Урок литературного чтения в 1-м классе "Буква Е – показатель мягкости согласного звука" (традиционная программа)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить детей с тем, что после согласных буква е обозначает звук / э / и указывает на мягкость согласного.

Задачи урока:

  • научить обозначать мягкость согласного буквой е;
  • развивать фонематический слух, мышление, речь;
  • воспитывать чувства патриотизма, любви к своей малой родине.

Оборудование: аудиозапись, иллюстрации о природе, наглядный и дидактический материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок ,
Начинается урок.
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки
И тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ли на меня глядят?

2. Повторение изученного.

Звучит аудиозапись. Слышатся звуки леса.

- Что услышали? (пенье птиц)

- Где можно услышать эти звуки? (в лесу)

- Сегодня на уроке мы продолжим нашу лесную прогулку, которую начали вчера.

- А что такое лес? (ответы детей)

- Лес- это природное сообщество. Там живут звери, птицы, насекомые. Растут ели, сосны, лиственные деревья, цветы, ягоды, грибы. Лес кормит человека.

- Как люди должны вести себя в лесу? (ответы детей)

- Какой гость пришёл к нам в гости на предыдущем уроке из леса? (белка)

- С какой буквой она помогла нам познакомиться? (е)

- Как белка назвала эту букву? (особенной)

- Почему? (обозначает 2 звука в начале слова и после гласных)

- Это первый секрет, который помогла разгадать нам белка. А впереди ещё два.

3. Актуализация знаний.

- Повторим первый секрет. Посмотрите на сочетания букв. Что заметили?

  • ев
  • ет
  • ен
  • ес
  • ел
  • ер
  • ек

(е стоит вначале)

- Если е стоит в начале слова, сколько звуков она обозначает? (2 звука)

- Назовите эти звуки и дайте им характеристику. (звук /й/ - согласный, звонкий, мягкий. Звук /э/ - гласный).

- Договорим сочетания до слов. ( учитель подписывает: если, ели, енот)

Объяснение значения слов.

- Составим схему "ели". Сколько слогов? Назовите 1-ый. Сколько звуков слышите? Дайте характеристику первому звуку, второму. Назовите 2-ой слог. Дайте характеристику звукам 2-го слога.

Составляется схема слова. оооо

- Сколько звуков в этом слове? (4) Сколько букв? (3). Почему звуков больше, а букв меньше? (е обозначает 2 звука). Это первый секрет белки, который мы узнали на прошлом уроке.

Плакат на доске.

БУКВА Е ОБОЗНАЧАЕТ ДВА ЗВУКА

- Где ещё может стоять е и тоже будет обозначать два звука? (после гласной)

- Прочитаем слова на доске: высокие, старые, толстые. После каких букв стоит е? (после гласных).

-Сколько звуков обозначает? (2).

Орфографическое чтение слов.

-Можно ли про ели сказать, что они такие? (да) К данным прилагательным подберите противоположные по смыслу. (низкие, молодые, тонкие).

- Какие ещё слова на букву е вы можете назвать? (Елена, Ева, Егор, еда, ерунда и т.д.)

- Какие из этих слов пишутся с большой буквы и почему? (имена собственные).

4. Физминутка.

Топай мишка, хлопай мишка.
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

5. "Открытие" нового знания.

- Сегодня на уроке мы откроем ещё два секрета о букве е, которые принесла нам белка. Посмотрите на слоги, что заметили? (е стоит после согласных )

  • ве
  • те
  • не
  • се
  • ле
  • ре
  • ке

- Послушайте как звучат эти слоги. (читает учитель) Теперь прочитаем все вместе.

- Как произносятся согласные звуки? (мягко) Почему? (е обозначает мягкость согласного звука)

- Это второй секрет белки.

Плакат на доске.

Е ОБОЗНАЧАЕТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО ЗВУКА В СЛИЯНИИ

- Прочитаем слоги ещё раз. Какой гласный звук слышится в слиянии? (э)

- Расскажите об этом звуке. ( этот звук гласный, произносится свободно, образует слог).

- Посмотрим, разгадали ли мы третий секрет белочки?

Плакат на доске.

Е ОБОЗНАЧАЕТ ГЛАСНЫЙ ЗВУК /Э/ В СЛИЯНИИ С МЯГКИМ СОГЛАСНЫМ

- Теперь мы узнали все белкины секреты. Повторим их ещё раз.

Чтение "секретов".

- Договорите слоги до слов. (се- север, ре - река, ле - лес, ве - ветер, не - нежность, ке - кенгуру, те - телефон).

- Составьте схему слова "лес".

__________
ООО

(работа в тетради)

6. Первичное закрепление.

- Мы продолжаем своё путешествие по лесу. Какие животные живут в лесу? (медведь, лиса, волк, белка, лось, заяц.) Рассмотрите иллюстрации. В названиях, какого животного есть буква е? (белка, медведь).

- Какой звук обозначает е в этих словах? (/э/, мягкость согласного звука).

- Поработаем над словом "белка". Сколько слогов? Какой слог ударный? Назовите 1-ый слог, 2-ой. Сколько звуков в первом слоге? Дайте им характеристику. (/б/ - согласный, звонкий, мягкий, /э/ - гласный, ударный, / - согласный, звонкий, твёрдый).

Аналогично со вторым слогом. Подведение итогов работы.

- Что интересного вы знаете об этих животных? (ответы детей и дополнение учителя).

6. Физминутка.

Утром бабочка проснулась.
Потянулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
А четыре - улетела.

7. Продолжение изучения материала.

Работа по учебнику.

- Откройте "Азбуку" на с. 78. Что видите на иллюстрации? (лес)

- Какие деревья растут в этом лесу? (берёзы, ели, сосны).

- Как называется текст, который будем читать? ("Лес").

Работа с текстом.

Чтение текста хорошо читающим учеником.

Хоровое чтение.

Беседа по содержанию:

- О чём текст?

- Что растёт в лесу?

- Какие сосны и ели?

- Сколько лет росли деревья?

- 100 лет - это целый век. Можно сказать, что эти сосны и ели вековые?

- В каком предложении высказано восхищение лесом? (Красивы русские леса!)

- В каких словах встретилась буква е?

- В каких словах она обозначает 2 звука?

- В каких словах е находится в слиянии, обозначает гласный звук /э/ и указывает на мягкость согласного звука?

9. Итог урока.

Звучит аудиозапись.

- Вот и закончилась лесная прогулка. Разгадали мы все секреты белки.

- Давайте их повторим. (чтение плакатов на доске).

Прозвенел звонок,
Наш закончился урок.
Отдохнуть всех непременно
Приглашает перемена.