Цель:
- Дать понятие о пищевой сети, экологической пирамиде;
- Обобщить знания ребят о лесе, как природном сообществе;
- Развивать чувственное восприятие окружающего мира.
Оборудование: Картины, макет леса, ветки деревьев, т.с.о - телевизор, магнитофон, микрофоны.
Ход урока
Звучит музыка, участники (дети) входят в класс и рассаживаются.
Ведущая: Начинаем детскую научную пресс конференцию.
Тема конференции: «Лес – это природное сообщество, охрана леса».
На эту конференцию прибыли: ученые – ботаники, зоологи, биологи, экологи. Так же присутствуют представители прессы: журналисты, корреспонденты, сотрудники журнала «Юный натуралист», члены клуба «Кактус» и гости.
Эту встречу ведет Климова Светлана Анатольевна.
Разрешите представить спонсоров этой конференции:
- Ткаченко Валентина Васильевна – директор школы №9
- Каверзина Любовь Антоновна – завуч школы № 9
Наш телефон: 56 – 7 – 85
И так начинаем работу.
Познакомимся с планом:
- Почему лес называют природным сообществом? Какие ярусы есть в лесу?
- Какая взаимосвязь растительного мира и животными?
- Как человек должен охранять лесное сообщество?
Ведущая: Нет на Земле человека, который бы не встречался с лесом. Я приглашаю Вас побывать в лесу, прикоснуться к его сокровенным тайнам, заглянуть в его сердце. И подумать, как взять от природы все необходимое человеку и при этом сохранить ее! Чтобы она одаривала человека своими богатствами и красотой.
Ученица читает стихотворение «Когда ты идешь по тропинке лесной».
Слово предоставляется журналисту Лобычиной Юле:
Я очень часто бываю в лесу. И лес удивляет меня постоянно. Ведь это огромная семья различных растений: деревьев, кустарников, травы, мхов, грибов. Именно так бы я назвала лес. Но я постоянно задаю вопрос: «Не мешают ли расти друг другу растения леса?»
Лес – это природное сообщество, это значит, что все его обитатели живут совместно с растениями и тесно связаны между собой. Главная особенность леса – это приспособленность всех растений к совместному обитанию с животным миром.
Ни один луч солнца не пропадает даром в лесу.
Свет – главное условие жизни растения.
Лес – не случайное собрание растущих вместе деревьев, кустарников, трав.
Лес – это растительное сообщество. Деревья, выросшие в лесу, имеют высокую крону, ствол лишен сучьев, крона похожа на шапку. Благодаря близкому соседству друг от друга лесные деревья затеняют друг друга с боков, тянутся вверх, как бы подгоняя себя в росте.
Асташов Е. – ботаник: А я хочу внести некоторые сведения о лесе.
Ученые ботаники подсчитали, что 8 деревьев из 10 растут у нас в не просто в лесах, а в тайге.
Богата наша сибирская тайга. Из нее можно соорудить деревянный мост до Луны, а хвоей покрыть всю нашу планету. Тайга – это сказочный терем, здесь можно встретить все ярусы деревьев.
Верхние – деревья, ниже – кустарники, еще ниже - травы, мхи, лишайники.
(Включаем видеофильм – эпизод – лес – природное сообщество)
Покин М. – ведущий лесничий: Какие растения разных ярусов Вы видите на макете?
Участники рассказывают о деревьях, кустарниках, травах, которые видят на макете.
Работники леса рассказывают о лесе:
- Анисимов С. – кедр;
- Лобычина Ю. – береза;
- Смакотин Ж. – сосна;
- Клименко А. – боярышник;
- Аласкирова А. – ель;
- Коссинская Н. – рябина;
- Кайтанов В. – черемуха;
- Голова Н. – черника, брусника.
