Сценарий урока в 7-м классе с использованием биоадекватной методики. Тема: "Причины и суть Смутного времени"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Биоадекватную REAL методику в своей педагогической практике стала использовать после прохождения в марте 2005 года курсов доктора психологических наук, академика Н.В.Масловой «Теория и практика ноосферного образования в свете законов Мира. Биоадекватные технологии и здоровьесбережение», организованных в нашей гимназии при содействии РАЕН.

REAL методика дает возможность ребенку уйти от этих перегрузок на уроке. По форме данная методика релаксационно-активная и необычной, на первый взгляд, в ней кажется релаксация, но именно на этом этапе урока (9-10 минут) организм находится в состоянии отдыха и этого времени достаточно, чтобы дать новую информацию по изучаемой теме.

Главное происходит на следующем этапе урока, когда начинается выведение образа информации на уровень словесного описания, ведь каждый видел свой образ. Активность ребят, свободно воспроизводящих новую информацию по теме, просто поражает: мысль работает, желание поделиться - почти у каждого, равнодушных нет, идет эффективное осознание материала, складывается его целостное восприятие.  В ходе такой работы мы выявляем существенные моменты изучаемой темы, конкретизируем некоторые ее детали (как и на традиционном уроке), но дети совершенно иные: исчезает неуверенность, чувство страха ответить не так. После таких уроков дети не устают, время урока пролетает незаметно. И это при том, что данная методика помогает решить еще одну проблему: она в одинаковой степени вовлекает в работу обе половины мозга, а взаимодействие левого и правого полушария приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии.

Подготовка к такому уроку требует немало усилий: во-первых, учителю необходимо четко структурировать информацию для релаксации, не затягивать ее, находить интересные мыслеобразы; во-вторых, оптимально продумывать каждый этап урока, направлять обсуждение информации в А-фазе в нужном русле; в-третьих, создавать атмосферу доверия, заинтересованности (заинтриговать); учить детей расслабляться; убедить их в том, что это полезно и нужно прежде всего им.

Конспект урока

Тип урока:     

Вводный урок по теме с использованием биоадекватной методики.

Оборудование  урока:  

  • образон Смуты в России начала XVII века;
  • иллюстрация картины С.В.Иванова «В Смутное время»;
  • напечатанная на листах  словарная работа с новыми понятиями;
  • морские камушки (камни и конфеты);
  • компьютер, диск с релаксационной музыкой;
  • DVD фильм «Минин и Пожарский», телевизор;
  • карта.

Цель урока: способствовать целостному восприятию понятия «Смутное время в России в начале XVII века», причин его возникновения.

Задачи урока:

  • сформировать представление о сложной переходной исторической эпохе России начала XVII;
  • создать условия для целостного восприятия понятия Смута, причинах ее возникновения, содержании посредством проведения занятия в режиме REAL;
  • способствовать развитию творческого мышления мыслеобразами;
  • формирование умений систематизировать и размещать на образоне полученную в релаксации информацию, использовать ее при характеристике причин и содержания Смуты;
  • создать в процессе учебной деятельности атмосферу, стимулирующую творческий процесс познания.

Форма организации учебного процесса:

Используемая на уроке REAL – методика  по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации).

1 этап урока предполагает активизацию мыслительной деятельности учащихся посредством проведения фронтальной беседы о преемниках Ивана Грозного, подводящей их к пониманию (хотя и не озвучиванию) причин начавшегося в стране Смутного времени;

2 этап – получение новых знаний о причинах возникновения и содержании Смутного времени в состоянии релаксации; формирование мыслеобраза Смуты;

3 этап – формирование умения использовать полученные в релаксации знания: «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке (что видели);этап, когда абстрактная информация обретает характер личностного представления образа;

4 этап – закрепление полученной информации: сравнение образона учителя с рисунком и записями в тетради: дополнения, исправления, выводы;

5 этап – углубление понятия «Смута»;

6 этап – домашнее задание.

Класс обучается по учебнику А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII века»

I этап урока

Проверка домашнего задания

В форме фронтального опроса (очень динамично, как своеобразный «разогрев» перед погружением в новую тему):

  • Какой период в истории России мы изучаем?
  • Вспомним хронологию событий этого периода.
  • Когда умер Иван Грозный?
  • Кто становится русским царем?
  • А кто фактически правил вместо него? почему?
  • Какое тяжелое наследие досталось стране от Ивана Грозного?
  • Были ли еще дети у Ивана IV?
  • Что вы знаете об «угличской драме»?
  • Кто и каким образом становится новым царем после смерти Федора?
  • Какую бы характеристику вы дали Борису Годунову?
  • Как относилось к нему московская аристократия (бояре)?
  • Какие непредвиденные трудности возникают в начале его правления?
  • Каковы последствия голода?

