Звук [з] и буквы З, з.

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Ознакомление учащихся с новым звуком [з] и буквами З, з.
  2. Совершенствование навыков произношения звуков [ з ] - [с ]
  3. Совершенствование навыков чтения и письма слов, предложений, текстов из знакомых буквосочетаний.
  4. Обогащение словарного запаса.

Оборудование:

  1. «Азбука. Учебник для 1 класса чувашской школы» (автор М.К.Волков. Чебоксары 2001г.)
  2. Рабочая тетрадь для первого класса чувашской школы (авторы Л.И.Васильева, Н.Н.Алексеева. Чебоксары,2004г.)
  3. Компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

Ок – ок – ок
начинается урок.
(читают дети)

2. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня на уроке познакомимся с новым звуком, с новой буквой. Послушайте загадку.

С неба падают зимою
И кружатся над землёю.
Мягкие пушинки,
Милые (снежинки)
(отвечают дети)

— К нам на урок в класс залетели снежинки. Они будут помогать нам на уроке. Кто будет правильно отвечать, тот получит снежинку. В ходе урока можно получить сразу несколько снежинок. Скажите, почему они прилетели к нам в класс.

Дети: Потому что на улице холодно, наступила зима. Им, наверное, понравилось в нашем классе.

— Правильно. Давайте разберём слово зима. (На доске появляется запись, ○○ и ребята делают анализ этого слова.)

— С какого звука начинается это слово?

Дети: Это звук [з].

— Какой это звук?

Дети: Звонкий согласный звук.

3. Работа по картинкам

(На компьютере появляются картинки: зайка, зебра, зонт, козлёнок)

— Что вы заметили?

Дети: Во всех словах слышится звук [з].

— Послушайте стихотворение, запомните слова, где слышится звук [з].

Резиновую Зину
Купили в магазине,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины –
Измазалась в грязи.
(А. Барто)

(Дети называют слова. За правильный ответ получают снежинки.)

4. Ознакомление с буквами З з

— Вот буквы З, з. Это какая буква? (показывает на большую, потом на маленькую)

Дети отвечают: Это большая, а это маленькая.

— Когда пишем большую букву?

Дети: Начало предложения пишется с большой буквы. Фамилии, имя, отчество людей. Названия городов, деревень, рек, клички животных.

— А где может стоять маленькая буква?

Дети: Она может стоять в начале слова, в середине, в конце.

— На что похожа эта буква? (читает стихотворение)

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.

5. Игра «Что здесь лишнее?»

(На компьютере появляются картинки: зайка, забор, стул, телевизор, коза, динозавр)

— Что здесь лишнее?

Дети: Во всех словах есть звук [з], а в слове стул звук [с]

— Какие это звуки?

Дети: Парные звонкие и глухие согласные.

6. Физкультминутка «Музыканты»

(Сначала дети изображают игру на скрипке, потом на балалайке, на барабане)

Я на скрипочке играю,
Тили – ли, тили – ли.
Пляшут зайки на лужайке
Тили – ли, тили – ли.
Заиграл на балалайке
Тренди – брень, тренди – брень,
Пляшут зайки на лужайке
Тренди – брень, тренди – брень.
А теперь на барабане
Бум – бум – бум! Трам – трам – трам!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам.

7. Работа по таблице слогов

(На доске появляется запись.)

ЗА - СА
ЗУ - СУ
ЗО - СО
ЗЫ - СЫ

— Прочитайте слоги и дополните их до полных слов. (Дети составляют слова)

ЗА - коза, забор, завод
СА - сарай, самолёт, сад
ЗО - золото
СО - сокол, сок, сова
ЗУ - зубы
СУ - суп
ЗЫ - козы, язык
СЫ - сыр, сын

8. Работа по учебнику

1) Открываем учебники на с.38. Нашли картинки в учебнике. Разберём слова. (слого–звуковой анализ слов)

ЗАМОК ЗОНТ
○○ ○

2) Чтение слогов, слов по учебнику.

СА – ЗА СО - СА СУ - ЗУ СЫ - ЗЫ
КО / ЗА ВА / ЗА
ЗУБ
КО / СА РО / ЗА СУП

3) Разбор непонятных слов, перевод на родной язык.

4) Работа по картине. Ответы на вопросы.

  • Кто на картине?
  • Что у девочки?
  • Что на столе?
  • Какие цветы? Ответы детей (Это садовые цветы.)
  • Еще, какие садовые цветы вы знаете? (Дети называют)

5) На доске появляется картина, где садовые цветы. (Учитель рассказывает о других садовых цветах.)

6) Работа по тексту.

  1. Чтение текста.
  2. Словарная работа.
  3. Работа по тексту. Ответы на вопросы
    • Как зовут девочку?
    • Какие цветы она набрала в саду?
    • Почему мама была рада?
  4. Задание: Найдите в тексте слова, где есть буквы З, з. Дети называют. (Роза – это имя девочки, ваза, роза – название цветка)

9. Работа в тетрадях

— Открываем тетради на с.42.

  • Письмо буквы з. (учитель объясняет и показывает на доске)
  • Чтение и запись слогов, слов.
    са коса
    за коза
    су суп
    зу зуб
  • Чтение и запись предложения.
    На урок звенит _______.│ звонок
    колокол

    (Дети выбирают слово и записывают.)

  • Чтение чистоговорки.
    за – за - за – вот идёт коза
    са – са - са – вот летит оса

    зу – зу – зу – мы пасём козу

    су – су – су – мы видели лису

10. Игра «Доскажите словечко»

(читает учитель)

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ….(Зайка)

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …….. (зарядку)

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная ……(задача)

В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс ……(звонок)

11. Итог урока

— Что новое вы узнали на уроке и чему научились?