Цели: познакомить детей с пословицами, их ролью в жизни людей; работать над дикцией и скоростью чтения. Развивать устную связную речь, память внимание, логическое мышление, выразительное чтение. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: Демонстрационная карта с надписью «Пословицы», иллюстрация, книга, карточки с пословицами, рисунки учащихся к пословицам и подписи к ним, мяч, скакалка.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока вы должны прочитать её на карточке, которую я покажу очень быстро. Нужно успеть прочитать. (мгновенное чтение)
Итак, сегодня мы будем работать над пословицами.
III. Прочитаем пословицу, записанную на доске
(на доске) Пашню пашут, руками не машут.
– Что такое пашня?
– Как понимаете смысл данного выражения?
– Прочитайте пословицу по слогам, целыми словами, тихо, громко, медленно, убыстряя темп. (хоровое чтение)
– Какой звук повторяется чаще других?
– Дайте характеристику данному звуку.
– Потренируемся в его произношении в чистоговорках.
Ши-ши-ши- что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше- это утка в камыше.
Ша-ша-ша- выходи из камыша.
Ше-ше-ше- нет уж утки в камыше.
IV. Что такое пословица?
Пословица – это вид, жанр устного народного творчества. Краткое поучительное изречение. Пословица учит, советует, наставляет, предупреждает. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится более яркой, образной, красивой. Пословицы появились в речи очень давно. Более 300-х лет назад. Их также как и сказки, песни передавали из поколения в поколение. О пословицах говорили так:
(на доске)
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица недаром молвится.
Старая пословица век не сломится.
Глупая речь не пословица.
Пословица всем делам помощница.
(разные виды чтения «про себя», вполголоса, по одному вслух)
– Как вы понимаете смысл последней пословицы?
– Пословицы можно разделить на группы. О чём бывают пословицы?
(о труде, о матери , о дружбе и т. д.)
– А какую пословицу вам напомнила эта иллюстрация? (на доске иллюстрация «Без труда не вынешь рыбку из пруда».)
– К какой группе она относится? Почему? Как вы её понимаете?
V. Физминутка
VI. Какие пословицы, какой группы вам напомнил этот предмет?
Вам было дано индивидуальное задание подобрать пословицы об учении.
Прочитайте, какие пословицы подобрали?
– А когда интереснее читать книги, добывать знания одному или вместе с друзьями?
– У вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте все пословицы и выберите пословицы о дружбе. (работа в парах.)
– Какая пословица о дружбе понравилась больше всего? Почему?
VII. Несколько учащихся нарисовали к пословицам рисунки
Они находятся на доске. Рассмотрите их и подберите к ним подписи.
VIII. Мы узнали, что пословицу можно прочитать, нарисовать, а можно и показать
(Сценка. За столом сидит ученик и выполняет домашнее задание. К нему подходит девочка со скакалкой и зовёт поиграть. Ученик отказывается. Девочка уходит. Затем к нему подходит мальчик с мячом и тоже зовёт поиграть. Ученик снова отказывается. Закончив работу, мальчик закрывает тетрадь и идёт играть.)
– Как вы думаете какую пословицу можно сказать в конце? (Кончил дело, гуляй смело.)
IX. С пословицами можно и поиграть
- составить пословицу из двух частей
- составить пословицу из отдельных слов
(работа в группах)
X. Итог урока
– Сегодня на уроке многое узнали о пословицах.
– Что такое пословица? О чём они бывают? Какие пословицы запомнили? Какой вид работы понравился больше всего?
– Закончить наш урок я хочу такой пословицей «Ученье свет, а не ученье тьма».