Проблематизация учебной деятельности. Тема: "Решение текстовых задач" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • формирование внутренней мотивации к учению – через организацию самостоятельной деятельности учащегося;
  • развитие математических способностей, логического мышления, внимания;
  • повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Действия учителя Действия учащихся
I. Самоопределение в деятельности
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Решать, считать, думать.
— Вы готовы? — Да.
— Приступаем.  
II. Организационный момент
Мотивация и включение в учебную деятельность на содержательном уровне.
1. На доске учитель вычерчивает таблицу для проверки индивидуальной работы.
 
6+2     7
8-3 8
7+1 5
5+3 7
10-3 8
9-2 9
6+3 8
Дети соединяют пример с ответом стрелкой.
1 ученик у доски.
2. Математический диктант
5 увеличить на 1
10 уменьшить на 1
Показать ответ карточкой
Учащиеся обобщают имеющиеся знания об увеличении и уменьшении числа на 1
1 слагаемое 4, второе слагаемое 3. Чему равна сумма?
8+2
6-3
Называют действие, при котором название компонентов: слагаемое, слагаемое, сумма.
Задача на смекалку.
За кустом сидят зайчата. Торчат 4 ушка. Сколько зайчат за кустом?
 
3. Предлагаю выполнить задание из учебника стр.57 №5 Дети составляют по 2 равенства и неравенства:
6+2=8
8-6=2
4+2=6
6-4=2
6 < 8
8 > 2
6-2 < 8
4+2 < 8
III. Проверка индивидуальной работы по карточкам
Учитель соединяет на доске стрелкой пример с ответом Дети цепочкой называют ответы
4. Игра « Угадай число»
Учитель показывает карточку, называя одно число в примере.
5 -  = 7
9 -  = 7
6 +  = 9
 + 3 = 5
Дети должны догадаться, какое это число и показать соответствующую карточку. Затем прочитать пример.
— Как называются числа при сложении?  
IV. Физминутка
Ветер сильно вдруг подул,
Листья с дерева смахнул,
Закружились листья все
Прилетели все к земле.
Руки вверх – наклоны
Руки вперёд – слева направо
Дети кружатся
Присели
V. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию
Читаю текст:
Белочка и ёжик собирали грибы. Белочка нашла 5 грибов. Сколько грибов нашёл ёжик?
 
— Можем решить задачу? Нет.
— Почему? — Ничего не сказано о еже.
Изменяю текст:
Белочка и ёжик собирали грибы. Белочка нашла 5 грибов, а ёжик на 2 гриба больше. Сколько грибов нашёл ёжик?
 
— А теперь можете ответить на вопрос задачи? — Да.
— Можно назвать задачей ?
— Докажите, что это задача.
В задаче: условие вопрос, решение, ответ.
Вывешиваю таблицы:
Условие
Вопрос
Решение
Ответ
Дети повторяют задачу и называют решение, ответ.
VI. Актуализация знаний
Учитель читает два текста.
1. На вазе было 4 яблока. За обедом съели 3 яблока.
2. На вазе было 4 яблока. За обедом съели 3 яблока. Сколько яблок осталось?
 
— Какой из этих текстов можно назвать задачей?
— Докажите.
Дети называют задачу и доказывают правильность ответа.
— Решите задачу.
— Назовите ответ.
Дети решают задачу.
2 уч-ся на закрытых досках.
Работа по учебнику стр.56 задача № 1, 2
На доске 2 схемы. (схема 1, схема 2 — Приложение 1)
Дети читают задачу по вариантам.
Указать, какая схема относится к 1-й задаче, а какая ко 2-й
—Проверяем решение .
Находят нужную схему к задаче своего варианта ивыкладывают решение карточками на парте
Задача № 3 – коллективно (в обычной тетради)  
VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Тетрадь на печатной основе стр.27 Дополнить условие, поставить вопрос и решить задачу.
VIII. Итог урока
Игра «Раскрась клоуна»Работа в тетради на печатной основе стр.28 Решить примеры, раскрасить карточки с примерами.
IX. Рефлексия
— Какова была цель нашего урока?
— Справились ли мы с ней?
Соотносят цель и результат действия.
— Давайте вспомним алгоритм решения задачи. Проговаривают этапы решения задачи.

Литература:

  1. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика 1 класс», М. «Просвещение», 2007
  2. Программа «Школа России» М. «Просвещение». 2008

Схемы задач — Приложение 1.