Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал. Проверить знания по данной теме.
Оборудование: стальной шар, проходящий через кольцо, колба с подкрашенной водой, колба, сосуд с водой, три спиртовки, спички, кусочки парафина, ластики, пластилин.
План урока:
Содержание | Методы и приемы |
Обобщение знаний по темам: строение вещества, диффузия, взаимодействие молекул, свойства 3-х состояний вещества | Запись на доске. Использование теста, эксперимента, объяснение пословиц, работа с карточками, проведение диктанта. Самопроверка, взаимопроверка, проверка ответов учителем. |
Оформление доски:
№ | Баллы жителей ул. Диффузии | Баллы жителей ул. Взаимодействия | Баллы жителей ул. 3-х состояний вещества |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Учитель: Представим себе, что все мы жители города Молекулярный- молекулы, а я ваш градоначальник. (Учитель развёртывает грамоту и читает)
«Уважаемые жители города Молекулярный!
Уважаемые молекулы!
В наш город едет повелитель страны Физика, что бы выяснить знают ли жители историю своего города!
Чтобы не быть опозоренными, требую вспомнить историю каждой улицы и для этого провожу соревнование между жителями улиц: улицы Диффузии, улицы Взаимодействия, улицы Трех состояний вещества.
Подпись: градоначальник города Молекулярный.»
Начинается история нашего города с площади Строение вещества. Какова же история этой площади? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание: (листочки с заданием 1 лежат на партах).
Задание 1
Все вещества состоят из очень маленьких частиц. Между этими частицам имеются промежутки. Поэтому мы можем изменить объем тела за счет увеличения или уменьшения промежутков.
Вопросы | Варианты ответов |
Как изменится взаимное расположение частиц, когда мы… | |
|
|
Вы знаете, что свойства тел зависят от их температуры. Как изменяется объем тела при его… | |
|
|
Как изменяются промежутки между частицами воздуха в надувном детском шаре, если мы… | |
|
|
Ученики выполняют задание в тетрадях. Обмениваются тетрадями. Идет взаимопроверка. Сверяются с ответами, написанными на обратной стороне доски: I 1. II 2. III 1. IV 2. V 3. VI 3. Ниже на этой стороне доски записана норма оценок: 0 — «5», 1-2 — «4», 3-4 — «3», 5-6 — «0».
Учитель: Поднимите руки те жители улицы Диффузии, кто из вас получил «4» и «5»? А теперь поднимите руки жители улицы Взаимодействия и жители Трёх состояний вещества.
Оценки выставляются в таблице, изображенной на доске.
Задание 2
Учитель: Докажите с помощью приборов, находящихся на столе, что вещества состоят из частиц, разделённых промежутками. Прошу к столу представителей от каждой улицы. Если представитель не справляется с заданием, жители города могут ему помочь.
Задание 3
Учитель: Все мы жители города Молекулярный – молекулы. Но, хорошо ли мы знаем самих себя? Достаньте из конвертов красную и желтую карточки. Я задаю вопрос. Если вы согласны, то поднимаете красную карточку, если нет, то поднимаете желтую карточку.
- Одинаковы ли размеры молекул одного и того же вещества?
- Одинаковы ли размеры молекул разных веществ?
- Одинаков ли состав молекул одного и того же вещества?
- Одинаков ли состав молекул разных веществ?
Баллы заносятся в таблицу.
Задание 4
Учитель:
- Жителям ул. Диффузия сделать из пластилина модель молекулы воды.
- Жителям ул. Взаимодействия – модель молекулы кислорода.
- Жителям ул. 3- состояний вещества – модель молекулы водорода.
Пройти по рядам, проверить изготовленные модели. Выставить баллы в таблицу.
Задание 5
Учитель: А теперь выясним, на сколько хорошо вы знаете историю ул. Диффузия. Какое явление называется диффузией? Дайте объяснение пословицам.
- Пословица для жителей ул. Диффузия: «Нарезанный лук сильнее пахнет».
- Пословица для жителей ул. Взаимодействия: «На мешке с солью и веревка соленая».
- Пословица для жителей 3-х состояний вещества: «Если цветок коричневого дерева положить в вазу, его аромат все равно распространяется далеко вокруг».
За каждый правильный ответ в таблицу заносится 1 балл.
Задание 6
Учитель: Ответьте письменно на вопросы:
- В какой воде – горячей или холодной – надо замочить горох для варки супа, чтобы он разбух быстрее?
- Одинаковые стаканы наполнены равными порциями воды: один – теплой, другой – холодной. В них одновременно брошены кусочки красящего вещества. В каком стакане вода окрасится быстрее?
- Объясните на основе молекулярной теории, чем отличается холодная вода от горячей.
Взаимопроверка. Учитель диктует правильные ответы.
- В горячей воде.
- В стакане с теплой водой.
- В холодной воде скорость движения молекул меньше.
Норма выставления баллов написана на доске: 0 — «5», 1 — «4», 2-3 — «0»
Поднимите руки те жители, которые получили «4» и «5».
Учитель заполняет таблицу.
Задание 7
Учитель: Заглянем на улицу Взаимодействия. Уважаемые жители этой улицы! Объясните:
- Почему твердые тела и жидкости сами собой не распадаются на отдельные молекулы?
- Почему сжатые тела распрямляются?
- Почему два куска мела не соединяются в один при сдавливании?
- Приведите в соприкосновение 2 кусочка парафина. Что произошло и почему?
- Сожмите пальцами ластик и отпустите. Объясните данное явление.
За каждый правильный ответ баллы выставляются в таблицу.
Задание 8
Учитель: Для проверки знаний истории улицы 3-х состояний вещества, уважаемые жители, я проведу диктант.
В каком состоянии находится вещество?
- Сохраняют объём, но легко меняют форму.
- Не имеют постоянного объема и собственной формы.
- Сохраняют объём и форму.
- Расстояние между молекулами много больше размеров самих молекул.
- Частицы расположены в определённом порядке.
Самопроверка. Ответы написаны на доске. 0 — «5», 1 — «4», 2 — «3», 3-5 — «0»
Задание 9
Учитель: А теперь любой из вас может заработать для своей улицы дополнительный балл.
- Можно ли заполнить сосуд газом на 50% его объема?
- В чем состоит сходство и различие свойств газов и жидкостей?
- В чем состоит сходство и различие свойств жидкостей и твердых тел?
- Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул теплой и горячей воды? От молекул льда?
- Вода превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?
Учитель подводит итог уроку.
Уважаемые жители города Молекулярный, я как градоначальник, осталась довольна вашими ответами и мы с достоинством можем встретить повелителя страны Физика.