Справка о высоте деревьев
- Пихта 50-60 м
- Береза 20 м
- Сосна 40-50 м
- Кедр до 35 м
- Ель 30-40 м
- Рябина 10-12 м
- Шиповник до 2,5 м
Масюк М. – член клуба «Кактус»: К какому ярусу относятся молодые деревья?
Биолог Пахотнова Л.: А давайте поразмыслим с Вами. Молодые деревья нельзя отнести к ярусам. Ведь среди них есть совсем маленькие деревья, которые едва заметны в траве. Все вместе они образуют подрост. Это будущий лес!
Представитель клуба «Кактус» Масюк М.: А как же корни размещаются под землей?
Биолог Пахотнова Л.: Корни тоже расположены этажами – самые глубокие у деревьев, самые короткие у трав (у мхов нет корней).
Боброва Ю. – журналист, редактор журнала «Юный натуралист»: Мне по душе лиственный лес, в нашем крае есть и чистые березовые рощи. В этих лесах листья играют в лучах солнца. У каждого дерева свои цветы и плоды. Глаза разбегаются от богатства красок листьев. Сколько известных поэтов прославляют русский лес:
Люблю я пышное природы увяданье
в багрец и золото одетые леса...
Как дышится в лесу!
Как льдинки горлом льются!
Как будто пьешь росу
Из блещущего блюдца!
Дочитывает стихотворение уч-ся Киселев «В лесу» стр.36
Ведущая: Давайте отправимся в лес не за грибами и не за ягодами, а за чудесами. Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим удивит Вас!
Бирюкова Ю – биолог: Вот протянул руку к листику и он вспорхнул и улетел, то бабочка была! Лесных чудес будет все больше и больше, если Вы полюбите природу, она откроет свои тайны.
Ведущая: Прекрасные наблюдения у нашего биолога.
Ведь наш народ сложил пословицы:
- Люби лес, природу – будешь мил народу.
- Враг природе тот, кто лес не бережет.
- Рощи да леса – всему краю краса.
- Лес да цветы – зеленое царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.
Представитель лесничества Голова Н.: Мы живем в лесной полосе, нас окружает тайга. Тайга - это сказочный терем, здесь можно встретить и белку, волка. медведя, лося и лису, зайца и тетерева, птиц.
Тайга - это зоопарк наоборотКакой жизнью живут звери в тайге?
А в сибирском зоопарке
Знайте - все наоборот!
Нет ни клеток, ни решеток,
Ни заборов, ни ворот
Зоолог Боброва М.: Звери живут в тайге очень сложной жизнью. Все жители тайги таятся в своих жилищах.
Ведущая: Игра «Сеть жизни»:
Все дети встают в круг, ведущий держит клубок ниток
Давайте познакомимся с правилами жизни леса
- В лесу живут растения, животные, грибы, которые приспособились жить друг возле друга.
- В пространстве объекты леса распределены по ярусам.
- В лесу животный мир зависит от пищевых связей, где первым звеном всегда будут растения.
- На основе пищевых цепочек образуются пищевые сети.
(учебник стр.44 - иллюстрации)
Осинка - заяц Сосна - дятел, клест Малина - медведь Кедр - белка, кедровка |
Кто питается корой или древесиной осины? |
В лес пришли охотники и перебили хищных зверей (дети опускают нити и уходят)
Пищевая связь нарушена.
Вывод - 4 правило.
Ведущая: Весь лес от верхушки деревьев до земли заселен животными. Не хватило бы нашей экскурсии, чтобы перечислить обитателей леса. Они все разные. А можно ли их как-то поделить?
Зоолог Боброва Ю.: Животные леса разделяются на группы по их отношению к пище:
- Растительноядные - мухи, бабочки, жуки, лось, олень, белка.
- Всеядные - медведь, кабан, ворона, сорока.
- Хищники - волки, лисы, муравьи, б.коровки, сокол, сова, филин, ястреб.
Легче в лесу прожить всеядным.
