Дидактические цели проекта:
- Формирование коммуникативной компетентности (умение кратко и понятно излагать свои мысли, грамотно говорить).
- Формирование социальной компетентности (навыков работы в команде: умение отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию).
- Формирование предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, навыков работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретных проблем, развитие креативных способностей, критического мышления).
Методические цели:
- Помочь учащимся овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований.
- Углубить знания учащихся о методах научного познания.
- Научить грамотно оценивать достоверность полученной информации
- Научить устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать.
- Научить лаконично излагать свои мысли в рамках определенного стиля.
- Способствовать приобретению учащимися навыков проектной деятельности.
- Научить анализировать законы, статистический материал, диаграммы.
Тип урока: изучение нового материала через постановку проблемы, создание проекта.
Использование технологий проблемного обучения, проектной деятельности.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, Конституция РФ.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
В 2006-2007 учебном году я столкнулась с большой проблемой именно в 9В классе: ученики в феврале и марте 2007 года во время выборов в краевую Ставропольскую Думу задавали мне много вопросов. В результате все они были сведены к одному: зачем голосовать? Ничего изменить нельзя, за нас все решено. Поэтому с началом 2007-2008 учебного года я решила с учениками провести проект, который позволил бы ответить на их вопросы. Тем более, что ситуация сложилась уникальная: учебный материал совершенно совпадал с реалиями нашей жизни – 2 декабря выборы в Госдуму, в марте – выборы президента. И вот в результате наш урок – проект «Я – гражданин».
Для реализации основной идеи мы определили проблемный вопрос: «Могу ли я повлиять на решение властей?» Творческое название проекта: «Я – творец истории». С целью выяснения, как каждый из нас творит историю, класс был разделен на 5 групп. У каждой группы свое задание.
1 группа – аналитическая.
2 группа – «Что такое гражданское общество и правовое государство?»
3 группа – «Формы правления и политические режимы».
4 группа – «Что такое голосование, выборы, референдум?»
5 группа – «Что такое политические партии?»
Итоги своей деятельности каждая группа должна представить в виде эссе, презентации, буклета.
3. Выступление групп.
1 группа: Базыкина Д., Безвербная В., Зобов А., Даценко Д., Пульнева Е.
Учащиеся: наш проект называется «Я – гражданин». Все мы являемся гражданами РФ. В 18 лет у граждан появляется самое главное политическое право – право выбора государственной власти. Выборы сегодня – это большой опыт для нас, возможность подготовиться к очень ответственному моменту нашей жизни. Поэтому мы решили провести наши исследования и наши выборы. Нас волнует вопрос: можем ли мы повлиять на решение власти, изменить ситуацию в нашей стране к лучшему, надо ли идти голосовать?
Поэтому мы открываем нашу конференцию и предлагаем вам программу (буклет).
Выступление 2 группы: Гукасян, Худолеева, Олейник, Дегтярев, Климов.
Выступление 3 группы: Дементьева, Серебрякова, Савинская, Дубовой, Руденко.
Выступление 4 группы: Николаева, Ещенко, Лемешонок, Колмыков, Михайлова.
Выступление 5 группы: Иванова, Панкратова, Чипига, Носко, Иванов.
Выступление 1 группы: подведение итогов.
Дом. Задание: пар. 1-8 повторять, сравнить результаты наших исследований с результатами выборов по стране 2 декабря.
Выступления учащихся приложены.
Презентация «Я – гражданин» – Приложение 6, Гражданское общество и правовое государство – Приложение 1, Выборы в Государственную Думу – Приложение 2, Формы государственного правления – Приложение 3, Политические партии – Приложение 4, Гражданин в политической жизни страны – Приложение 5, эссе «Удачная форма правления для реализации гражданских прав в России» – Приложение 7, буклет – Приложение 8, дидактические задания – Приложение 9, web-сайт – Приложение 10, Выступления учащихся по проекту – Приложение 11.