Воспитательный потенциал урока английского языка в развитии личности учащегося на основе акмеологического подхода

Разделы: Иностранные языки


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет необходимость ориентации образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [3]. Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Школа сегодня – это место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания.

Как известно, целью обучения английскому языку на современном этапе является не просто получение знаний и умений, а определенных качеств личности, когда учащиеся сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него, когда они самостоятельно могу добывать знания из дополнительных источников, Интернета.

В настоящее время, когда возрастает потребность в использовании иностранного языка, его образовательная и самообразовательная функции как иностранного языка, а также его профессиональная значимость в школе, ВУЗе, на рынке труда, преподавание иностранного языка направлено на развитие личности обучаемого средствами данного предмета. В центр внимания мы ставим ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как «диалог и сотрудничество» [6]

Происходит изменение всей схемы общения:

  • Ученик выступает как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации и развитии способностей с учетом возможностей, психологических и интеллектуальных особенностей.
  • Задача учителя – формирование и развитие этих способностей учащихся, способствование общекультурному и личностному совершенствованию и самовоспитанию, побуждение к самообразованию и осознанию профессиональных склонностей.
  • Методы и приемы обучения должны быть направлены как на обучение иноязычному общению, так и на формирование и создание приемов умственного труда, нахождение собственных решений, применение добытых знаний на практике, развитие культуры общения, которое возможно лишь при коммуникативном подходе в обучении иностранному языку.

В связи с этим, основной своей задачей работы в школе считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в «условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно – познавательной деятельности школьника на продуктивно – творческий уровень, развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания» [3].

Анализируя формы, методы и средства, применение которых будет программировать формирование, сохранение и поддержание учебной мотивации и познавательной активности учащихся на уроке, совместно со своими коллегами я пришла к выводу, что именно акмеологические технологии обучения иностранному языку направлены на развитие внутреннего потенциала обучающихся, объектом моего исследования стали личностные зоны развития учащихся, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления. МОУ СОШ № 3 г. Ершова Саратовской области в своей деятельности руководствуется Уставом и нормативными документами органов управления образованием. Деятельность школы осуществляется на основе неукоснительного соблюдения законных прав и интересов всех субъектов образовательно-воспитательного процесса. МОУ СОШ 3№ стремится к максимальному учету и удовлетворению потребностей и склонностей учащихся, интересов их родителей, уделяя при этом особое внимание решению вопросов создания комфортных условий для воспитания и обучения детей, оптимизации деятельности педагогических работников. На протяжении уже нескольких лет педагогический коллектив работает над проблемой развития познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода.

Основная задача акмеологических технологий — «сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами самоактуализирвать личностное и профессиональное Я.» [7]

В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитываются его индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные ценности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе.

Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью обучение общению, и в этом смысле его значение трудно переоценить. Общение как деятельность человека становится не только целью, но и средством достижения этой цели.

Процесс обучения ИЯ понимается «не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как особым образом организованное общение, взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом, под которым понимается их совместная согласованная деятельность».[1] В настоящее время целью обучения ИЯ становится формирование коммуникативной компетенции.

Формирование коммуникативной компетенции становится главной задачей в обучении ИЯ. Поэтому организую такую работу на уроке, где отношения внутри общения основаны на индивидуальном, личном опыте: высказывания мотивированы, обращены к одноклассникам, убедительны, личностны. Поступки, которые обсуждаются на уроке, пережиты ими или переживаются, а проблемы связаны с окружающим миром учащихся. Например,

  • В нашей школе нужно ли вводить форму?
  • Может ли предать настоящий друг?
  • Как хобби помогает (мешает) тебе в учебе, жизни?
  • Знаешь ли ты историю своего родного края?
  • Надо ли много читать

В процессе коммуникации решаются задачи, достигаются цели, получают результат. Это требует определенного напряжения мысли, поэтому для активизации познавательной деятельности учащихся я использую различные формы и методы, современные педагогические технологии.

В 10-11 классах применяю активные формы уроков. В 11а классе проводила пресс- конференцию «Хотите стать современными?.. Умнейте», в котором наблюдается высокий уровень мотивации учения, учащиеся занимаются самообразованием, легко вступают в спор, умеют обобщать, аргументировать, делать выводы. Ценным для них является приобретение знаний из Интернета, дополнительных источников. Из 13 человек в группе 9 учащихся имеют оценку «5», 2 ученика- оценку «3».

