Научно-методическая разработка "Опыт использования и перспективы развития проектной технологии в преподавании физики "

Разделы: Физика


Моё педагогическое кредо: Каждый ребёнок талантлив. Нужно только создать условия для проявления его способностей, а не преломлять их через призму стандартов.

Возникает вопрос: как?

Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Значит, каждый ребёнок, как и любой гражданин России, должен владеть целым набором компетенций (пирамида компетенций), если мы действительно хотим остаться на высоких мировых позициях. Этот арсенал самореализации нужен для того, чтобы мы и наши дети могли творить, изменять, делать лучше окружающий нас мир.

Выход: в строительстве данной пирамиды конкретно на уроках физики и вне урока помогает метод проектов –педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Эпоха Возрождения проектов в современной российской школе началась в 80-е годы XX века. Что понимается под проектом? Проект (см. “Словарь иностранных слов”, “Словарь русского языка” С.И.Ожегов) - <брошенный вперед> 

 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.;

2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.;

3) замысел, план.

Такое толкование значения данного слова близко к общетехническому значению. Нетрудно предположить, что результатом работы над проектом должен явиться какой-либо материальный объект, возможно, алгоритм действий, план, необходимая документация, смета, чертежи и т.д.

Поэтому, применяя данное толкование слова, проектом можно считать творческую работу учащихся по созданию какого-либо макета, проекта закона, разработку сценария, решение задачи, выполнение схемы, чертежа, составление текста документа.

Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Проект создает то, чего нет, он требует иного качества. Для его осуществления необходима идея, совокупность целей и задач, которые необходимо решить в определенный промежуток времени.

Метод проектов – путь замысла или способ планирования.

Метод проектов – это описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке проекта.

Метод проектов – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе самостоятельного выполнения определенных заданий с практической направленностью с обязательной презентацией результатов. Результат проделанной работы должен быть оформлен тем или иным образом (это может быть газета, проект закона, творческая презентация, сценарий, альбом, книга и др.).

Сегодня проекты являются распространенной формой продуктивной и общественно-значимой деятельности людей в самых различных сферах. География проектов разнообразна: проект по благоустройству территории, проект оказания помощи детям инвалидам, проект проведения праздника и т.д.

В данной работе определены методические и организационные условия внедрения и развития метода учебных проектов в образовательный процесс через обобщение опыта проектной деятельности учителя физики гимназии.

Прежде чем говорить о проектной технологии в преподавании физики, я выяснила условия использования метода проектов в гимназии на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Условия использования метода проектов

  1. Организационные: 5% учебного времени исследовательская деятельность; проектная деятельность может включаться в календарно-тематическое планирование предмета и школьный компонент ОУ
  2. Содержательные: перенос акцента с “усвоения знаний” на “формирование компетентности”.

БУП гимназии – приоритеты: начальная школа – образовательные области “искусство” и “филология”, 5-7 классы – образовательные области “Искусство” и “филология”, 8-9 классы – предпрофильная подготовка – “филология”, “информационная культура”, “ВНД”, “ТРИЗ”,

10-11 классы – профильные на основе ИУП.

Проект – 1) новый продукт, 2) деятельность , 3)самостоятельное познавательное исследование.

В основе проектной деятельности:

  • развитие познавательных навыков учащихся,
  • умений самостоятельно конструировать свои знания,
  • ориентироваться в информационном пространстве,
  • развитие критического и творческого мышления,
  • умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Основополагающий вопрос проекта– вопрос, на который невозможно списать ответ, т.к.

  • не имеет однозначного правильного ответа;
  • возникает снова и снова на протяжении обучения;
  • побуждает задавать новые важные вопросы;
  • намеренно провоцирует учащихся и поддерживает интерес.

Например, проектПутешествие команды “Эйдос” по следам Жюля Верна Приложение 1. Основополагающий вопрос: подтвердить (или опровергнуть) возможность путешествия вокруг света за 80 дней.

Основные требования к использованию метода проектов

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3.Самостоятельная деятельность учащихся.

4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7.Использование исследовательских методов:

  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов, корректировка, выводы

 

Самодельный прибор для измерения широты

(по Ж.Верну)

Приложение 2

  1. Типы проектов по физике по характеру взаимодействия.
  • Внутри одного класса, внутри одного предмета; “Движение без трения” – 8 класс.
  • Внутри одного класса, в нескольких предметах; “На перекрёстке наук” – 2006г, 8 класс
  • Между классами одного уровня, внутри одного или нескольких предметов “За страницами учебника” - 11 класс, 2007г.
  • Между классами разного уровня, внутри одного или нескольких предметов; - Проект “Физическая валентинка”, “Физический портрет класса”, - 9-11кл, 2008г.
  • Между школами, внутри одного или нескольких предметов. – Ярославский телекоммуникационный проект “Интернет-олимпиада” - 2008, 10-е кл “Динамо” (Приложение 3), 11 кл – “Эйдос” - (Приложение 4)
  1. Типы проектов по способу преобладающей деятельности
  • Исследовательские – “Горячие источники Северобайкальска как гарант сейсмической безопасности” - Сталидзан А. – 2005г., “Юрта – часы – центр мироздания” - Гонцова Виктория, Рындевич Никита- 2006г.

