Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Дать понятие о пищевой сети, экологической пирамиде;
  • Обобщить знания ребят о лесе, как природном сообществе;
  • Развивать чувственное восприятие окружающего мира.

Оборудование: Картины, макет леса, ветки деревьев, т.с.о - телевизор, магнитофон, микрофоны.

Ход урока

Звучит музыка, участники (дети) входят в класс и рассаживаются.

Ведущая: Начинаем детскую научную пресс конференцию.

Тема конференции: «Лес – это природное сообщество, охрана леса».

На эту конференцию прибыли: ученые – ботаники, зоологи, биологи, экологи. Так же присутствуют представители прессы: журналисты, корреспонденты, сотрудники журнала «Юный натуралист», члены клуба «Кактус» и гости.

Эту встречу ведет Климова Светлана Анатольевна.

Разрешите представить спонсоров этой конференции:

  • Ткаченко Валентина Васильевна – директор школы №9
  • Каверзина Любовь Антоновна – завуч школы № 9

Наш телефон: 56 – 7 – 85

И так начинаем работу.

Познакомимся с планом:

  • Почему лес называют природным сообществом? Какие ярусы есть в лесу?
  • Какая взаимосвязь растительного мира и животными?
  • Как человек должен охранять лесное сообщество?

Ведущая: Нет на Земле человека, который бы не встречался с лесом. Я приглашаю Вас побывать в лесу, прикоснуться к его сокровенным тайнам, заглянуть в его сердце. И подумать, как взять от природы все необходимое человеку и при этом сохранить ее! Чтобы она одаривала человека своими богатствами и красотой.

Ученица читает стихотворение «Когда ты идешь по тропинке лесной».

Слово предоставляется журналисту Лобычиной Юле:

Я очень часто бываю в лесу. И лес удивляет меня постоянно. Ведь это огромная семья различных растений: деревьев, кустарников, травы, мхов, грибов. Именно так бы я назвала лес. Но я постоянно задаю вопрос: «Не мешают ли расти друг другу растения леса?»

Лес – это природное сообщество, это значит, что все его обитатели живут совместно с растениями и тесно связаны между собой. Главная особенность леса – это приспособленность всех растений к совместному обитанию с животным миром.

Ни один луч солнца не пропадает даром в лесу.

Свет – главное условие жизни растения.

Лес – не случайное собрание растущих вместе деревьев, кустарников, трав.

Лес – это растительное сообщество. Деревья, выросшие в лесу, имеют высокую крону, ствол лишен сучьев, крона похожа на шапку. Благодаря близкому соседству друг от друга лесные деревья затеняют друг друга с боков, тянутся вверх, как бы подгоняя себя в росте.

Асташов Е. – ботаник: А я хочу внести некоторые сведения о лесе.

Ученые ботаники подсчитали, что 8 деревьев из 10 растут у нас в не просто в лесах, а в тайге.

Богата наша сибирская тайга. Из нее можно соорудить деревянный мост до Луны, а хвоей покрыть всю нашу планету. Тайга – это сказочный терем, здесь можно встретить все ярусы деревьев.

Верхние – деревья, ниже – кустарники, еще ниже - травы, мхи, лишайники.

(Включаем видеофильм – эпизод – лес – природное сообщество)

Покин М. – ведущий лесничий: Какие растения разных ярусов Вы видите на макете?

Участники рассказывают о деревьях, кустарниках, травах, которые видят на макете.

Работники леса рассказывают о лесе:

  • Анисимов С. – кедр;
  • Лобычина Ю. – береза;
  • Смакотин Ж. – сосна;
  • Клименко А. – боярышник;
  • Аласкирова А. – ель;
  • Коссинская Н. – рябина;
  • Кайтанов В. – черемуха;
  • Голова Н. – черника, брусника.

Справка о высоте деревьев

  • Пихта 50-60 м
  • Береза 20 м
  • Сосна 40-50 м
  • Кедр до 35 м
  • Ель 30-40 м
  • Рябина 10-12 м
  • Шиповник до 2,5 м

Масюк М. – член клуба «Кактус»: К какому ярусу относятся молодые деревья?

