Цели:
- Расширять кругозор учащихся.
- Формировать интерес к русскому народному творчеству, к авторским сказкам.
- Развивать мышление, речь детей.
- Воспитывать доброту, сострадание.
На доске висят таблицы:
ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ.
ПОСЛОВИЦА – ВСЕМ ДЕЛАМ ПОМОЩНИЦА.
Ход занятия
I этап. “Разминка”
- Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)
- О чём они? (о доброте и зле, о правде и лжи; об уме и глупости, о дружбе, Родине, явлениях природы, о жизни человека)
- Почему вам нравятся пословицы? (они умные, мудрые, складные, красивые, в них глубокий смысл).
II этап. “Разгадай смысл пословиц”
- Сейчас я произнесу пословицу, а вы попробуйте подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
На экране появляются фразы:
а) Если сам отрезал неправильно, то не следует
винить ножницы.
б) Прежде чем что-то сделать, надо хорошо
подумать.
в) Продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.
2. Куй железо, пока горячо.
а) Кузнец куёт горячее железо.
б) Если есть благоприятная возможность для дела,
надо её сразу использовать.
в) Кузнец, который работает не торопясь, часто
успевает больше, чем тот который торопится.
Обсуждение вариантов ответов учащихся.
III этап. “Перепутаница”
- К нам в гости приехал иностранец. Ему очень понравились русские пословицы, и он их быстро выучил. Но потом все пословицы перепутались у него в голове. Помогите человеку, назовите пословицы правильно:
1) Что с возу упало, того не вырубишь топором.
2) Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.
3) Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.
IV этап. “Покажи пословицу”
- Какую пословицу вы можете вспомнить, глядя на инсценировку?
Два мальчика стоят близко друг к другу, третий картонным топором пытается разъединить их.
(Крепкую дружбу и топором не разрубишь)
Мальчик сидит за столом и с аппетитом ест, стараясь не замечать завистливых взглядов другого мальчика.
(Сытый голодного не разумеет)
V этап. “Шифровки”
- У меня есть настоящие шифровки. Догадайтесь, что в них зашифровано.
На экране записи:
1) Слокевоке неке вокерокебейке, выкелекетитке
– неке пойкемакешьке.
2) Нечу спечушичу ячузычукомчу, точурочупичусьчу
дечуломчу.
(После каждого слога вставлены две буквы)
VI этап. “Угадай”
На столе у детей лежат конверты с первым словом пословицы. Дети по очереди читают слова и называют пословицу. Если ребёнок затрудняется, помогают другие ученики.
1. Любишь…. (Любишь кататься – люби и саночки
возить)
2. Горбатого…. (Горбатого могила исправит)
3. Дарённому ….(Дарённому коню в зубы не смотрят)
4. Жизнь ….. (Жизнь прожить не поле перейти. Жизнь
дана на добрые дела)
5. Мал…. (Мал золотник, да дорог)
6. Не было бы…. (Не было бы счастья, да несчастье
помогло)
7 Не в свои … (Не в свои сани не садись)
8. Первый … (Первый блин всегда комом)
9. Рыбак … (Рыбак рыбака видит издалека)
10. Один … (Один в поле не воин) и др.
VII этап. “Психогимнастика”
- Сегодня мы с вами познакомимся с маленькими волшебными человечками и будем с ними играть. Этих человечков зовут гномиками.
Они такие маленькие, гораздо меньше вас. Покажите, какие они маленькие (показ от пола). Вот какие маленькие гномики. Ещё у них есть длинная – предлинная борода, покажите, какая? (Дети показывают на себе). На ногах у них деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат деревянные башмачки? (Дети топают ногами). А на головах у гномиков забавные колпачки с колокольчиками, которые звенят “динь-динь”. (Дети качают головами и звенят “динь-динь”)
А теперь возьмемся за руки и побежим за дедушкой играть в “нитку и иголочкой” (Саша будет дедушкой гномиков). Куда дедушка, туда и вы. Только руки не опускайте, не то ниточка порвётся. (Бегают за “дедушкой” по классу, обходя разные препятствия: стол, стул, то замедляя, то ускоряя темп).
Какие внимательные и старательные гномики!
VIII этап. “Сказки”
Ученик читает стихотворение:
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
- Ребята, а вы сказки любите?
- Какая у вас любимая сказка?
К нам поступили телеграммы от сказочных героев; угадайте, от кого они пришли, из каких сказок эти герои.
Дети по желанию берут на учительском столе “телеграммы” и зачитывают их.
“Поздравляю Иа с днём рождения” (Винни-Пух, Пятачок или Тигра; “Винни-Пух и все-все-все”)
“Буду-буду умываться по утрам и вечерам” (Грязнуля “Мойдодыр К.И. Чуковский)
“Бабушка и дедушка, спасите! За мной гонится лиса”! (Колобок; “Колобок”, русская народная сказка)
“Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!” (Заяц. “Заячья избушка”, русская народная сказка.
“Спасибо, ласточка, за чудесное спасение” (“Дюймовочка” Г.Х. Андерсен)
IX этап. “Анаграммы”
- Ребята, вот несчастие – Кощей пролетел над сказочным лесом ураганом и перемешал все названия сказок. Но мы знаем сказки и можем их восстановить:
На экране появляются записи:
“Шаам и двеемьд” (“Маша и медведь”)
“Шокупет – лозойто бекошерг” (“Петушок – золотой гребешок”)
“Вочмокоайдю” (“Дюймовочка”)
“Шулзаок” (“Золушка”)
X этап. “Кроссворд”
На доске кроссворд. Я читаю определение, то ученик, кто первым догадался, выходит и заполняет строчку кроссворда.
- Средство передвижения Бабы – Яги
- Так иногда называют в сказках лису.
- Любимая книга Буратино.
- Сказка, в которой на балу потерялась туфелька.
- Гордость Марьи-красы.
- Сестрица Иванушки.
XI этап. “Итоги”
- Вы сегодня показали, что любите и неплохо знаете пословицы и сказки. В дальнейшем вы узнаете много новых – интересных и мудрых.
Желаю вам успеха!