Участник конференции Кравченко Л.: Бывая в лесу, нельзя не заметить грибы. Их можно увидеть и под березой и в траве. Разгребешь траву, а их целое семейство! Грибной запах таит в себе много загадок. А нужны ли лесу грибы? И какова роль грибов в лесном сообществе?
Ученые Масюк М., Покин М.: Наука о грибах называется - микология.
Грибы размножаются спорами. Неглубоко от поверхности земли ветвится аккуратная грибница, на нитях которых и вырастают грибы.
Среди множества грибов, есть грибы трубчатые (это белые грибы, березовики, подосиновики, маслята, моховики). Есть грибы пластичные, у которых к низу шляпки есть тончайшие пластинки.
Встречаются грибы из семейства ежевиковых, сумчатых – это первенцы весны – сморчки, есть грибы дождевики.
Грибы зарождаются в грибнице. Вот почему грибы надо аккуратно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Как она выглядит? Давайте нитку в 2 м старательно перепутаем и прихлопнем ладонью. Вот и готов макет грибницы. Грибница питается и образуется на ней грибные узелки.
В засушливое время грибница высыхает и становится похожа на пучок сена, но стоит пойти дождю, как грибница оживает.
Из каких частей состоит гриб? Какие Вы знаете съедобные и несъедобные грибы? Какое значение имеют для леса грибы? |
Памятка сбора грибов
- Срезать грибы ножом, чтобы не повредить грибницу.
- Не собирать грибы, которых не знаешь.
- Не сшибай несъедобные грибы, помни, что они нужны лесу.
Вывод: Много грибов в лесу, показатель экологической чистоты леса.
Ведущая:
В лесу обитают животные, приспособленные к лесной жизни, т.е. все они живут сообща.
Многообразие птиц, обилие грибов, цветов, насекомых в лесу – это показатель экологического благополучия природной среды.
Какое же решение, вывод мы должны сделать?
Журналисты, участники, ученые:
Человек должен беречь и любить природу: лес, животных. птиц, насекомых и охранять их
Зачитывают стихи:
Я сорвал цветок и он увял
Я поймал мотылька – и он умер
умер у меня на ладони
И когда я понял, что прикоснуться
к красоте можно только сердцем
Ягоды берете аккуратно,
Не топчите зря куски,
Чтоб сюда другие люди
После Вас могли прийти
Нор звериных, птичьи гнезда,
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
хорошо живется с нами рядом
Все, все – на свете,
На свете все нужны:
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд
Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики
Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб они за слабого сражались
Ведущая: А знаете ли Вы правила природы?
- Не разоряй птичьи гнезд.
- Не лови зверей и не приноси их домой.
- Не рви много цветов.
- Не ломай деревья, не жги костры.
- Не убивай змей.
- Ходи только по тропинкам.
Народная мудрость гласит: Один человек – оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча - пустыню.
Поэтому:
Берегите эти земли, эти воды
Даже маленькую былиночку любя
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
К нам на пресс конференцию прибыла Почемучка справка:
Знаете ли Вы?
- Лес – это непросто скопление деревьев – это сложная экологическая система?
- Лес здоров, если на каждый гектар приходится по крайней мере 4 муравейника Установлено учеными, что если бы лес остался без муравьев, то урон нанесенный вредителями сравнился бы с пожаром?
- Знаете ли Вы, что зеленые насаждения с одного га за один час поглощает 3 кг углекислого газа. Представьте, сколько углекислого газа заберут растения за 12 час, за сутки?
- Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания 3-х человек. Представьте: Сколько кислорода получат люди, животные в хвойном лесу?
И так в заключении выносим решение: Человек должен относиться к лесу бережно, Озеленять парки, сады, вести охранную работу. Это – долг каждого человека!
Собрать пословицу:
Мало леса | посади | нету леса |
не руби | много леса | береги! |
Интервью журналистов:
- Что делают экологические организации по охране природы?
- Каким сообществом является наш лес?
- Когда было основано Всероссийское общество охраны природы? (В 1924 г.)