Урок-конкурс по теме "Тела вращения, площади их поверхностей и объемы" (11-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 11



Тема  урока: «Тела вращения, площади их поверхностей и объемы».

Тип урока: урок обобщения  и систематизации знаний.

Триединая цель урока:

1.Обучающая:  организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению и систематизации знаний учащихся по изученной теме, по применению теоретических  знаний  для решения задач вычислительного и практического характера.
2.Развивающая: развитие логического мышления учащихся, умения анализировать, синтезировать и сравнивать, обобщать изученные факты и понятия.
3.Воспитательная: развитие познавательного интереса учащихся, навыков работы в группах, формирование навыков  продуктивного делового взаимодействия и принятия групповых решений.

План  урока. Время   –    2   часа.

Содержание
этапов урока

Виды  и формы
работы

1.Организационный момент.

 Приветствие учащихся.

2.Мотивационное начало  урока.

1. Постановка целей урока и  знакомство учащихся с планом урока.
2. Деление учащихся на команды «Конус», «Шар», «Цилиндр».

3.Воспроизведение и коррекция  опорных знаний.

1.Конкурс капитанов.
2. Разминка команд.

4.Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях.

1.Решение задач в группах.
2.Практический конкурс.
3.Исторические задачи.

5.Подведение итогов урока.

Рефлексия  урока учащимися и учителем

6.Резервные задания.

 

Оформление классной доски.

1.Дата, тема урока.

2. Эпиграф к уроку:

«Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего, и ничего не прибавил к своему образованию»
Я.А.Коменский

3.К уроку каждый из вас должен

ЗНАТЬ: определение, элементы цилиндра, конуса, сферы и шара; формулы для вычисления площадей поверхности и объемов этих  тел;

УМЕТЬ: строить чертежи тел вращения и их элементов; применять  формулы для вычисления площадей поверхности и объемов  тел вращения при решении задач.

 Оборудование: измерительная линейка, стакан емкостью 250 мл, мензурка, шарик, вмещающийся в мензурку, бутылка  с жидкостью, баскетбольный мяч.

Ход  работы

1.Организационный  момент:

а) приветствие учащихся;
б) психологический  настрой  для снятия напряжения учащихся и их вовлечения в плодотворную работу;
в) объяснение учащимся принципов построения и правил  работы на уроке

2. Мотивационное  начало урока:

а) мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической   значимости изученного материала;
б) сообщение темы, цели и задач урока.
в) деление класса на команды «Цилиндр», «Конус», «Шар» (каждый  из учеников берет  карточку с изображением   этих тел); выбор в команде ее участниками капитана.
г) назначение консультанта конкурса (из числа  учащихся, хорошо усвоивших данную тему).

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний  учащихся.

а) конкурс капитанов: капитан каждой команды на доске чертит чертеж  фигуры, название которой носит его команда, формулирует определение и называет ее элементы по чертежу.
б) оценивают капитана команды соперников и учитель, консультант выводит выводит средний балл и результаты заносит в ведомость учета баллов (см. приложение в конце статьи), максимум  – 5 баллов.

в) разминка команд: каждый член команд получает карточку:

Ф.И.уч-ся

Название
тела

Чертеж

Вращением какой фигуры
получена

Формула площади поверхности

Формула объема

 

Цилиндр

 

 

 

 

 

Конус

 

 

 

 

 

Ус.конус

 

 

 

 

 

Шар

 

 

 

 

Критерии  оценки задания:

в строке верны все  результаты    –   4 балла;
верны  3     результата     –   3 балла;
верны  2     результата     –   2  балла;
верен   1     результат       –   1  балл.
Учащиеся сверяют  ответы с данными, приводимыми в презентации, проставляют себе количество баллов и сдают карточки консультанту.    

Презентация.ppt

Валеоминутка.

1.Упражнения для снятия мышечного напряжения.
2.Упражнения для глаз.

4. Деятельность учащихся по применению знаний, умений и навыков при решении задач.

а) решение задач в группах:

для команды «Цилиндр»: конусообразная палатка высотой 3,5 м и диаметром основания 4 м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку, если  5 % материала ушло на швы и отходы?.

для команды  «Конус»: чугунный шар регулятора имеет массу 10 кг. Найти диаметр шара, если его плотность 7,2 г/см?.

