Цель: Сформировать у учащихся представление о проведении и особенностях либеральных реформ в России в XIX в., об отношении к реформам властей и общества.
Задачи:
- Ознакомить с либеральными реформами России в середине XIX в.
- Вырабатывать навыки самостоятельной работы.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся через выполнения ряда заданий.
- Воспитывать нравственное качество и патриотизм.
Тип урока: Комбинированный.
Форма обучения: Классно-урочная.
Межпредметные связи: литература, география, обществознание.
Новые понятия: Апелляция, вольнослушатель, гражданское общество, нигилизм, конституционное правление, правовое государство, присяжный поверенный, террор.
Оборудование: карта России XIX в., компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, сообщение целей и задач урока
II. Повторение ранее изученного материала.
Приложение (Слайд №1)
Россия
На самом большом континенте
Россия - моё вдохновенье,
Немало есть стран и народов
Но связан я нитью особой,
Стоит больше тысячи лет
Мой яркий, немеркнущий свет
С наивно завидной судьбой,
Россия, навеки с тобой.
(И. Елизарьев)
Россия из поколений в поколение переживала различные стрессы в экономике и политике, подъёмы и падения, но всегда выходила из сложившейся ситуации, развивалась и процветала ни смотря ,ни на что.
Учитель. Сегодня мы вновь попадём в эпоху середины XIX в. и обратимся к реформам, инициаторами которых в XVIII–XIX вв. выступали верховная власть и государственный аппарат.
Вопросы учащимся:
- Что является главным источником финансирования для проведения реформ? (В России основным и главным источником финансирования реформ всегда было усиление налогового гнёта от населения.)
- Приведите в пример императоров, которые занимались реформаторской деятельностью в России. (Петр I, Екатерина II, Александр I.)
(Слайд № 2)
- Давайте вспомним, какие реформы претворил в жизнь Петр I?
Ответы:
- Перестроил высшие государственные органы, где система приказов заменена коллегиями.
- Реформы в местном самоуправлении (разделил Россию на 8 губерний).
- Создал табель о рангах (14).
- Создан Синод для управления религиозными делами.
- Военная реформа.
(Слайд № 3)
- А теперь вспомним, какие реформы провела Екатерина II
Ответы учащихся:
- Губернская (Россия разделена на 50 губерний во главе с губернатором)
- Возникли новые местные учреждения.
- Обнародована жалованная грамота дворян(дворяне не могли служить, нельзя судить подвергать телесным наказаниям, не платили подати)
- Жалованная грамота городам (выборными органами являлись городские думы) купцам разрешался доступ к самоуправлению
(Слайд № 4)
- Вспомните реформы Александра I
Ответы:
- Провел реформу в высшие государственные власти (вместо коллегий появились министерства)
- Провел реформу народного просвещения (образование стало доступным для низших слоев населения)
- Издал указ о вольных хлебопашцах (помещики могли отпускать крепостных на волю с земельным наделом за выкуп, где был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике)
Учитель: Следующим реформатором стал (пауза) -император Александр II.
(Слайд № 5)
Тесты по теме “Крестьянская реформа”. (Слайды № 6–7)
1-а, 2-в, 3-а, 4-г, 5-б, 6-б, 7-г, 8-г ,9-в, 10-в, 11-абвг.
III Изучение нового материала
(Слайд № 8)
1. Реформа местного самоуправления. (Слайд № 9)
1 января 1864 года вышел указ “Положения о губернских и уездных земских учреждениях”
- права голоса имели только мужчины;
- избиратели делились на три разряда:
а) землевладельцы (те, у которых находилось в пользовании не менее 200 десятин земли или имущества не менее 15 тысяч рублей);
б) горожан (купцов, торговых людей с годовалым оборотом не 6 тысяч рублей);
в) выборных и сельских обществ (сельские жители избирали представителя на волостной сход, волостные уездные органы, на уездных избирались в губернские органы самоуправления).
работа с документом и его анализ
- земство решало вопросы только местного значения
2. Судебная реформа (ноябрь 1864 год) (Слайд № 10)
- равенство всех сословий перед законом;
- гласность суда;
- независимость судий;
- состоятельность обвинения и защиты.
Суды делились на мировые (рассматривались мелкие уголовные и гражданские дела в городах и уездах) и общие.
В общие входил Окружной суд (назначался императором, который рассматривал крупные уголовные и гражданские дела с участием присяжных) и судебная палата (которая рассматривала дела о должностных преступлениях чиновников).
3. Военная реформа ( с 1863 по 1874 год) (Слайд № 11)
- 1863–1864 года проведено реформирование военно-учебных заведений;
- 1867 год – открыта военная юридическая академия, а 1877 году – морская;
- с 1 января 1874 года призыву подлежали лица всех сословий с 20 лет (сухопутные войска – на 15 лет, из них 6 лет действительной службы, 9 лет в запасе. Во флоте 10 лет, 7 действительной, 3 в запасе);
- от службы освобождались единственные сыновья и кормильцы;
- отменены телесные наказания (кроме штрафников);
- издан ряд воинских уставов и учебных пособий;
4. Реформа в области просвещения (июнь-ноябрь 1864 г) (Слайд № 12)
- утверждено положение о начальных народных училищах (государственные, земские, церковно-приходские, воскресные типы училищ. Срок обучения не более 3-х лет);
- средняя ступень учебного заведения – гимназии (принимались все сословия, но с высокой оплатой за обучение, срок обучения 7 лет);
- принят новый устав для университетов;
- стало развиваться женское образование (были открыты высшие женские курсы в крупных городах, так как в университетах учиться их не допускали).
Доклад ученика “Жизнь Александра II во время проведения реформ”. (Слайд № 13) Приложение
Видеоролик “Жизнь императора Александра II”.
IV. Закрепление материала
(Вопросы в конце параграфа.)
Вывод (учащимися).
В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Однако завершить экономические и политические преобразования императору не удалось.
V. Подведение итогов
Выявление лучших, выставление оценок.
VI. Домашнее задание
§ 21–22, вопросы к документам, работа со словарём. Заполнить таблицу: достоинства и недостатки реформ Александра II?