Биолог Пахотнова Л.: А давайте поразмыслим с Вами. Молодые деревья нельзя отнести к ярусам. Ведь среди них есть совсем маленькие деревья, которые едва заметны в траве. Все вместе они образуют подрост. Это будущий лес!

Представитель клуба «Кактус» Масюк М.: А как же корни размещаются под землей?

Биолог Пахотнова Л.: Корни тоже расположены этажами – самые глубокие у деревьев, самые короткие у трав (у мхов нет корней).

Боброва Ю. – журналист, редактор журнала «Юный натуралист»: Мне по душе лиственный лес, в нашем крае есть и чистые березовые рощи. В этих лесах листья играют в лучах солнца. У каждого дерева свои цветы и плоды. Глаза разбегаются от богатства красок листьев. Сколько известных поэтов прославляют русский лес:

Люблю я пышное природы увяданье
в багрец и золото одетые леса...

Как дышится в лесу!
Как льдинки горлом льются!
Как будто пьешь росу
Из блещущего блюдца!

Дочитывает стихотворение уч-ся Киселев «В лесу» стр.36

Ведущая: Давайте отправимся в лес не за грибами и не за ягодами, а за чудесами. Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим удивит Вас!

Бирюкова Ю – биолог: Вот протянул руку к листику и он вспорхнул и улетел, то бабочка была! Лесных чудес будет все больше и больше, если Вы полюбите природу, она откроет свои тайны.

Ведущая: Прекрасные наблюдения у нашего биолога.

Ведь наш народ сложил пословицы:

  • Люби лес, природу – будешь мил народу.
  • Враг природе тот, кто лес не бережет.
  • Рощи да леса – всему краю краса.
  • Лес да цветы – зеленое царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.

Представитель лесничества Голова Н.: Мы живем в лесной полосе, нас окружает тайга. Тайга - это сказочный терем, здесь можно встретить и белку, волка. медведя, лося и лису, зайца и тетерева, птиц.

Тайга - это зоопарк наоборот
А в сибирском зоопарке
Знайте - все наоборот!
Нет ни клеток, ни решеток,
Ни заборов, ни ворот
Какой жизнью живут звери в тайге?

Зоолог Боброва М.: Звери живут в тайге очень сложной жизнью. Все жители тайги таятся в своих жилищах.

Ведущая: Игра «Сеть жизни»:

Все дети встают в круг, ведущий держит клубок ниток

Давайте познакомимся с правилами жизни леса

  • В лесу живут растения, животные, грибы, которые приспособились жить друг возле друга.
  • В пространстве объекты леса распределены по ярусам.
  • В лесу животный мир зависит от пищевых связей, где первым звеном всегда будут растения.
  • На основе пищевых цепочек образуются пищевые сети.

(учебник стр.44 - иллюстрации)

Осинка - заяц
Сосна - дятел, клест
Малина - медведь
Кедр - белка, кедровка
Кто питается корой или древесиной осины?

 

В лес пришли охотники и перебили хищных зверей (дети опускают нити и уходят)

Пищевая связь нарушена.

Вывод - 4 правило.

Ведущая: Весь лес от верхушки деревьев до земли заселен животными. Не хватило бы нашей экскурсии, чтобы перечислить обитателей леса. Они все разные. А можно ли их как-то поделить?

Зоолог Боброва Ю.: Животные леса разделяются на группы по их отношению к пище:

  • Растительноядные - мухи, бабочки, жуки, лось, олень, белка.
  • Всеядные - медведь, кабан, ворона, сорока.
  • Хищники - волки, лисы, муравьи, б.коровки, сокол, сова, филин, ястреб.

Легче в лесу прожить всеядным.

