Урок по алгебре в 8-м классе по теме"Квадратные уравнения"

Разделы: Математика


Задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Квадратные уравнения».
  2. Закрепить навыки решения квадратных уравнений.
  3. Совершенствовать умение применять знания в новой ситуации.
  4. Развивать умение оценивать себя и работу товарищей.

Цели:

  1. Провести диагностику усвоения знаний, умений и навыков выполнения практических заданий стандартного уровня и более высокого уровня.
  2. Содействовать рациональной организации труда.
  3. Снять нервно- психическое напряжение с помощью игровой ситуации.
  4. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, восприятие).
  5. Повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать в них положительную учебную мотивацию.

Тип урока: урок обобщения и систематизации с дидактической игрой.

Оформление: На доске расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определённое задание; мультимедиа проектор; экран; презентация; рабочии листы №1, №2, №3, с напечатанными заданиями; черновики.

Время Деятельность учителя Деятельность учеников
1 2 Организационный момент
Мотивационная беседа
Сообщение правил игры.
Класс разбивается на 2 команды: команда «синих» и команда «красных». За одной партой сидят члены разных команд. Члены команды «синих» сидят в синих пилотках, а команды «красных» в красных пилотках. Непременное условие игры - начинать с конкурса «Вспомни».

 

2   Основная часть урока (дидактическая  игра)  
  7 1. Конкурс «Вспомни»

Вам необходимо вспомнить решение полных и неполных квадратных уравнений.  Решите уравнения, предложенные на рабочем листе № 1 и результаты занесите в таблицу. (слайд № 3)

Приступайте к работе.

Проверка ответов
(слайды № №  4 – 8)

Учащиеся берут в руки рабочий лист №1.

Начинают решать уравнения и  заполнять таблицу, где a, b, c – коэффициенты квадратного уравнения, Д – дискриминант, N – число корней уравнения и     ,      - его корни.

Уравнения для таблицы:

1 вариант

2 = 0; 5х2 + 2 = 0; Х2 – 10х + 21 = 0; х2 + 4х = 0; х2 – 9 = 0.

2 Вариант

2 = 0; х2 + 5х = 0; х2 – 49 = 0; 4х2 + 3 = 0; х2 – 10х + 24 = 0.

    Следующий конкурс команды выбирают поочерёдно.

Сначала на доске через проектор высвечивается таблица с заданиями. После того как учащиеся сдадут самостоятельную работу, на доске высвечиваются ответы к конкурсу. Работу учащиеся выполняют на рабочем листе №1.

 
  5 2. Конкурс «Т»
На доске через проектор высвечиваются вопросы по теории. Всего 6 вопросов. Участники команд поочерёдно отвечают на вопросы. Если учащийся не может ответить, то ему помогают члены его команды. Если дан неверный ответ, то  вопрос переходит к другой команде.

Вопросы:
1) Определение квадратного уравнения.
2) Виды квадратных уравнений.
3) Что называется дискриминантом квадратного уравнения.
4) От чего зависит количество корней квадратного уравнения.
5 Каковы формулы для нахождения корней квадратного уравнения.
6) Формулировка теоремы Виета.  (слайд № 9)

Учащиеся, которые знают ответы, поднимают руки, отвечают на вопросы или помогают товарищам.
  7 3. Конкурс «SOS».

В этом конкурсе каждой команде предлагается выяснить следующее:
1) Какие уравнения называются биквадратными?
2) Сколько корней может иметь биквадратное уравнение.

Решить уравнения.
После решения, учащимся предлагается проверить ответы (ответы демонстрируются на слайде № 10)

Учащиеся берут в руки рабочий лист №2 и решают биквадратные уравнения.

    ;

    +16=0.

    ;

    .

  4 4. Конкурс «!».

Каждой команде предлагается составить приведённое квадратное уравнение, имеющее 2 совпадающих корня (1 вариант - равных 3;

2 вариант -  равных 5)

Учитель выполняет текущий контроль за правильностью записей на доске

Учащиеся составляют уравнение на черновике. Затем по одному представителю от каждой команды пишут составленное уравнение на доске.
  8 5.Конкурс «Письмо из прошлого».

Задачи на квадратные уравнения встречаются в трудах индийских математиков уже с V в. н.э. По одной такой задаче предлагается для решения каждой команде. (слайд № 11)

Листы, заранее приготовленные, с напечатанными задачами лежат на каждой парте. Одновременно задачи проецируются на доску.

На закрытой доске решают задачи по одному человеку от каждой команды. После того как учащиеся сдадут самостоятельную работу,  проверяется решение задачи (открываются крылья доски, на которых учащиеся выполняли решение)

I вариант
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам …
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Вы скажите, в этой стае?

II вариант 
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Часть седьмая их в квадрате
На поляне забавлялась.
Шесть из них
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Вы скажите,  в этой стае?

  5 6. Конкурс «Кот в мешке».
К доске приглашаются по одному члену от каждой команды. Они вынимают из мешка шарики с номерами. Всего предлагается 4 варианта уравнений, решаемых путём введения новой переменной. Команда решает тот вариант, который вытянул её член. (слайд № 12)

Правильные ответы появляются на слайде № 13

Учащиеся решают на рабочем листе №5 уравнение.

Вариант 1   

Вариант 2

Вариант 3  

Вариант 4

  3’ 7. Конкурс «Эрудит».
Учитель показывает ребятам ещё один способ решения квадратных уравнений. Этот способ называется «Способ перекидывания».
Учащиеся слушают учителя и затем пробуют применить этот метод сами. Задание выполняется под классическую музыку.
3   Заключительная часть урока  
  2 Учитель подводит итог урока.  
  2’ Домашнее задание (творческое). Учитель предлагает учащимся дома составить новые конкурсы по теме «Квадратные уравнения» для того, чтобы их можно было применить на последующих уроках.