Тема: Обобщение изученного
Цель:
- формировать интерес к предмету истории и обществознания
- повторить, закрепить знания, полученные на уроках
- развивать устную речь детей; обогащать словарный запас; развивать память, внимание.
Оборудование:
- на плакате слова «Каждый человек должен знать и помнить прошлое своей семьи, своего города, своей страны»
- картины по развитию речи
- плакат «Река времени» (Приложение 1)
Класс разделен на три команды, выбирают капитанов команд и название команд. Жюри оценивает ответы команд.
Учитель: Ребята, в 3 классе у нас появился новый предмет – это вводный курс истории и обществознания «Мое отечество». В течение всего года вы с интересом изучали, узнавали новое о нашей Родине, потому что (читаем плакат) «Каждый человек должен знать и помнить прошлое своей семьи, своего города, своей страны» Удачи вам, участники КВНа!
I. Разминка (каждой команде один вопрос)
- У каждого человека есть своя ____ (Родина)
- Прошлое и настоящее страны изучает наука ____(История)
- В какой стране мы живем? (Россия)
- Ее столица ____ (Москва)
- В какой республике мы живем? (Татарстан)
- Ее столица ____.(Казань)
- Президент России
- Президент Татарстана
- Мэр г. Нижнекамска
- Обязательные правила поведения людей в обществе это ____.(законы)
- Они записаны в ____ (Конституции страны)
- Как люди измеряют историческое время? Что такое век, эра?
II. Восстановить реку времени (название, время) Приложение 1
III. Знаете ли Древнюю Русь?
Вопрос 3 команде
- Кто жил в Древней Руси? (Восточные славяне- предки русского, украинского и белорусского народов)
- Как называли правителей в Древней Руси? (князья)
- Кто был первым князем? (Князь Олег, 882г.)
- У жителей Древней Руси было много врагов, кто они? (степняки- кочевники, немецкие, шведские рыцари)
- В 1242 г. На льду Чудского озера произошло решающее сражение, оно получило название …(Ледовое побоище)
- А командовал князь …..(Александр Невский)
- Какие знаменитые слова он произнес? («Кто к нам с мечем придет, от меча и погибнет. На том стояла, стоит и будет стоять земля русская»)
IV. Конкурс капитанов по теме «Золотая Орда»
- Как зовут человека, который силою, жесткостью, хитростью, коварством подчинил степные племена и создал из них лучшую армию завоевателей? (Чингисхан)
- Какой хан пришел на русскую землю? (хан Батый, внук Чингисхана)
- На восточных границах русских земель Батый создал сильное государство, какое? (Золотая Орда)
- В какого бога верили жители Золотой Орды? (Аллах)
- Священная книга мусульман? (Коран)
- Религия распространенная в Золотой Орде? (Ислам)
- Последователей исламской религии называют? (мусульмане)
- Что платили русские князья Золотой Орде? (дань)
- Как долго находилась русская земля под игом Золотой Орды? (200 лет)
- На Куликовом поле встретились русские и ордынские войса. Кто возглавлял русские войска? (Дмитрий Донской)
- Кто возглавлял ордынские войска? (хан Батый)
- Когда это было? (1380г.)
Учитель: Но, к сожалению, это была не окончательная победа. Лишь через 100 лет, правнук Дмитрия Донского - Иван III в конце XV века объединил под властью Москвы многие русские земли и избавил от татаро- монгол. С этого времени начались новые времена – времена Московского государства.
V. «Угадай-ка»
Определи по реке времени события, имена великих людей отраженные на картинках. Приложение 2
- Александр Невский
- Чапаев
- Кутузов
- Мы - дети Земли
- Никто не забыт, ничто не забыто
- Крепостная неволя
- Усадьба помещика
Песня в исполнении детей «Гулял по Уралу Чапаев герой»
О ком или о чем говорится?
1
Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы пионеры - дети рабочих
Близится эра светлых годов
Клич пионера: «Всегда будь готов»2
Дремлет притихший северный город
Низкое небо над головой..
Что тебе снится, крейсер «Аврора»
В час, когда утро встает над Невой3
Мы по солнцу сверяем маршрут
Верим в нашу мечту беззаветно
На борьбу и на труд нас по жизни ведут
Коммунисты XX века.
Учитель Дорогие ребята, вы молодцы! Все великие люди любили землю русскую – и вам ее беречь, хранить, приумножать.
А пока жюри подводит итоги, мы исполним песню «Улица мира»
Жюри награждает победителей.