Цель урока: познакомить детей с тем, что после согласных буква е обозначает звук / э / и указывает на мягкость согласного.
Задачи урока:
- научить обозначать мягкость согласного буквой е;
- развивать фонематический слух, мышление, речь;
- воспитывать чувства патриотизма, любви к своей малой родине.
Оборудование: аудиозапись, иллюстрации о природе, наглядный и дидактический материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок ,
Начинается урок.
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки
И тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ли на меня глядят?
2. Повторение изученного.
Звучит аудиозапись. Слышатся звуки леса.
- Что услышали? (пенье птиц)
- Где можно услышать эти звуки? (в лесу)
- Сегодня на уроке мы продолжим нашу лесную прогулку, которую начали вчера.
- А что такое лес? (ответы детей)
- Лес- это природное сообщество. Там живут звери, птицы, насекомые. Растут ели, сосны, лиственные деревья, цветы, ягоды, грибы. Лес кормит человека.
- Как люди должны вести себя в лесу? (ответы детей)
- Какой гость пришёл к нам в гости на предыдущем уроке из леса? (белка)
- С какой буквой она помогла нам познакомиться? (е)
- Как белка назвала эту букву? (особенной)
- Почему? (обозначает 2 звука в начале слова и после гласных)
- Это первый секрет, который помогла разгадать нам белка. А впереди ещё два.
3. Актуализация знаний.
- Повторим первый секрет. Посмотрите на сочетания букв. Что заметили?
- ев
- ет
- ен
- ес
- ел
- ер
- ек
(е стоит вначале)
- Если е стоит в начале слова, сколько звуков она обозначает? (2 звука)
- Назовите эти звуки и дайте им характеристику. (звук /й/ - согласный, звонкий, мягкий. Звук /э/ - гласный).
- Договорим сочетания до слов. ( учитель подписывает: если, ели, енот)
Объяснение значения слов.
- Составим схему "ели". Сколько слогов? Назовите 1-ый. Сколько звуков слышите? Дайте характеристику первому звуку, второму. Назовите 2-ой слог. Дайте характеристику звукам 2-го слога.
Составляется схема слова. оооо
- Сколько звуков в этом слове? (4) Сколько букв? (3). Почему звуков больше, а букв меньше? (е обозначает 2 звука). Это первый секрет белки, который мы узнали на прошлом уроке.
Плакат на доске.
БУКВА Е ОБОЗНАЧАЕТ ДВА ЗВУКА
- Где ещё может стоять е и тоже будет обозначать два звука? (после гласной)
- Прочитаем слова на доске: высокие, старые, толстые. После каких букв стоит е? (после гласных).
-Сколько звуков обозначает? (2).
Орфографическое чтение слов.
-Можно ли про ели сказать, что они такие? (да) К данным прилагательным подберите противоположные по смыслу. (низкие, молодые, тонкие).
- Какие ещё слова на букву е вы можете назвать? (Елена, Ева, Егор, еда, ерунда и т.д.)
- Какие из этих слов пишутся с большой буквы и почему? (имена собственные).
4. Физминутка.
Топай мишка, хлопай мишка.
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
5. "Открытие" нового знания.
- Сегодня на уроке мы откроем ещё два секрета о букве е, которые принесла нам белка. Посмотрите на слоги, что заметили? (е стоит после согласных )
- ве
- те
- не
- се
- ле
- ре
- ке
- Послушайте как звучат эти слоги. (читает учитель) Теперь прочитаем все вместе.
- Как произносятся согласные звуки? (мягко) Почему? (е обозначает мягкость согласного звука)
- Это второй секрет белки.
Плакат на доске.
Е ОБОЗНАЧАЕТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО ЗВУКА В СЛИЯНИИ
- Прочитаем слоги ещё раз. Какой гласный звук слышится в слиянии? (э)
- Расскажите об этом звуке. ( этот звук гласный, произносится свободно, образует слог).
- Посмотрим, разгадали ли мы третий секрет белочки?
Плакат на доске.
Е ОБОЗНАЧАЕТ ГЛАСНЫЙ ЗВУК /Э/ В СЛИЯНИИ С МЯГКИМ СОГЛАСНЫМ
- Теперь мы узнали все белкины секреты. Повторим их ещё раз.
Чтение "секретов".
- Договорите слоги до слов. (се- север, ре - река, ле - лес, ве - ветер, не - нежность, ке - кенгуру, те - телефон).
- Составьте схему слова "лес".
__________
ООО
(работа в тетради)
6. Первичное закрепление.
- Мы продолжаем своё путешествие по лесу. Какие животные живут в лесу? (медведь, лиса, волк, белка, лось, заяц.) Рассмотрите иллюстрации. В названиях, какого животного есть буква е? (белка, медведь).
- Какой звук обозначает е в этих словах? (/э/, мягкость согласного звука).
- Поработаем над словом "белка". Сколько слогов? Какой слог ударный? Назовите 1-ый слог, 2-ой. Сколько звуков в первом слоге? Дайте им характеристику. (/б/ - согласный, звонкий, мягкий, /э/ - гласный, ударный, /л/ - согласный, звонкий, твёрдый).
Аналогично со вторым слогом. Подведение итогов работы.
- Что интересного вы знаете об этих животных? (ответы детей и дополнение учителя).
6. Физминутка.
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
А четыре - улетела.
7. Продолжение изучения материала.
Работа по учебнику.
- Откройте "Азбуку" на с. 78. Что видите на иллюстрации? (лес)
- Какие деревья растут в этом лесу? (берёзы, ели, сосны).
- Как называется текст, который будем читать? ("Лес").
Работа с текстом.
Чтение текста хорошо читающим учеником.
Хоровое чтение.
Беседа по содержанию:
- О чём текст?
- Что растёт в лесу?
- Какие сосны и ели?
- Сколько лет росли деревья?
- 100 лет - это целый век. Можно сказать, что эти сосны и ели вековые?
- В каком предложении высказано восхищение лесом? (Красивы русские леса!)
- В каких словах встретилась буква е?
- В каких словах она обозначает 2 звука?
- В каких словах е находится в слиянии, обозначает гласный звук /э/ и указывает на мягкость согласного звука?
9. Итог урока.
Звучит аудиозапись.
- Вот и закончилась лесная прогулка. Разгадали мы все секреты белки.
- Давайте их повторим. (чтение плакатов на доске).
Прозвенел звонок,
Наш закончился урок.
Отдохнуть всех непременно
Приглашает перемена.