Урок русского языка. Тема: "Части речи. Обобщение" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: обобщение знаний учащихся о частях речи.

Задачи:

  1. Формировать навыки в распознавании частей речи.
  2. Упражнять в определении числа, рода имен существительных; в распознавании собственных и нарицательных имен существительных.
  3. Расширять словарный запас.
  4. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
  5. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Магнитофон, карточки, мяч, картинки с предметами (см. Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

II. Актуализация знаний

Учитель: Урок русского языка у нас сегодня будет осенний. Осень красивое и богатое время года. Перед нами предстоит все многоцветье красок: зеленые, желтые, красные, бордовые. А сколько овощей, фруктов, грибов дарит нам природа. А мы с вами сегодня порадуем осень своими делами и знаниями. Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме “Части речи”

При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка и речи.)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

– Прочитайте запись на доске.

На доске:

По лесам гуляет золотая осень.

– Можно ли сказать, что это предложение? Почему? (Предложение выражает законченную мысль.)

III. Работа в тетради

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь

  • Записать число, классная работа, предложение.
  • Найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
  • Определить части речи.

IV. Имя существительное

Учитель: В теплые осенние дни не хочется сидеть дома. Я предлагаю отправиться на прогулку, а свежее дыхание ветерка поможет перенестись на лесную полянку.

Дети закрывают глаза, учитель читает.

Ой, ты, вольный ветерок,
Мчись скорее на восток,
В дальний лес лети, лети
Нас с собою захвати.

Сколько грибов на этой волшебной поляне! А какие это грибы мы сейчас узнаем. Из слогов, которые написаны на доске, составьте слова.

На доске:

Грузди, сыроежка, опята, мухомор, лисички.

– Какой части речи эти слова? Что такое имя существительное? Определите число в этих словах?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

– Осень богата не только грибами. Чтоб сильным и здоровым быть, всем надо овощи любить. А какие овощи дарит нам это время года. Вы послушайте и запишите в тетрадь.

Дети исполняют частушки

Во саду ли, в огороде
Были мы ребятки.
Вам сейчас споем частушки.
Что растут на грядке.

Я – румяная редиска
Поклонюсь вам низко-низко
А хвалить меня зачем.
Я и так известна всем.

Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету.

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравится, конечно.

Для него не нужен ящик,
Поливайте только чаше.
И тогда, как верный друг,
К вам придёт зеленый лук.

Я – картошка, так скромна –
Слова не сказала,
Но картошка всем нужна
И большим и малым!

Что за скрип? Что за хруст
Это что еще за куст.
Как же быть без хруста?
Это ведь капуста!

Задание

  • Определить в этих словах род.
  • Индивид работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1

Отгадать загадки, записать отгадки. Определить род.

  1. Удивительное солнце
    В этом солнце сто оконцев.
    Из оконцев тех глядят
    Сотни маленьких галчат.
  1. Кафтан на мне зеленый,
    А сердца как кумач.
    На вкус, как сахар, сладок,
    На вид похож на мяч.
  1. Золотая голова велика, тяжела.
    Золотая голова отдохнуть прилегла.
    Голова велика, только шея тонка.
  1. Вверху зелено, внизу красно,
    В землю вросло.
  1. Закутан ребенок в сорок пеленок.
  1. Скинули с Егорушки
    Золотые перышки.
    Заставил Егорушка
    Плакать без горюшка.

Карточка 2

Написать отгадку вместе с проверочными словами.

  1. Шуба бела всю землю одела.
  1. В иголках бугорок мышку уволок.
  1. Туча по небу гуляла,
    Тучка бусы растеряла.
    Скачут бусы по дорожке,
    Как хрустальные горошки.
  1. Землю пробуравил,
    Корешок оставил.
    Сам на свет явился,
    Шапочкой прикрылся.
  1. За тобою он плетется,
    Хоть на месте остается.

Ответы к карточкам

Карточка 1: 1. Подсолнух 2. Арбуз 3. Тыква 4. Свекла 5. Капуста 6. Лук

Карточка 2: 1. Снег 2. Еж 3. Град 4. Гриб 5. След

V. Физкультминутка

Учитель: Имя существительное бывает собственное и нарицательное. Какие имена существительные мы называем собственными? (Название городов, деревень, лиц, фамилии, клички животных т.е. те, которые пишутся с заглавной буквы)

Игра “Ванька-Встанька”: если услышали имя собственное встали. Если имя нарицательное садятся.

VI. Имя прилагательное

Игра “ Угадай”

Учитель: Разделимся на две команды. Одна команда получит картинки, на которых изображены предметы. И та команда, у которой находятся предметы, должна их охарактеризовать с помощью признаков, а ребята другой команды определить этот предмет по признакам.

Картинки (Приложение. Рис. 1–5):

Арбуз – вкусный, сладкий, сочный,
Листья – желтые, зеленые, осенние.
Снег – холодный, пушистый, белый,
Ель – ветвистая, зеленая, колючая,
Медведь – косолапый, неуклюжий, бурый.

– Ребята какая часть речи обозначает признак предмета? (Прилагательное)

– Что такое имя прилагательное?

– Значит? мы с вами будем учиться подбирать прилагательные к предметам.

VII. Глагол

Учитель: Ребята, а что вы знаете о глаголе?

Игра с мячом.

Учитель бросает мяч, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют действие этого предмета.

Игра “Синонимы”

Учитель: Ребята, вы замечали, что осенью часто идут дожди. Дождь всегда бывает одинаковым? Давайте подберем и запишем в тетрадь глаголы к слову дождь – идет, моросит, капает, льет, хлещет.

VIII. Итог урока

Учитель: Чем мы сегодня занимались на уроке? Какие части речи вы знаете?

Выслушиваются ответы детей. Учитель выставляет оценки.

– Вы сегодня очень порадовали осень своими знаниями. Она вас поздравляет с “5” и “4” в дневниках. С улыбками на губах.

IX. Домашнее задание

Учитель: Придумать и записать по 3 сущ., прил, гл.