Урок математики в 6-м классе "Подобные слагаемые"

Разделы: Математика


Цели:

  • Обучающая цель: Выработать прочные навыки преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых.
  • Воспитательная цель: Воспитание бережного отношения к природе, формирование у школьников потребности участия в полезной деятельности охраны природы.
  • Развивающая цель: развитие интереса учащихся к математике через взаимосвязь с окружающим миром; развитие творческого, критического интегративного мышления, развитие самостоятельности.

Задачи:

  • способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы;
  • формирование умений работы в паре, развитие «здоровой» конкуренции среди учащихся;
  • помочь учащимся увидеть результаты своего труда;
  • развивать логическое мышление.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карта района, 3 флажка, таблички с ответами:  30; -50; 103; нет; карточки; компьютер,  слайды с фотографиями растений, животных.

Пояснение к уроку: Урок проводился по учебнику «Математика 6»: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 21-е изд., стреотип. – М.: Мнемозина, 2007. –288 с. : ил. Во время недели экологии.  Местонахождения  заказников на карте района отмечается постепенно флажками по ходу урока.

ХОД УРОКА

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Подобные слагаемые». Мы продолжим преобразовывать буквенные выражения путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых, а также совершим экскурсию по удивительным местам нашей малой Родины – заказникам.

Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова местного поэта:

Рудня! Край ты мой чудесный!
Очень, очень интересный!
Со старины до наших дней
Всех краев ты нам милей!

Земля… Какая она?.. У каждого человека есть место, где он родился, где прошло его детство, где впервые познали красоту природы родного края, пение птиц, плеск воды в родной реке, дивный запах сосен. Как богат наш уголок России красивыми местами.

В нашей области 19 заказников. В районе – их три.

Итак, мы начинаем экскурсию и выходим из Рудни по направлению к заказнику «Терсинская лесная дача». Кто быстрей дойдет до заказника, сейчас мы узнаем, выполнив устное упражнение. Первый вариант совершает подъем по левым ступенькам, второй – по правым. Затем результаты вычислений верхней ступеньки вы делаете сообща и показываете табличку с ответом, которые находятся у вас на столах.

(Таблички с ответами  30; -50; 103; нет).

Учитель: Помогая друг другу, мы дошли с вами до заказника  «Терсинская лесная дача». Этот заказник имеет площадь равную площади прямоугольника со сторонами 1200 кв.м и 2600 кв.м. Найдите площадь прямоугольника, переведите ее в гектары и вы узнаете площадь заказника.

(ответ: 312га)

Здесь растут различные виды лиственных деревьев: клен, вяз, дуб, желтая акация, кустарники и др.

Самым крупным зверем является лось, самым маленьким – мышь малютка. Послушайте, какая история случилась с лосем.

На большой красивой полянке каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо природы приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Ваня забрел на ту поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему захотелось унести эту красоту с собой. Он набрал огромный букет, состоящий из  2а  цветов, и понес его домой. По дороге он встретил своих друзей, они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Мальчики гурьбой побежали туда. Петя сорвал  5х  цветов, Дима – 6а, Сережа – 12х цветов.

Скажите, сколько всего цветов сорвали дети?

(2а + 5х + 6а + 12х = 8а + 17х)

Учитель: По лесу в это время гулял лось. Он услышал разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную полянку. Что он там увидел?? Вместо небесно-голубых цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.

Почему заплакал лось?

Что надо делать, чтобы этого не повторилось?

Ребята, как вы думаете, похожи ли подобные слагаемые на цветы одного вида?

Какие слагаемые называются подобными?

Что значит привести подобные слагаемые?

Приведите подобные слагаемые:

5х – 6х + 9х – х;

- 8а + 34а – 75а + 8а;

2 (к +3) – (4к +8);

(у -5) +3 (6 + 8у).

Учитель: А мы продолжаем свою экскурсию и двигаемся по направлению к заказнику овраг «Долгий», который является одним из красивейших уголков нашего района. Склоны оврага покрыты пионом тонколистным. Это растение занесено в Красную книгу России. Главные причины уменьшения площади произрастания пионов – массовый сбор растений во время майских праздников, вытаптывание растений, выпас животных.

А вам хочется узнать, с какой скоростью мы двигаемся? Для этого выполним № 1289 из учебника в тетрадях.

(Ответ: 6км/ч).

Двигаясь со скоростью 6км/ч, мы дошли до оврага «Долгий» и здесь сделаем привал и решим

№ 1285 (1 столбик);
№ 1286 (а);
№ 1287(а, в).

Учитель: Выполним небольшой тест на внимание. В нашем районе произрастают лиственные, хвойные леса, различные растения. Посмотрите внимательно на данный рисунок и через 10 секунд восстановите его в тетрадях.

(Рисунок закрывается, ученики восстанавливают его в тетрадях, затем проверяют правильность по открытому рисунку).

Учитель: Побывав в овраге «Долгий» мы отправляемся в следующий заказник «Козловская лесная дача». В хорошем состоянии сохранился только участок клена остролистного в возрасте 79 лет. Это искусственные насаждения и для их посадки требовалась кропотливая работа человека. А вы умеете кропотливо работать?

(Работа с карточками.)

№1. Проверьте, верно ли раскрыты скобки, и оставьте или зачеркните знак «=».

  • -3(а – b) =3b – 3a
  • (-2a + 3) – (0,5 – 2x) = -2a + 3 – 0,5 – 2x
  • –(a – b- c) – (- x – y + 5) = a + b + c + x + y – 5

№2. Вы учитель! Исправьте допущенные здесь ошибки красным цветом.

  • (- 2 + а – b) – (- 3a + 2b – 7) = -2 + a – b +3a – 2b – 7 = 4a + 3b + 5
  • –(0,5 – 2x) – 5(1-x) = - 0,5 + 2x – 5 + 5x = 7x + 5,5
  • (- 2a + 3b – 7c) + 2a – 4(-2b – c + 3) = -2a +3b – 7c +2a + 8b – 4c – 12 = 11b – 11c – 12.

(После выполнения работы учащиеся меняются тетрадями и проверяют правильность выполнения по образцу).

Учитель: Мы возвращаемся домой. Наш урок подходит к концу. Ребята, вы видите, что законы, которые существуют в математике, встречаются в окружающем нас мире.  Давайте вспомним все о чем говорилось на уроке.

 (Рефлексия проводится в форме экспресс-анкеты).

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что наводит вас на размышления?

- Закончите начатые формулировки суждений:

  • Сегодня мне понравилось…
  • Сегодня не получилось…
  • Сегодня я осознал…

Домашнее задание: №№ 1307 (а, б, в, г); 1308 (в, г); 1299.

Учитель: Я хотела бы закончить урок словами:

Взгляни на глобус – шар земной –
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река, свои теряя берега.
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!»

На этом наш урок закончен. Спасибо за сотрудничество!