Современные дети получают много информации из самых разнообразных источников. Однако они не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации приводит к бессистемности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается научить, иногда насильно, стандартным набором готовых знаний. Однако это снижает интерес учащихся к учебе. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?
Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. По общему признанию, метод проектов способствует формированию у учащихся самостоятельности, ответственности за свою деятельность, уважительному и равноправному взаимодействию с партнерами.
Однако в школе существует традиционная проблема – страх и негатив большинства педагогов перед новым. Ригидность образовательной системы и образовательного процесса в школе, косность педагогического мышления большинства педагогов тормозят переход школы на решение насущных процессов образования.
В результате возникает проблема: с одной стороны, возникшая необходимость внедрения новых практико-ориентированных, развивающих, деятельностных форм и методов организации образовательного процесса (в частном случае, метода учебного процесса), с другой стороны, приверженность большинства педагогов к традиционным методикам, их нежелание внедрять в практику своей работы новые методы работы, в том числе метод учебного проекта.
Целью нашего исследования является построение управленческой системы, направленной на вовлечение большинства коллектива в использование метода учебного проекта в образовательном процессе.
Объект исследования – система управления образовательным процессом школы.
Предмет исследования – процесс управления освоение и внедрением в образовательный процесс метода учебного проекта.
Гипотеза исследования: метод учебного проекта будет успешно и широко использоваться учителями в образовательном процессе если:
- учителям будут продемонстрированы и доказаны преимущества метода учебного проекта как дидактического средства;
- будет разработана система поощрения и стимулирования участия учителей в освоении и внедрении в практику метода учебного проекта;
- будет создана система, направленная на теоретическое освоение учителем основ технологии учебного проектирования (организовано обучение учителей);
- будет организованна возможность для учителей апробировать свои навыки работы по методу учебного проекта с заведомо положительным результатом;
- будет разработана циклограмма работы школы по учебному проектированию с выходом на общешкольную ежегодную конференцию в конце учебного года.
Научная новизна исследования состоит в:
- разработке системы управления процессом внедрения в образовательный процесс метода учебного проекта, позволяющей получить запрограммированные результаты;
- разработке комплексно-целевой программы по управлению реализации в образовательном процессе метода учебного проекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике образовательных учреждений с целью внедрения в образовательный процесс метода учебного проекта.
Процесс внедрения метода учебного проекта в образовательный процесс школы состоял из четырех этапов:
- 1 этап – мотивация и побуждение учителей к работе по методу проектов;
- 2 этап – обучение теории и проведение серии лабораторно-практических занятий по формированию навыков проектной деятельности;
- 3 этап – разработка пробных учебных проектов и представление их на общешкольной конференции;
- 4 этап – внедрение метода учебного проекта в широкую практику школы, разработка циклограммы подготовки учебных проектов.
В первый год работы школы над проблемой нами под руководством к.п.н., профессора МИОО Чекмаревой Т.К. была разработана комплексно-целевая программа “Проектная деятельность учащихся. Метод учебного проекта”, целью которой является создать организационно-педагогические условия внедрения данного метода а практику школы.
Эта программа включает в себя следующие блоки:
- организационные мероприятия, которые включают в себя деятельность администрации по мотивации учительского коллектива на использование метода учебного проекта, разработку системы стимулирования деятельности по использованию метода учебного проекта, аналитическую и регулирующую деятельность администрации и основные организационные действия по координации деятельности школьного коллектива по вопросам реализации метода учебного проекта.
Методы мотивации учителей – это волевые (каждый учитель должен в качестве отчета по самообразованию предоставить разработки и открытые мероприятия по одной из реализуемых в школе гуманно-личностных технологий), финансовые (распределение дополнительных ставок учителям взявшимся за разработку учебного проекта с перспективой выхода на конференцию), организационные (возможность засчитывать защиту проекта соответствующего нормативам как экзамен по выбору в 9, 11 классах), эмоциональные (всевозможная помощь учителю в разработке проекта, награждение грамотами и другие эмоциональные поощрения по результатам работы). - работа с педагогическими кадрами. Теоретический семинар и лабораторно-практические занятия. Этот блок включает в себя мероприятия, направленные на обучение коллектива:
- Сентябрь – теоретический семинар “Метод учебного проекта гуманно-личностная технология обучения”, где дается общее представление о методе учебного проекта, в качестве иллюстраций использовались работы учителя, уже использующего в своей практике этот метод.