Большие мотивирующие возможности имеет урок- дискуссия в 10а классе по теме «Легко ли быть молодым?». Для подростков положительное воздействие на мотивацию к учению оказывает освещение болевых молодёжных проблем: наркотики, табакокурение, насилие, взаимоотношения в семье, проблема «отцов и детей». При подведении итогов урока ставлю проблему «What to do?», и как заключительный этап урока - высказывания учащихся, основанных на личном опыте. Навыки такого общения (где содержанием является личный опыт) останутся на всю жизнь, даже если ученик забудет по тем или иным причинам иностранный язык. На мой взгляд, такие уроки дают достаточно полное представление об уровне речевых умений старшеклассников, однако, выставление отметок на таких уроках противоречило бы его атмосфере, и, этот момент, по моему мнению, целесообразно перенести на следующий урок. Что же касается стимулирующей роли отметки, то на подобных уроках такой вопрос не стоит. Здесь «задействованы познавательные мотивы, ученик получает удовлетворение от факта общения на иностранном языке» [2].

Большие возможности представлены в использовании ролевых игр, когда ученик выступает в других социальных ролях (врач, учитель, тренер, корреспондент, сын-дочь, любитель кино и т,д.). Ролевая игра требует знания различных учебных дисциплин (географии, истории, экономики), учащиеся выступают в роли сына и дочери, бабушки и мамы. Заметила, что хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше использует структуру, опору или имеет отметку «5», а тот, кто имеет большой, жизненный опыт, кто быстро ориентируется в обстановке, более общителен, коммуникабелен. Поэтому четко и правильно стараюсь организовать ролевую игру. Например:

a) What books саn help уоu to learn better at school-9 класс. ( читатель - библиотекарь),

При этом я учитываю такие свойства личности, как инициативность в общении, авторитет среди одноклассников.

В кабинете английского языка учащиеся рассаживаются за партами по своему усмотрению, я не ограничиваю их в выборе соседа по парте. Так определяются пары учащихся с лучшей психологической совместимостью, необходимой для коммуникативных упражнений.

Подбор ролей формирует активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества, чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.

Я использую на уроках также проблемные сиryации, которые приучают к самостоятельным действиям, к поиску решения. Обычно такую работу провожу в парах, группах. Так, в 6 классе по теме «Как сохранить здоровье» дается проблемная ситуация «Ты простудился, не можешь принять участие в соревнованиях. Предупреди одноклассников, попроси совета».

Организуя индивидуальную работу на уроке, я использую различные лексические, грамматические карточки исходя из уровня подготовленности учащихся.

Одной из составляющих коммуникативной компетенции является социокультурный подход в изучении английскому языку, предполагающий взаимодействие субъектов разных культур, ориентирует на обучение «межкультурному иноязычному общению в контексте педагогики гражданского мира и согласия». [4]

Начиная с 5 класса (Кузовлева), 4-го (Биболетова), провожу работу, направленную на изучение истории, культуры, быта, нравов, традиций и обычаев стран англо- говорящего мира. Знания помогают ученикам выполнять различные контрольные работы, задания по тестированию.

В 10 классе по теме «Как понять этих загадочных иностранцев», когда учащиеся дают сравнительную характеристику русским, англичанам, американцам, Мухомедьярова Э составила план сравнительного анализа, который охватывает различные сферы быта, уклада жизни народов:

  • Как географическое положение влияет на жизнь людей.
  • Уклад жизни, традиции, обычаи народов.
  • Отличительные черты характера.
  • Места проживания англичан, американцев, русских.
  • Как народы хранят свою историю (достопримечательности)
  • Жизнь современной столицы (Лондон, Вашингтон, Москва).

Работа по такому плану помогает решать как языковые, так и социокультурные аспекты языка.

Для проявления интереса у учащихся использую творческое самовыражение школьников. Направления творческой деятельности школьников 5-8 классов проявляются в их увлечениях: они мастерят что-то, увлекаются музыкой, компьютером, спортом, девочки ведут дневники, собирают коллекции, между ними в классе складываются определённые отношения,- всё это я использую для активизации познавательной деятельности.