Мы видим в какой сложной и тревожной обстановке вступает Россия в XVII столетие. В истории нашей страны этот период получил название «смутного времени»  или Смуты.

История Смутного времени и станет главной темой нашего изучения. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся  с понятием «Смута», ее причинами и сутью

Какие ассоциации вызывает у вас слово «смута», «смутное время»?

По ходу высказывания детей делаются записи на доске:

смутность - неясность, неотчетливость, неопределенность, нестабильность... В чем? Жизни - политической, социальной, экономической... неясность очертаний настоящего и будущего страны...

смутно - тревожно.

Прежде, чем продолжить разговор по теме сегодняшнего урока, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие...

II этап урока

Релаксация

Займите удобное положение. Закройте глаза. Расслабьте лицо, шею, плечи, тело, ноги...

Представьте себя на берегу океана, олицетворяющего жизнь в ее многообразии, постоянной текучести, изменчивости... Какие краски окружают вас? Какие звуки вы слышите?

Ощутите запах океана... (можно использовать морской освежитель воздуха) Вдохните свежего морского воздуха. Чувствуете прилив бодрости и сил? Измените что-нибудь вокруг, если вам хочется. Поблагодарите океан, пошлите ему свою любовь...

Вы останавливаетесь у небольшой лагуны истории России начала XVII века. Таинственный, сложный мир ее жизни открывается перед вашим взором...

Вы видите -  несколько камней-валунов отделяют лагуну от океана. Посмотрите внимательно:

  • на самом большом камне высвечивается информация - династический кризис, пресечение династии Рюриковичей;
  • на рядом лежащем валуне появляется другая информация - ослабление центральной власти (выборный царь);
  • на следующем камне - разруха, голод - последствия опричнины и неурожая;
  • и еще одна информация - дальнейшее закрепощение крестьян, усиление их гнета.

Среди камней-валунов мечется странная медуза. Приглядитесь к ней...Какого она размера? цвета? какие у нее щупальца? Пусть она станет для вас символом Смуты. Как изменяется медуза в ответ на вашу просьбу?

Видите, в центре купола медузы вспыхнуло слово «Смута». Вглядитесь в это слово, какие ощущения оно вызывает у вас? Поблагодарите медузу за то, что она согласилась стать для вас проводником в мир истории России начала XVII века.

А теперь посмотрите на ее щупальца. Они какие?

Их много, они разной величины, причудливо изгибаются, переплетаются - они питают Смуту... Пусть щупальца станут для вас содержанием Смуты.

Посмотрите, на них появляется информация:

  • на первом щупальце - мятежи, разбой, народные волнения;
  • на другом - самозванцы;
  • на третьем - борьба за верховную власть;
  • дальше - иностранная интервенция;
  • и следом - потеря государственной независимости;
  • нравственная «шаткость» населения - такова информация следующего щупальца;
  • особым цветом на последнем из них высвечивается информация - народное  ополчение, Минин и Пожарский.

А теперь, мысленно единым взором, окиньте берег океана, лагуну, охватите все образы, которые вы видели и информацию на них:

океан - символ жизни, ее  многообразия, текучести, изменчивости

лагуна - история России начала XVII века

камни-валуны - причины смуты:

  • династический кризис, пресечение династии Рюриковичей;
  • ослабление центральной власти (выборный царь);
  • разруха, голод - последствия опричнины и нерожая;
  • дальнейшее закрепощение крестьян, усиление их гнета.

медуза - Смута;

и ее щупальца - содержание Смуты:

  • мятежи, разбой, народные волнения;
  • борьба за верховную власть;
  • самозванцы;
  • иностранная интервенция;
  • потеря государственной независимости;
  • нравственная «шаткость» населения;
  • народное ополчение, Минин и Пожарский.


Посмотрите, лучи восходящего солнца озаряют лагуну, проникая вглубь ее вод. Скоро все изменится в этом маленьком мире...

Поблагодарите все образы, которые помогли вам познакомиться с историей Смуты. Попрощайтесь с ними и отпустите в прошлое.

А нам пора возвращаться. Почувствуйте, как ваши ноги, тело наливаются силой... Подвигайте ладонями, плечами. Поверните голову влево, вправо. Улыбнитесь, открывайте глаза и медленно возвращайтесь в класс.

III этап урока

Переработка (осмысление) информации. Активная фаза

  • Как прошло ваше путешествие?
  • Кто видел океан?
    • он был какой? опишите ваш океан... цвет, звуки, запахи...
    • вам удалось почувствовать свежий морской воздух? какие ощущения при этом вы испытали?
    • символом чего стал для вас океан?
    • как океан реагировал на вашу благодарность, любовь?
  • А кто видел лагуну? Она какая? Что вы видели в ней? Символом чего стала для вас лагуна?

Нарисуйте лагуну и все, что вы в ней видели, так как это вам запомнилось.