- Октябрь-ноябрь – сообщение и лабораторно-практические занятия “Этапы работы по методу учебного проекта”. Цель данных занятий освоение на практике метода учебного проекта посредством разработки отдельных этапов работы по методу учебного проекта в методических объединениях на конкретном содержании при консультировании научного руководителя и заместителя директора по эксперименту.
- Декабрь – сообщение и лабораторно-практическое занятие “Обеспечение учебного проекта”.
- Январь – сообщение и лабораторно-практическое занятие “Формы презентации учебного проекта”. В процессе всех занятий учителям сначала дается блок теории с иллюстрацией из опыта работы коллеги, далее на лабораторно-практическом занятии внутри методического объединения коллективно разрабатывается каждый этап подготовки проекта на условном материале и завершается работа самостоятельной разработкой учителями ученических проектов в классах со своими учащимися.
- Февраль-март – доработка и подготовка ученических проектов к защите и участию во внутришкольной конференции “Метод учебного проекта: проблемы и перспективы” при постоянном консультировании и мягком контроле со стороны заместителя директора по эксперименту.
- Апрель – участие во внутришкольной конференции “Метод учебного проекта: проблемы и перспективы”. План проведения конференции включает:
1) выступление ответственного за проектную деятельность в школе (заместитель директора по эксперименту) по итогам работы по освоению и внедрению в практику школы метода учебного проекта.
2) учителя давно работующего с этим методом с результатами участия в городском конкурсе проектных и исследовательских работ.
3) презентации ученических проектов.
4) обмен учителями мнениями и опытом о результатах проделанной работы.
5) подведение итогов работы, награждение победителей. - Май – планирование учебных проектов на следующий учебный год, проведение исследования отношения к методу учебных проектов учителей и учащихся.
- педагогические советы. В течение года планируется проведение трех тематических педсоветов:
- ноябрь – “Проектная деятельность учащихся и метод учебного проекта – важнейшие условия повышения качества образования.”
- январь – “Формирование системы нравственных отношений в процессе внедрения метода учебного проекта”.
- март – “Развитие учащихся в процессе реализации метода учебного проекта”.
- работа с ученическим коллективом. В этом блоке представлена деятельность администрации и учителей по организации участия учеников в работе по подготовке проектов, участия их с презентацией результатов своей работы на конференции (составление индивидуальных и коллективных планов подготовки учебного проекта – октябрь; отчет о ходе подготовки учебного проекта – декабрь; предзащита и защита учебного проекта перед классом – март)
- работа с родителями. В этом блоке отражена работа администрации и учителей с родителями по организации их помощи своим детям в работе над проектами (родительские собрания на тему “Что такое ученический проект и как над ним работать” – октябрь; “Как и какую помощь оказать ребенку при подготовке учебного проекта” – декабрь; “Как подготовить ребенка к публичной защите своего проекта” – март).
В конце учебного года нами была разработана циклограмма работы школы по методу учебного проекта, которая была роздана по методическим объединениям и способствовала организованной и скоординированной работе учителей по методу учебного проекта в следующем учебном году (циклограмму см. в приложении).
До и после проведенной работы по освоению и внедрению в образовательную практику метода учебного проекта с педагогическим коллективом были проведены анкетирования по выявлению отношения учителей к этому методу. Результаты показали, что:
|
До эксперимента |
После эксперимента |
1. Количество учителей, незнакомых с методом учебного проекта |
27% |
0% |
2. Количество учителей, считающих метод учебного проекта малоэффективным |
42% |
6% |
3. Количество учителей отрицательно относящихся к методу учебного проекта как к дидактическому методу обучения детей |
22% |
0% |
4. Количество учителей, которые не хотят использовать метод учебного проекта в своей практике работы |
55% |
9% |
5. Количество учителей, которые хотели бы попробовать работать по методу учебного проекта, но не знают с чего начать |
14% |
0% |
Кроме того, если в начале эксперимента по методу учебного проекта в школе работал только 1 учитель (3%), то после проведенной работы (в 2005-2006 уч.год) уже 14 учителей (42%) участвовали в разработке учебных проектов со своими учащимися.
В данной работе нами была сделана попытка решить проблему нежелания большинства педагогов внедрять в практику своей работы новые методы обучения, а именно метод учебного проекта.
Практическая значимость этой работы заключается в разработке системы управления внедрением в образовательный процесс школы метода учебного проекта, позволяющей получить запрограммированные результаты. А также в разработке пакета методических материалов для использовании при работе школы по методу учебного проекта. Кроме того, с нашей точки зрения, данная система является универсальной и может быть применена при содержательной корректировке для освоения и внедрения в практику школы любых образовательных технологий.