Они приносят на уроки фотографии, открытки, альбомы («Моя семья», «Мои друзья»); предметы из своей коллекции, любимые игрушки («Увлечения, досуг, хобби»). Такие уроки оживляют общение, они имеют личностную направленность, создают подлинно коммуникативную обстановку на уроке.

Не менее значимым в контексте акмеологической теории является технология, получившая название «метод проектов», который предполагает ориентацию на самостоятельную деятельность учащихся.

Метод проектов позволяет:

  • Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
  • Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
  • Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
  • Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фото и рисунки. Проекты создают возможность как для детей с высоким уровнем интеллекта полностью реализовывать свой потенциал и формировать умения работы с информацией, так и возможность участия ребят с более низкой языковой подготовкой. Ученики 6г класса выполняли проект «Как лучше провести лето», «Какие достопримечательности привлекают меня в

Лондоне»(7 класс), «Школа будущего» (9класс), «Мой идеальный день» (6класс), «Место, где я хотел бы жить» (10класс).

При работе над проектом учащиеся отстаивают, аргументируют свою позицию. Учу, чтобы школьники использовали различные средства для выражения своих мыслей: опрос, диагностика, анкетирование. Проектная работа, связанная с использованием ресурсов сети Интернет, создает «необходимые условия для обеспечения более высокого уровня сформированности информационных умений и общеучебных навыков учащихся, так необходимых для преуспевания в новом информационном обществе цифровых технологий[5] Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Современная вычислительная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме. Чаще всего для создания компьютерных презентаций учащиеся используют программу Microsoft Power Point, все версии которой позволяют демонстрировать текст (устный и печатный), рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами.

Для проявления интереса у учащихся использую творческое самовыражение школьников. Направления творческой деятельности школьников 5-8 классов проявляются в их увлечениях: они мастерят что-то, увлекаются музыкой, компьютером, спортом, девочки ведут дневники, собирают коллекции, между ними в классе складываются определённые отношения,- всё это я использую для активизации познавательной деятельности.

Они приносят на уроки фотографии, открытки, альбомы («Моя семья», «Мои друзья»); предметы из своей коллекции, любимые игрушки («Увлечения, досуг, хобби»). Такие уроки «оживляют общение, они имеют личностную направленность, создают подлинно коммуникативную обстановку на уроке» [8].

При выполнении заданий повышенной сложности ученицы 10-го класса Султанова и Костикова самостоятельно провели исследование и составили схему наиболее общих проблем старшеклассников, причины возникновения и выхода из тупиковой ситуации.

Family problems School problems Personal problems Social problems
-Misunderstanding between parents and the teens

-indifference of the parents

-Absence of friends

-bad marks

-misunderstanding with teachers

-experience with drugs, alcohol, sex -unemployment among the teens

-violence,alcohol,drugs,ADS

-poverty at home

What to do?
-love the parents

-solving problems together with the parents

-enjoy love

-do well at school

-get education

-change yourself to the best – sport, music, books -changing the system of the youth politics

Современное общество требует осведомленной и компетентной личности, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Одной из главнейших задач, которую ставит перед собой каждый учитель – «формирование жизненных компетенций учеников: социальных, личных, жизненных, коммуникативных, интеллектуально-информационных.»[7]. Надо стремиться сделать каждый урок научным, интересным, захватывающим для учеников, в том числе и урок английского языка.

Литература:

  1. Китайгородская Г.А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам. ИЯШ №6, 1988.
  2. Колкер Я.М. Практическая методика обучения английскому языку. Учебное пособие. – Издательский центр «Академия», Москва, 2000.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года г. Сборник нормативных документов. Общее среднее образование. – М.: ПРО - ПРЕСС, 2002.
  4. Малова А.В. и др. Диалог культур. Развитие коммуникативной и лингвострановедческой компетенции учащихся. Английский язык. Изд-во «Панорама», г. Волгоград, 2006.
  5. Полат Е.С., Метод проектов на уроках иностранного языка, ИЯШ. – 2000., №2,3.
  6. Шошина М.Ю. Формирование познавательных мотивов на уроках иностранного языка, ИЯШ №8,2008.
  7. Штарина А.Г., Английский язык. Компетентностный подход в преподавании., изд – во «Учитель», г. Волгоград, 2008.
  8. Якиманская И.С. Личностно – ориентированно обучение в современной школе.- М., 1996.