для команды  «Шар»: цилиндрическая  труба диаметром  65 см имеет высоту 18 м. Сколько жести нужно для ее изготовления, если на заклепку уходит 10 % материала?

Представители каждой команды на доске предлагают решение задач, оценивают их решение  две другие команды,  с учетом времени на запись и правильность оформления. (максимум  – 5 баллов)

б) практический конкурс: «Ум без догадки гроша не стоит»

каждая из команд по очереди берет  задачи, коллективно обсуждают их решение и предлагают  это  решение другим командам.

1.Круглое бревно весит 30 кг. Сколько весит бревно, которое вдвое толще, но вдвое короче?

2.Как найти вместимость стакана с помощью весов?

3. Вычислите объем  баскетбольного мяча с помощью нитки и измерительной линейки.

4.С помощью мензурки определить радиус вмещающегося в нее шарика.

5. Пусть земной шар по экватору плотно обтянут веревкой. Ее длину увеличили на 1 м и  образовавшийся «зазор»   равномерно распределили по всему экватору. Сможет ли в этот «зазор» прошмыгнуть мышь? (ответ  обосновать расчетами).

 6.  Мякоть вишни окружает косточку такой же толщины, как  и  сама косточка. Будем считать, что и вишня и косточка имеют форму шариков. Сообразите, во сколько раз объем сочной части вишни больше объема косточки.

 Валеоминутка.

в) исторический конкурс.

1.А.С. Пушкиным в поэме «Скупой рыцарь» рассказана старинная легенда восточных народов:

«… Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу.
И гордый холм возвысился,
И царь мог  с высоты с весельем озирать                                                                  
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли».


Вычислите высоту такого холма, учитывая, что 1 горсть =  1/5 литра = 0,2 дм?,  В войске 100 000 воинов.

2. У Аттилы – предводителя гуннов, кочевого народа, сложившегося в Приуралье из многих племен (70-е гг. IV в.)  было самое многочисленное войско, которое знал древний мир. Историки оценивают его в 700 000 человек.
Вычислить высоту кургана, насыпанного воинами Аттилы, и подумайте, удовлетворила ли бы такая высота честолюбие  предводителя гуннов или нет

5.Подведение итогов урока.

а) консультант  заканчивает  подсчет баллов по различным этапам конкурса и выставляет (с комментарием)  итоговую оценку за урок в соответствии со следующими критериями:

33 и более баллов  – отметка «5»
28 – 32 балла                           «4»
24 – 27 баллов                         «3»
менее 24 баллов                      «2»

б)  рефлексия урока:  для учащихся

–  что же каждый из вас прибавил сегодня на уроке к своим знаниям?
–  какие практические навыки вы приобрели сегодня по телам вращения и предметам обихода, внешне сравнимым с известными вам телами вращения?
– остались ли вы довольны этим уроком? (обосновать свои ответы)

Учитель: сегодня на уроке мы с вами систематизировали и обобщили  наши знания о телах вращения, увидели практическое применение в жизни этих знаний, еще раз остановились на применении формул для вычисления площадей их поверхностей и объемов.
Проведение урока в форме конкурса между командами, с использованием групповых форм, еще раз показало, ваше сотрудничество, умение работать  совместно со своими одноклассниками.

Приложение 1. (таблица учета баллов)

Название команды

Состав команды

Конкурс капитанов

Решение задач

Практ.
конкурс

Истор.
конкурс

Сумма баллов

Оценка за урок

«Цилиндр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такие же таблицы составляются и для команд «Конус», «Шар» (количество строк в них соответствует количеству членов команды)

Дополнительные  задания:

Конкурс  творчества: вы – градостроители. Используя пластилин, «постройте»  старинный замок, элементами которого были бы тела вращения

Список литературы.

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.Геометрия 10-11. –М.: Просвещение, 2002 г.
  2. Большой справочник для школьников «Математика», М., издательский дом «Дрофа», 2002 г.
  3. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005 г.
  4. Энциклопедический словарь юных математиков. М., «Просвещение», 1985 г.
  5. Я познаю мир.  Математика. М., АСТ, 2000 г.
  6.  Газеты «Математика»   №  42, 43,   2000 г., № 2,    2002г.,  № 36, 2003 г.