.
- Где напропил зайчишка?
- Как по лесной опушке прошёл старый лис?
- Как и где прошли волки?
- Через что перешли волки?
в) Чтение с пропущенными окончаниями.
Много лос-- в наш-- лесах. Целым- стадам- они бродят по засыпанным снег-- болотам, скрываются в кустарник--, больш-- лесах.
Только голодн-- волк- решаются иногд- напасть на лос--. .Рогам- и копытам- обороняются от злых волк-- сильн-- лоси.
- Как бродят лоси?
Где они скрываются?
- Чем обороняются лоси от волков?
8. Итог урока
С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто автор этого рассказа?
- Почему этот рассказ называется «Зима в лесу»?
- Вам понравился урок?
- Чем он вам понравился?