Цель: обобщение знаний учащихся о частях речи.
Задачи:
- Формировать навыки в распознавании частей речи.
- Упражнять в определении числа, рода имен существительных; в распознавании собственных и нарицательных имен существительных.
- Расширять словарный запас.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Магнитофон, карточки, мяч, картинки с предметами (см. Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
II. Актуализация знаний
Учитель: Урок русского языка у нас сегодня будет осенний. Осень красивое и богатое время года. Перед нами предстоит все многоцветье красок: зеленые, желтые, красные, бордовые. А сколько овощей, фруктов, грибов дарит нам природа. А мы с вами сегодня порадуем осень своими делами и знаниями. Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме “Части речи”
При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка и речи.)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
– Прочитайте запись на доске.
На доске:
По лесам гуляет золотая осень.
– Можно ли сказать, что это предложение? Почему? (Предложение выражает законченную мысль.)
III. Работа в тетради
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь
- Записать число, классная работа, предложение.
- Найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
- Определить части речи.
IV. Имя существительное
Учитель: В теплые осенние дни не хочется сидеть дома. Я предлагаю отправиться на прогулку, а свежее дыхание ветерка поможет перенестись на лесную полянку.
Дети закрывают глаза, учитель читает.
Ой, ты, вольный ветерок,
Мчись скорее на восток,
В дальний лес лети, лети
Нас с собою захвати.
Сколько грибов на этой волшебной поляне! А какие это грибы мы сейчас узнаем. Из слогов, которые написаны на доске, составьте слова.
На доске:
Грузди, сыроежка, опята, мухомор, лисички.
– Какой части речи эти слова? Что такое имя существительное? Определите число в этих словах?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
– Осень богата не только грибами. Чтоб сильным и здоровым быть, всем надо овощи любить. А какие овощи дарит нам это время года. Вы послушайте и запишите в тетрадь.
Дети исполняют частушки
Во саду ли, в огороде
Были мы ребятки.
Вам сейчас споем частушки.
Что растут на грядке.
Я – румяная редиска
Поклонюсь вам низко-низко
А хвалить меня зачем.
Я и так известна всем.
Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету.
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравится, конечно.
Для него не нужен ящик,
Поливайте только чаше.
И тогда, как верный друг,
К вам придёт зеленый лук.
Я – картошка, так скромна –
Слова не сказала,
Но картошка всем нужна
И большим и малым!
Что за скрип? Что за хруст
Это что еще за куст.
Как же быть без хруста?
Это ведь капуста!
Задание
- Определить в этих словах род.
- Индивид работа по карточкам (2 человека)
Карточка 1
Отгадать загадки, записать отгадки. Определить род.
- Удивительное солнце
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
- Кафтан на мне зеленый,
А сердца как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.
- Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
- Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло.
- Закутан ребенок в сорок пеленок.
- Скинули с Егорушки
Золотые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка.
Карточка 2
Написать отгадку вместе с проверочными словами.
- Шуба бела всю землю одела.
- В иголках бугорок мышку уволок.
- Туча по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
- Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
- За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.
Ответы к карточкам
Карточка 1: 1. Подсолнух 2. Арбуз 3. Тыква 4. Свекла 5. Капуста 6. Лук
Карточка 2: 1. Снег 2. Еж 3. Град 4. Гриб 5. След
V. Физкультминутка
Учитель: Имя существительное бывает собственное и нарицательное. Какие имена существительные мы называем собственными? (Название городов, деревень, лиц, фамилии, клички животных т.е. те, которые пишутся с заглавной буквы)
Игра “Ванька-Встанька”: если услышали имя собственное встали. Если имя нарицательное садятся.
VI. Имя прилагательное
Игра “ Угадай”
Учитель: Разделимся на две команды. Одна команда получит картинки, на которых изображены предметы. И та команда, у которой находятся предметы, должна их охарактеризовать с помощью признаков, а ребята другой команды определить этот предмет по признакам.
Картинки (Приложение. Рис. 1–5):
Арбуз – вкусный, сладкий, сочный,
Листья – желтые, зеленые, осенние.
Снег – холодный, пушистый, белый,
Ель – ветвистая, зеленая, колючая,
Медведь – косолапый, неуклюжий, бурый.
– Ребята какая часть речи обозначает признак предмета? (Прилагательное)
– Что такое имя прилагательное?
– Значит? мы с вами будем учиться подбирать прилагательные к предметам.
VII. Глагол
Учитель: Ребята, а что вы знаете о глаголе?
Игра с мячом.
Учитель бросает мяч, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют действие этого предмета.
Игра “Синонимы”
Учитель: Ребята, вы замечали, что осенью часто идут дожди. Дождь всегда бывает одинаковым? Давайте подберем и запишем в тетрадь глаголы к слову дождь – идет, моросит, капает, льет, хлещет.
VIII. Итог урока
Учитель: Чем мы сегодня занимались на уроке? Какие части речи вы знаете?
Выслушиваются ответы детей. Учитель выставляет оценки.
– Вы сегодня очень порадовали осень своими знаниями. Она вас поздравляет с “5” и “4” в дневниках. С улыбками на губах.
IX. Домашнее задание
Учитель: Придумать и записать по 3 сущ., прил, гл.