Далее продолжается беседа, в ходе которой ребята вспоминают полученную в релаксации информацию и размещают ее на своем рисунке (идет структурирование информации).

  • Как выглядели ваши камни-валуны? 
  • Символом чего они для вас стали?
  • Какая информация появилась на камнях?
  • А как информация появлялась?

Ребятам предлагается потрогать морские камушки:

Это, конечно, не камни-валуны, но они тоже оттуда, с морского берега...

  • Всем удалось увидеть медузу? символ - ? Смуты
  • Она какая? цвет, размер, форма...
  • Какие ощущения она у вас вызвала?
  • Какую информацию несли ее щупальца?

Закрепление мыслеобраза

Давайте посмотрим, как увидел лагуну и ее обитателей художник.

Ребятам предлагается рассмотреть образон Смуты, выполненный художником, и сверить свои записи с информацией, размещенной на нем.

Выясняется, что было упущено.

Содержание Смуты - это то, с чем нам предстоит познакомиться на следующих уроках

Детям дается домашнее задание: 

  1. Придумать и нарисовать свой образон Смуты и ее причин, разместив на нем полученную информацию или аккуратно оформить уже проработанный в классе.
  2.  Подумать на тем, почему я выбрала символом Смуты медузу? (неустойчива в форме, окраске, постоянно меняется, опасна - может своими щупальцами ожечь, но в неустойчивости ее слабость - любая сильная волна может просто выбросить ее на берег)

IV этап урока

Закрепление и углубление понятия «Смута»

Так что же такое Смута?

  1. Пробуют ответить дети.
  2. Словарная работа: предлагается прочесть несколько вариантов определения понятия, материал размещен на стенах кабинета (своеобразная физминутка: посмотрели вправо, посмотрели влево)

Смутное время (Смута) - термин для обозначения событий конца XVI - начала XVII вв в России. Введен русскими писателями XVII в, употреблялся историками в разное время.

В дореволюционной историографии (до 1917 г.) под «смутой» понималось «общее неповиновение, раздор между народом и властью»

В советское время термин «смута» был объявлен «ненаучным» и вместо него было введено, громоздкое наименование этого периода «крестьянская война и иностранная военная интервенция в России»

В настоящее время слово «смута» снова обрело гражданство в исторической науке.

Многие историки рассматривают Смуту, как первый страшный опыт гражданской войны - Вспомним, что означает слово гражданская война? - война между соотечественниками.

Словарная работа.

Конечно, и раньше Россия знала и народные восстания, и братоубийственные феодальные усобицы, но они всегда были ограничены и пространством, и количеством участников. Смута никого не оставила равнодушным и безучастным.

Вот как пишет об этом времени современный историк А.И. Плигузов:

И московский боярин, и провинциальный служилый человек, и купец, и вольный казак, и подневольный холоп, и дворянин, и простолюдин-ремесленник, и патриарх всея Руси - все были захвачены вихрем неожиданных и грозных событий, все оказались перед выбором, от которого зависело часто не просто благополучие, а сама жизнь.

Этот выбор приходилось делать в обстановке крайней неопределенности, нестабильности ситуации, при противоречивых слухах об одном и том же лице или событии.

При такой смутности политических очертаний «смутно» было и на душе русского человека. Свой часто роковой выбор он делал наугад, на ощупь, наудачу, потом в ужасе от него отказывался, выбирал и ошибался снова.

В  поисках выхода русские люди сначала готовы были признать ложь самозванца, надеясь с приходом очередного Лжедмитрия на восстановление твердого государственного порядка. Связывали свои надежды с соблазном принятия чужестранной династии и присягали на верность польскому королевичу Владиславу. Вовлекали, на свою беду, в русские дела иностранные державы - Польшу и Швецию, не замедлившие отнять у безвластной страны Смоленск и северо-западные земли.

Далеко не сразу, после целого ряда неудач и разочарований, лучшие люди того времени пришли к мысли, что единственный путь к восстановлению Российского государства лежит только через освобождение Москвы от поляков.

И поднялся русский народ...

Просмотр фрагмента кинофильма «Минин и Пожарский» (1939 г.)  1.20ч - 1.23ч

Пожарский:

Деды наши и друзи татар прогнали
Так не посрамим же их славу
Пусть знают дети наши и внуки наши,
И все русские люди, которые будут,
Что послужили мы Отечеству верно!

Минин:

Что крепка наша земля,
Что будет стоять она нерушимо. Навечно

Детям предлагаются конфеты - морские камушки - Попробуйте вкус истории, не такая уж она и горькая, как кажется порой

V этап урока

Домашнее задание §1-6п, § 2-1п

Закрепление полученных знаний.

Предлагается проверить себя, выполнив задание №1 к §1 в рабочей тетради с. 6