Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, набор приборов из комплекта «Электродинамика-3», микролаборатория.
Ход урока
I. Повторение опорных знаний
1. На экран проектируется схема последовательного соединения цепи с активной, индуктивной и емкостной нагрузкой (схема 1).
Учитель:
Вопросы классу.
- Объяснить построение векторной диаграммы.
- Используя метод векторных диаграмм, определить напряжение в цепи переменного тока.
- Вывести формулу для расчёта амплитуды полного напряжения и полного сопротивления цепи переменного тока.
- Указать на диаграмме сдвиг по фазе между колебаниями тока и полного напряжения.
- Найти значение сдвига по фазе между током и напряжением (косинуса φ).
(ответ ученика сопровождается презентацией, в которой используются анимационные эффекты, позволяющие поэтапно выполнять построение диаграммы и вводить формулы)
схема 1
II. Применение теоретических знаний
На экране изображена схема 2 , собрана цепь.
Учитель: Какие потребители и приборы включены в цепь?
- подключение к источнику постоянного тока (снимаются показания приборов)
I1=
U1= - подключение к источнику переменного тока (снимаются показания приборов)
I2=
U2=
Учитель: почему отличаются показания амперметра?
После обсуждения этого вопроса предлагается выполнить практическую задачу: «Определить индуктивность катушки» (выполняют 2 группы).
Результаты работы проверяются по ходу её выполнения. Результаты оформляются в виде презентации, которую группа использует на отдельном уроке защиты лабораторных работ.
Остальным учащимся предлагается задача:
Конденсатор ёмкостью 1мкФ, катушка индуктивностью 0,2 Гн и резистор включены последовательно в цепь переменного тока стандартной частоты. Найти амплитуду напряжения на резисторе, если амплитуда тока в цепи 3А, а вольтметр, подключённый к концам цепи, показал напряжение 300В.
III. Углубление знаний
После проверки решения задачи классу предлагается следующее задание: На экран проектируется схема 3 параллельного соединения цепи с активной, индуктивной и емкостной нагрузкой.
схема 3
Учитель: Внимательно посмотрите на схему и, построив векторную диаграмму, ответьте на вопросы
- Объяснить построение векторной диаграммы.
- Используя метод векторных диаграмм, определить результирующий ток в цепи.
- Вывести формулу для расчёта амплитуды полного тока и полного сопротивления цепи переменного тока.
- Указать на диаграмме сдвиг по фазе между колебаниями тока и напряжения.
- Найти значение косинуса φ. (ответ сопровождается презентацией, в которой используются анимационные эффекты, позволяющие поэтапно выполнять построение диаграммы и вводить формулы).
- сравните диаграммы последовательного и параллельного соединения цепи
VI. Закрепление нового материала
После обсуждения этого вопроса предлагается выполнить задачу.
Учитель: используя векторную диаграмму параллельного соединения, решите задачу:
Резистор сопротивлением 5 Ом, катушка с индуктивностью 0,05 Гн и конденсатор ёмкостью 0,2мФ соединены параллельно и подключены к источнику переменного тока стандартной частоты с действующим напряжением 220В. Найти максимальную силу тока. Как изменится результат, если цепь подключить к источнику постоянного тока?
Учитель: предлагаю решить более сложную задачу (условие задачи проектируется на экран - схема 4)
Дана схема соединения катушки, конденсатора и резистора.
схема 4
Как между собой соединены конденсатор и катушка?
Что можно сказать о напряжении на катушке и конденсаторе? Как к ним подключен резистор?
Задание:
- Построить векторную диаграмму. (Для проверки диаграммы используется кадр презентации с анимационными эффектами)
- Найти напряжение в сети. (Проверка решения сопровождается презентацией с анимационными эффектами)
Контроль
- Учитель выявляет качество и уровень овладения знаниями во время устных ответов.
- По ходу самостоятельного решения задач учитель имеет возможность корректировать, объяснять, получать достоверную информацию о достижении всеми учащимися результатов.
- При выполнении практической задачи учитель получает информацию об умении учащихся планировать ход работы, прогнозировать и оценивать результаты.
Домашнее задание
Построить векторную диаграмму других вариантов смешенного соединения цепи с активной, индуктивной и емкостной нагрузкой. Предлагается по желанию представить диаграмму с помощью презентации.
Презентация — Приложение 1.