Цель урока:
- Ознакомление учащихся с новым звуком [з] и буквами З, з.
- Совершенствование навыков произношения звуков [ з ] - [с ]
- Совершенствование навыков чтения и письма слов, предложений, текстов из знакомых буквосочетаний.
- Обогащение словарного запаса.
Оборудование:
- «Азбука. Учебник для 1 класса чувашской школы» (автор М.К.Волков. Чебоксары 2001г.)
- Рабочая тетрадь для первого класса чувашской школы (авторы Л.И.Васильева, Н.Н.Алексеева. Чебоксары,2004г.)
- Компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
Ок – ок – ок
начинается урок.
(читают дети)
2. Сообщение темы и цели урока
— Сегодня на уроке познакомимся с новым звуком, с новой буквой. Послушайте загадку.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю.
Мягкие пушинки,
Милые (снежинки)
(отвечают дети)
— К нам на урок в класс залетели снежинки. Они будут помогать нам на уроке. Кто будет правильно отвечать, тот получит снежинку. В ходе урока можно получить сразу несколько снежинок. Скажите, почему они прилетели к нам в класс.
Дети: Потому что на улице холодно, наступила зима. Им, наверное, понравилось в нашем классе.
— Правильно. Давайте разберём слово зима. (На доске появляется запись, ○○ и ребята делают анализ этого слова.)
— С какого звука начинается это слово?
Дети: Это звук [з].
— Какой это звук?
Дети: Звонкий согласный звук.
3. Работа по картинкам
(На компьютере появляются картинки: зайка, зебра, зонт, козлёнок)
— Что вы заметили?
Дети: Во всех словах слышится звук [з].
— Послушайте стихотворение, запомните слова, где слышится звук [з].
Резиновую Зину
Купили в магазине,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины –
Измазалась в грязи.
(А. Барто)
(Дети называют слова. За правильный ответ получают снежинки.)
4. Ознакомление с буквами З з
— Вот буквы З, з. Это какая буква? (показывает на большую, потом на маленькую)
Дети отвечают: Это большая, а это маленькая.
— Когда пишем большую букву?
Дети: Начало предложения пишется с большой буквы. Фамилии, имя, отчество людей. Названия городов, деревень, рек, клички животных.
— А где может стоять маленькая буква?
Дети: Она может стоять в начале слова, в середине, в конце.
— На что похожа эта буква? (читает стихотворение)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
5. Игра «Что здесь лишнее?»
(На компьютере появляются картинки: зайка, забор, стул, телевизор, коза, динозавр)
— Что здесь лишнее?
Дети: Во всех словах есть звук [з], а в слове стул звук [с]
— Какие это звуки?
Дети: Парные звонкие и глухие согласные.
6. Физкультминутка «Музыканты»
(Сначала дети изображают игру на скрипке, потом на балалайке, на барабане)
Я на скрипочке играю,
Тили – ли, тили – ли.
Пляшут зайки на лужайке
Тили – ли, тили – ли.
Заиграл на балалайке
Тренди – брень, тренди – брень,
Пляшут зайки на лужайке
Тренди – брень, тренди – брень.
А теперь на барабане
Бум – бум – бум! Трам – трам – трам!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам.
7. Работа по таблице слогов
(На доске появляется запись.)
ЗА - СА
ЗУ - СУ
ЗО - СО
ЗЫ - СЫ
— Прочитайте слоги и дополните их до полных слов. (Дети составляют слова)
ЗА - коза, забор, завод
СА - сарай, самолёт, сад
ЗО - золото
СО - сокол, сок, сова
ЗУ - зубы
СУ - суп
ЗЫ - козы, язык
СЫ - сыр, сын
8. Работа по учебнику
1) Открываем учебники на с.38. Нашли картинки в учебнике. Разберём слова. (слого–звуковой анализ слов)
ЗАМОК ЗОНТ
○○ ○
2) Чтение слогов, слов по учебнику.
СА – ЗА СО - СА СУ - ЗУ СЫ - ЗЫ КО / ЗА ВА / ЗА ЗУБ КО / СА РО / ЗА СУП
3) Разбор непонятных слов, перевод на родной язык.
4) Работа по картине. Ответы на вопросы.
- Кто на картине?
- Что у девочки?
- Что на столе?
- Какие цветы? Ответы детей (Это садовые цветы.)
- Еще, какие садовые цветы вы знаете? (Дети называют)
5) На доске появляется картина, где садовые цветы. (Учитель рассказывает о других садовых цветах.)
6) Работа по тексту.
- Чтение текста.
- Словарная работа.
- Работа по тексту. Ответы на вопросы
- Как зовут девочку?
- Какие цветы она набрала в саду?
- Почему мама была рада?
- Задание: Найдите в тексте слова, где есть буквы З, з. Дети называют. (Роза – это имя девочки, ваза, роза – название цветка)
9. Работа в тетрадях
— Открываем тетради на с.42.
- Письмо буквы з. (учитель объясняет и показывает на доске)
- Чтение и запись слогов, слов.
са коса за коза су суп зу зуб - Чтение и запись предложения.
На урок звенит _______.│ звонок
колокол(Дети выбирают слово и записывают.)
- Чтение чистоговорки.
за – за - за – вот идёт коза
са – са - са – вот летит оса
зу – зу – зу – мы пасём козу
су – су – су – мы видели лису
10. Игра «Доскажите словечко»
(читает учитель)
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ….(Зайка)
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …….. (зарядку)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная ……(задача)
В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс ……(звонок)
11. Итог урока
— Что новое вы узнали на уроке и чему научились?