Участник конференции Кравченко Л.: Бывая в лесу, нельзя не заметить грибы. Их можно увидеть и под березой и в траве. Разгребешь траву, а их целое семейство! Грибной запах таит в себе много загадок. А нужны ли лесу грибы? И какова роль грибов в лесном сообществе?

Ученые Масюк М., Покин М.: Наука о грибах называется - микология.

Грибы размножаются спорами. Неглубоко от поверхности земли ветвится аккуратная грибница, на нитях которых и вырастают грибы.

Среди множества грибов, есть грибы трубчатые (это белые грибы, березовики, подосиновики, маслята, моховики). Есть грибы пластичные, у которых к низу шляпки есть тончайшие пластинки.

Встречаются грибы из семейства ежевиковых, сумчатых – это первенцы весны – сморчки, есть грибы дождевики.

Грибы зарождаются в грибнице. Вот почему грибы надо аккуратно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Как она выглядит? Давайте нитку в 2 м старательно перепутаем и прихлопнем ладонью. Вот и готов макет грибницы. Грибница питается и образуется на ней грибные узелки.

В засушливое время грибница высыхает и становится похожа на пучок сена, но стоит пойти дождю, как грибница оживает.

Из каких частей состоит гриб?

Какие Вы знаете съедобные и несъедобные грибы?

Какое значение имеют для леса грибы?

Памятка сбора грибов

  1. Срезать грибы ножом, чтобы не повредить грибницу.
  2. Не собирать грибы, которых не знаешь.
  3. Не сшибай несъедобные грибы, помни, что они нужны лесу.

Вывод: Много грибов в лесу, показатель экологической чистоты леса.

Ведущая:

В лесу обитают животные, приспособленные к лесной жизни, т.е. все они живут сообща.

Многообразие птиц, обилие грибов, цветов, насекомых в лесу – это показатель экологического благополучия природной среды.

Какое же решение, вывод мы должны сделать?

Журналисты, участники, ученые:

Человек должен беречь и любить природу: лес, животных. птиц, насекомых и охранять их

Зачитывают стихи:

Я сорвал цветок и он увял
Я поймал мотылька – и он умер
умер у меня на ладони
И когда я понял, что прикоснуться
к красоте можно только сердцем

Ягоды берете аккуратно,
Не топчите зря куски,
Чтоб сюда другие люди
После Вас могли прийти

Нор звериных, птичьи гнезда,
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
хорошо живется с нами рядом

Все, все – на свете,
На свете все нужны:
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд

Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики
Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб они за слабого сражались

Ведущая: А знаете ли Вы правила природы?

  1. Не разоряй птичьи гнезд.
  2. Не лови зверей и не приноси их домой.
  3. Не рви много цветов.
  4. Не ломай деревья, не жги костры.
  5. Не убивай змей.
  6. Ходи только по тропинкам.

Народная мудрость гласит: Один человек – оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча - пустыню.

Поэтому:

Берегите эти земли, эти воды
Даже маленькую былиночку любя
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя

К нам на пресс конференцию прибыла Почемучка справка:

Знаете ли Вы?

  1. Лес – это непросто скопление деревьев – это сложная экологическая система?
  2. Лес здоров, если на каждый гектар приходится по крайней мере 4 муравейника Установлено учеными, что если бы лес остался без муравьев, то урон нанесенный вредителями сравнился бы с пожаром?
  3. Знаете ли Вы, что зеленые насаждения с одного га за один час поглощает 3 кг углекислого газа. Представьте, сколько углекислого газа заберут растения за 12 час, за сутки?
  4. Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания 3-х человек. Представьте: Сколько кислорода получат люди, животные в хвойном лесу?

И так в заключении выносим решение: Человек должен относиться к лесу бережно, Озеленять парки, сады, вести охранную работу. Это – долг каждого человека!

Собрать пословицу:

Мало леса посади нету леса
не руби много леса береги!

Интервью журналистов:

  1. Что делают экологические организации по охране природы?
  2. Каким сообществом является наш лес?
  3. Когда было основано Всероссийское общество охраны природы? (В 1924 г.)