Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и побудило педагогический коллектив к созданию и воплощению проекта «Народная игрушка – Матрёшка».
Участники: воспитанники средней - старшей групп, педагоги, родители.
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
1. | Научные | 1.1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла. 1.2. Выяснить географию и особенности национального сувенира. 1.3. Развивать сенсорные навыки. 1.4. Дать представление о цветовой гармонии. |
2. | Мировоззренческие | 2.2. Помочь увидеть необыкновенное в обычном. 2.3. Показать связь мира природы с миром человека. |
3. | Духовно- нравственные | 3.1. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи. 3.2. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей. 3.3. Учить получать радость от узнавания нового. 3.4. Учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд. 3.5. Развивать эмоциональную сферу. |
4. | Практические | 4.1. Освоить некоторые классические художественные элементы. 4.2. Изучить связь между особенностями орнамента и национального костюма. 4.3. Разработать собственные образцы росписи. 4.4. Создать коллекцию игрушек. 4.5. Оформить мини – музей «Матрёшка». |
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подбор литературы, иллюстраций;
- приобретение материалов для изодеятельности.
2. Исследовательский:
- ознакомление с национальными костюмами;
- изучение художественных элементов;
- составление орнаментов (рис. в альбоме).
3. Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- сбор коллекции игрушек – матрёшек;
- изготовление «Семейной матрёшки»;
- оформление экспозиции.
Защита проекта:
- проводится в мае 200.. г.;
- в виде организации выставки «Семейной матрёшки»;
- в виде праздника национальной игрушки.
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия родителей и детей;
- работа проводится во вторую половину дня;
- воспитанники работают под руководством педагога.
Работа по проекту оценивается:
- конкурсной комиссией (заведующая ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
- педагогами ДОУ.
Практический выход:
- изготовление «Семейной матрёшки»;
- оформление коллекции игрушек в мини-музей Матрёшки;
- проведение праздника национальной игрушки.
Тематический план
№ | Тема занятия |
1 | Знакомство с народной игрушкой. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». Д/игра «Построй ряд с закрытыми глазами». |
2 | Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» (ряжение). |
3 | История возникновения и развития матрёшечного дела. |
4 | Матрёшка – как символ семьи. Виды матрёшек. С/ ролевая игра «Семья». |
5 | Изучение свойств дерева. Экспериментирование. |
6 | Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки). |
7 | Беседа о бережном отношении к изделиям из дерева (мебель, бумага). Д/игры «Из чего сделано», «Угадай по описанию». |
8 | Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт». |
9 | Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный). |
10 | Игры с разными видами матрёшек, сравнение. |
11 | Рисование простейших элементов росписи. |
12 | Рисование: составление простейших узоров. |
13 | Разработка детской авторской матрёшки. |
14 | Разработка «семейной» матрёшки. |
15 | «Родственники» матрёшки – деревянная игрушка Ванька-встанька. |
16 | Изготовление матрёшек из различных материалов (картон, гипс, глина, ткань и т.д.). |
17 | Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках. Д/игры (счёт, цвет, размер). |
18 | Разучивание сложного хоровода. |
19 | Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник). |
20 | Выставка и обсуждение «семейных» матрёшек. |
21 | Праздник народной игрушки. |