  • Познавательные –“Зрительные иллюзии” - 2007
  • Творческие – “Физическая валентинка”, “Видеоролик каждому учителю!” - 2008
  • Игровые – “Ключи от Белого паруса” - 2006г
  • Практико-ориентированные – “Инженер- энергетик”, “Учитель физики”, “Клипмейкер” - Моя профессиональная карьера – 2007, “Источники электроэнергии для частного дома в условиях Северобайкальска”, Бухольцев Александр – 7б класс, Ханхасаев Максим – 8а класс – III место в секции “Технические устройства, транспорт и авиация” - апрель 2005 года г.Москва

Проектная деятельность – способ воспитания активной гражданской позиции, социальной активности. (Из интервью к.т.н. Кольги В. о работе гимназистов – руководитель Бухольцева О.В.)

Педагогические результаты проекта “На перекрестке наук”: наблюдается заметное повышение мотивированности обучения; возрастает роль самостоятельных исследований и размышлений; происходит изменение индивидуальных стратегий учебной деятельности и переход от заучивания формулировок к поиску проверяемых фактов через постановку вопросов, выдвижению предположений, их подтверждение или опровержение.

В качестве критериев успеха на данном этапе можно считать эмоциональное состояние учащихся на уроках, оценки и общую успеваемость класса, способность каждого ученика действовать осмысленно.

Мини-проекты “Физическая валентинка” и “Презентация кабинета физики” - 2008г (сделаны видеоролики, в смотре кабинетов кабинет физики занял 1 место)

Проекты (учебные и социальные)

  1. “Шар-путешественник” - воздухоплавание (ТРИЗ) – 7 класс
  2. “Движение без трения” - магнитное поле (ТРИЗ) – 8 класс
  3. “Памятники БАМа” - 2004 (5 подпроектов) – 10 класс
  4. “По волнам наук под белым парусом” - 2005 (8 подпроектов) – 5-9 классы
  5. “На перекрёстке наук” - 2006 (13 подпроектов) – 8 класс
  6. “За страницами учебника” - проекты профильной группы – 2007 (21 подпроект) – 10 классы
  7. “Каждому учителю видеоролик” - 2008 – 11 класс
  8. “Презентация кабинета физики” - 2008 – 11 класс
  9. “Физическая валентинка” и “Физический портрет класса”- 2008 – 9-11 классы
  10. Путешествие по книгам Жюля Верна – 2008 (творческие задания, экспериментальное задание, проект) и др. 10-11 классы “С Динамо за две недели вокруг света” - Приложение 5.

Выход

  • Всероссийская научно-практическая конференция “Шаг в будущее”
  • Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. Вернадского
  • Всероссийский форум “Одаренные дети”, секция “Юные Кулибины”
  • Городской конкурс “Моя профессиональная карьера”
  • Городской конкурс “Моё Отечество”
  • Гимназическая конференция “За страницами учебника”
  • Интернет-олимпиады по физике
  • Уроки-конференции, общественный смотр знаний

Результаты анкетирования “Рост мотивации к изучению предмета”: гимназисты имеют устойчивый интерес к предмету “Физика”, осознают значимость предмета для своего личностного и интеллектуального развития и необходимость применения полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности.

Подтверждение результатов анкетирования

За два года 42% выпускников гимназии сдавали физику в формате ЕГЭ, из них 48% - учащиеся социально-гуманитарного и филологического профилей. ГИА в 2008 году сдавало 15% от общего количества выпускников основной школы.

ВЫВОДЫ: этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации по предмету. Метод проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Данный опыт может быть использован в любом классе начиная с 7-го, когда ребята начинают знакомиться с предметом физика. Цели, задачи, тема проекта должны формулироваться с учетом возрастных особенностей детей. Учащиеся начинают применять законы физики в жизни. Приложение 6.

За этим методом будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриального общества. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.

В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.

Заключение

Русский мыслитель Д.И. Писарев в работе "Наша университетская наука" в 1863 г. писал о системе образования того времени: "Различные предметы не связываются в общий цикл знаний, не поддерживают друг друга, а стоят каждый сам по себе, стараясь вытеснить своего соседа… Каждый предмет бывает то победителем, то побежденным, история их бесконечных раздоров составляет историю умственной жизни каждого гимназиста; мозг ученика - вечное поле сражения". Метод проектов объединяет учителей, учеников и родителей, а главный результат проектной деятельности осознание того, что мир представляет собой не совокупность разрозненных, независимых друг от друга событий, а разнообразные и многочисленные проявления одного целого.

Список литературы

1.     Колеченко А.К.. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2001.

2.     Ожегов С.И.. Словарь русского языка. /Под редакцией Н.Ю.Шведовой/ - М., 1990.

3.     Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. – М., 2003.

4.     Школьное планирование /Журнал для школьных администраторов/ - М., 2006, №4.

5. Реализация компетентностного подхода посредством технологии метода проектов /Фестиваль педагогических идей/ - Матвеева Ирина Альбертовна

6. Проектная деятельность как направление личностно-ориентированного обучения /Фестиваль педагогических идей/ - Глухова Светлана Витальевна и др.